Кое-что о зимней езде

Владимир Левкин
.                «Записки велосипедиста-3»


Ещё недавно лет пять-семь зимняя езда на велике считалась каким-то экстримом, ездили самые отчаянные люди, да и то им часто крутили пальцем у виска в след.  Однако всё меняется в этом мире. И сейчас зимой ездит много народу, в том числе и ваш покорный слуга, то есть я. Развитию данного дела способствуют появление хорошего снаряжа: имею в виду одежды, шлемов, перчаток и прочих прибамбасов.  И конечно хороших велосипедов прочных, которым нестрашны падения.

Но, некоторые узлы надо защитить дополнительно, это относиться к натяжным роликам, и передней звезде. Остальное можно не защищать, так как всё не защитишь. Колёса лучше иметь 26 дюймов, они как-то покрепче других 27-29 дюймов, хотя я ездил один сезон на 29 и ничего не загнул, повезло. Шипованные покрышки ставить  необязательно, я езжу на новой «Кенде», протектор симметричный  практически летний, на мороженом чистом асфальте и фирне держат хорошо, но надо ехать ровно, без рывков. Не надо увлекаться широкими покрышками, и зубатым протектором, это всё для дилетантов, которые ездят до винной лавки километр, от силы два. Если есть деньги можно купить покрышки для зимы-"Мовстер". Они хорошо идут по зимним дорогам. Если дорога покрыта укатанным снегом ехать также приятно, скорость 20-30 км,-больше ни надо, так как падать на лёд  хуже чем на землю, но не обдираешься. Да и толстые костюмы помогают, одеваться надо по погоде, перегрев также опасен, как и слишком лёгкая одежда. Я езжу в китайском костюме с мягкими брюками типа из Болони, но утеплённые, крутить в них приятно, ничего не давит. На голову использую шлем типа лётного, он спасает если резко падаешь, ведь в каске ездить зимой неудобно. На седло обязательно надо одевать чехол, он спасёт вашу задницу и другое, от переохлаждения. На колени мягкие наколенники, они греют, поддерживают сустав коленный. Очень плохо что в интернете пропагандируют езду без наколенников, такие герои. Я тут смотрел фильм, скорость семьдесят на перевале Алтайских гор, на катанце никакой защиты. Катят с голой почти жопой и коленями Камикадзе...  Пробовал ездить в лыжном костюме, лямки мешают и костюм слишком жёсткий.
Зимняя езда вообще не для нервных, велосипедист должен быть спокойным и выдержанным, педалировать надо плавно, руль тоже дёргать нельзя, все движения должны быть плавными, ровными  и без резких рывков.В колеи на зимней дороге лучше не лезти из них иногда выбрасывает, весьма неожиданно, надо иметь отменную реакцию, чтоб не плюхнуться.  Скоростями увлекаться  не стоит, например я зимой включаю только 5ю скорость, иногда и ниже 4. На них и пилю. Откатав много зим, я стал чувствовать себя уверенно на зимней дороге, гоняю и с гор, а они у нас неплохие. В ТОМ ГОДУ НЕ ПАДАЛ НИ РАЗУ, В ЭТОМ ВСЕГО ОДИН РАЗ, НО НЕОЖИДАННО. СРЕДНЯЯ НАМОТКА КИЛОМЕТРОВ ЗА ГОД 9 ТЫС.30 км-300 дней. По-моему смысл зимних тренировок, в количестве километров и способности ездить каждый день хотя бы 25-30 км. А если нет регулярности тренировок, лучше сидеть дома. И смотреть на дорогой велосипед на стене(сейчас продают много чудесных креплений).Для зимних тренировок нужен крепкий велосипед-типа нашего"Форварда". Особо если ездишь с гор,всякий карбон здесь не годиться. Тяжёлый велик устойчивей держит дорогу,много развелось теоретиков-велоездоков проедут тыщу км. за сезон и пошла писать губерния, как говорили раньше и главное такие эрудированные, то дубовое, это не современное...У меня три велосипеда, это "Форвард","Трек"Америка и московский "Старк"29" Зимой я за наш"Форвард"-однозначно.С годами опыт зимней и летней езды кристаллизуется в нечто новое, по существу - это хорошо забытое старое.Конечно у ноу хау велосипедных есть много плюсов, однако опыт свидетельствует, что вполне можно обходится(если вы не рекордсмен)и старыми технологиями, хочу переделать свой"Форвард"на одну скорость примерно4-5.Плюсов у старой системы много и главное не изнашивается очень долго ведущие и ведомые зубчатки и цепь.Ведь в молодости не было практически великов с кассетами сзади и переключением скоростей.Однако цепи,и "шестерёнки" практически не меняли и выбрасывали уже с убитым великом.

