Приходите в гости к Муму!

Алекс Нефедов
 
Лично для меня мир, который описал в своих произведениях Иван Сергеевич Тургенев – мир такой далёкий и чарующий своими образами, имеет особенное значение. А язык, которым писатель этот мир, его когда-то реально окружающий и волнующий, воспроизвёл на страницах своих романов и повестей (и особо любимых мною «Записок охотника») стал неким эталоном в моей собственной литературной деятельности.
Почувствовать же атмосферу жизни и быта классика мне посчастливилось однажды в Спасском - Лутовинове, затем в огромном доме-дворце в Орле, где развёрнуты масштабные экспозиции музея И.С. Тургенева. И, конечно, в этом московском доме на улице Остоженка, 37.
Впервые я попал сюда летом 2013 года, когда в рамках своей предвыборного марафона мэр Москвы С.С. Собянин встречался с главными редакторами «толстых» литературных журналов и руководителями столичных печатных СМИ. В ту пору я был исполнительным директором газеты Правительства Москвы «Тверская,13».Теперь о той встрече, которая проходила в большой зале дома, где была развёрнута небольшая экспозиция, напоминает ставшая уже исторической фотография. Она демонстрируется на стенде, посвященном истории реконструкции дома и создания нынешней ошеломляющей экспозиции. На фото с мэром и редакторами я запечатлен справа, рядом с советником президента по вопросам культуры В.И. Толстым…
Дом, расположенный по адресу Остоженка, 37, хорошо знаком москвичам. Здесь с 1840 по 1850 годы жила Варвара Петровна Тургенева, матушка великого писателя. Иван Сергеевич часто гостил у матери на Остоженке и описал в повести «Муму» происходившие здесь события. Прототипами персонажей тургеневского произведения стали реальные лица, жившие в доме «барыни». Теперь здесь размещается Музей И.С. Тургенева – отдел Государственного музея А.С. Пушкина.
…16 сентября 1840 года в дом въехала арендовавшая эту городскую усадьбу В.П. Тургенева. Иван Сергеевич, завершив образование в Берлинском университете, впервые появился у матери на Остоженке в мае 1841 году. Впоследствии он часто бывал здесь проездом из Петербурга в родовое имение Спасское и обратно; провел в остоженском доме две весны - в 1844 и 1845 годах. Здесь разыгралась и трагедия на почве наследства. О той ссоре теперь напоминает удачно реализованная затея музейных работников: в матушкином кабинете на полу лежит словно брошенный в сердцах разгневанной хозяйкой портрет сына в овальной раме и с расколотым вдребезги стеклом… После кончины матери в ноябре 1850 года Тургенев жил здесь более двух месяцев, занимаясь делами по злополучному наследству. В этот дом приходили его многочисленные друзья и знакомые - видные представители общественно-литературных и театральных кругов тогдашней Москвы: Т.Н. Грановский, М.С. Щепкин, В.П. Боткин, братья Бакунины, Аксаковы. В своих комнатах на антресолях он работал над статьями для журнала «Отечественные записки», здесь рождались замыслы «Бежина луга», поэм «Андрей» и «Разговор». В 1851 году Тургенев покинул дом навсегда и больше сюда не возвращался.
Но посетителю этого дома, который после долгой реконструкции открылся в середине ноября прошлого года, кажется, что Иван Сергеевич просто отлучился ненадолго из своих комнат. Настолько ярко и достоверно воссоздана атмосфера дома, антураж комнат, дух тургеневской эпохи.
И, конечно, в доме ощущается незримое присутствие несчастной питомица немого Герасима. Впрочем, почему незримого: Муму на портретах и в бронзе в рамках экспозиции, на открытках в билетной кассе.
Сегодня (4 января 2019 года) и до конца зимних каникул, посещение музея бесплатное. Уходя, я погладил в подъезде дома уже заметно отполированный руками посетителей нос бронзовой собачки, молчаливо встречающей и провожающей гостей. Зачем? Да так, на всякий случай…