Трассы выбираю практически без машин, так как зимой есть шанс грохнуться под машину, притом весьма неожиданно. Езжу, каждый день минимум 15км-30км, у меня свои трассы, где почти нет авто, плохо ездить  при ветре и температуре ниже 20-. Если выпадает  большой снег, то жду дня три, и потом снова езжу. Польза от зимней езды большая: меньше простываешь, сохраняешь форму, я например, совсем забросил лыжи, вот не интересно  стало и всё.  В заключении хочу сказать,  катайтесь ребята на здоровье, ничего страшного в этом нет, пара прогулок  и вы в сетях зимней экзотики.Тут недавно рассказывали  в интернете про одного испанца, который чуть не замёрз в палатке во время велотура по Магадану, оказывается чокнутые,  есть не толка в России, их везде пруд-пруди. Испанец наверно спутал Магадан с Мадейрой, хорошо его наши  водилы откопали и сдали этого дона в больничку.

Года два назад мне встретился возле монастыря "Ганиной Ямы" один швед велотурист. Я его сразу зацепил и давай пытать, что да как и откуда. Почему-то я решил, что это швед или немец, у нас таких нет: сам из себя рыжий, борода рыжая и штанцы явно не наши. Велик у него с двух сторон был оборудован какими-то железными  ящиками, внизу больше, вверху меньше. Говорю ему жестами, чо там везёшь, он открыл, ну прямо склад, он говорит его напугали что в России ничего нет, ни продуктов, ни запчастей, вот и везёт всё с собой, как верблюд. А ведь давно доказано, что ехать налегке одно удовольствие, а если нагружен как ишак от такой езды один вред. Хотя это моя позиция. Затем я пригласил его на кофе, он посмотрел наш посёлок, мой дом и участок. И написал в комке,- врут всё про вас в наших СМИ. Особо задели его наши новые дома выстроенные после 2000 года. А это от 800 до 200 м2. Расстались мы друзьями.

Я думаю, что зимняя езда на велике имеет большое будущее, так как климат теплеет, где вы морозы нашей молодости, пишу эти строки, а за окном -5-8, как тут не покататься? В январе. Недавно у нас по дороге проезжал клуб зимних вело любителей, шалман большой, наверно человек сто. Сказали что курс держат на "Чёртово Городище".               
Такому коллективу по силу почти любой просёлок-протопчут!

Ещё надо добавить, зимой есть опасность от бродячих собак, которые по зиме часто сбиваются в стаи, становятся агрессивными, недавно на меня нападали два раза в соседнем посёлке, и если в городе сейчас бродячих стало не видно(наверно удавили по тихому), без шума, чтоб животнолюбы не шумели. Зато, в пригороде бегают и приходиться отмахиваться цепью велосипедной. А вообще если на вас напало несколько собак или одна опасной породы, надо спешиваться в свободную сторону и отмахиваться великом, блокируя животное, это помогает.

Несмотря на все нюансы популярность зимней езды растёт год от года. Кстати можно организовывать и зимние  велопоходы и ради бога не надо, никаких палаток, сейчас везде кемпинги, есть и частные дома, в которые всегда пустят на постой за умеренные деньги. Главное не надо нагружать себя как ишак среднеазиатский: сумки, баулы, палатки, запчасти, продукты на пару месяцев. Всё сейчас можно купить в дороге, если это не глухая тайга или пустыня Такла макан. Так, что ребята катайтесь на здоровье, главное выбрать правильный маршрут и не соваться на главные трассы. Ведь всегда есть второстепенные  дороги.  Хотя бы наш старый московский и тагильские тракты. По основным трассам ездить плохо и опасно, они слишком загазованные, а сколько у нас просёлков в России.    
               
                С  уважением  Владимир Левкин.  4.01.19.
 
Фото автора-Гора "Чёртово Городище"-327м. Окрестности Екатеринбурга, км двадцать от города.