Нянечка

Евгений Кошелев
 
 
   Говорят, что у человека есть всего пять органов чувств, которые еще в древности определил греческий ученый Аристотель: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

   При помощи зрения человек может определить цвет, формы, размеры. Уши дают возможность слышать происходящее вокруг. Язык человека помогает ему определять на вкус свойства предмета  - горькое, соленое, кислое, сладкое. Нос при помощи чувства обоняния определяет исходящий запах в воздухе, а кожа позволяет осязать боль, давление, тепло и холод.

  Современные ученые путем наблюдений и исследований пришли к выводу, что незрячий человек располагает еще дополнительно другими органами чувств, что позволяет ему ориентироваться в окружающем мире.

    Теомоцепляция - чувство тепла (или отсутствие его) на нашей коже;

    Эквибриоцепция - чувство равновесия, которое определяется содержащими жидкости полостями в нашем внутреннем ухе;

    Ноцицепция – восприятие боли кожей, суставами и органами тела;

    Проприоцепция или «осязание тела», это понимание того, где находится части нашего тела, даже если мы их не чувствуем и не видим. То есть, если закрыть глаза и покачать в воздухе ногой, то все равно будешь знать, где находится ступня ноги по отношению к другим частям тела. Или при помощи руки пальцем, ты определяешь кончик носа при закрытых глазах.

***
 
  У бабушки моей матери было три сестры и два брата, и вот в возрасте лет 9-12 одна из сестер после болезни потеряла зрение. Потерять зрение для человека всегда трагедия, а особенно в подростковом возрасте. Но мамина тетя, а звали ее Панна, справилась с этим.

  После смерти родителей она жила у своих сестер и племянниц, помогая им в воспитании детей. В селе она часто жила  не только у бабушки, но и у Осяниных, родственников по линии бабушки. У нее была хорошо развита чувствительность пальцев. И когда в селе в зимние вечера пряли пряжу, ее приглашали по очереди соседи помочь. Шерстяная нить у нее получалась ровной и тонкой. Она была набожной и носила четки, соблюдала все религиозные праздники.

  Несмотря на потерю зрения, она многое делала по дому, мыла полы, нянчила маленьких детей.  Я ее помню примерно лет с 4-х, как она жила у нас. С нами она была строгой, и шалить нам не позволяла. И мы от нее частенько прятались под кроватями или под столом. Но няня Панна нас находила быстро и усмиряла. Надо сказать обузой она не была в семье, за период своей слепоты она научилась многому. Она хорошо вязала, могла вязать варежки, носки. В связи с потерей зрения у нее хорошо были развиты другие органы осязания: слух, вкусовые качества, запах и другие чувства, как равновесие, чувства тепла

  Несмотря на потерю зрения в подростковом возрасте она  жила таким же образом, как и близкие ей люди. Она неплохо ориентировалась, находясь на улице, в селе. Видимо  память позволила ей запомнить расположение  домов по улице. Зрение у нее ухудшалось постепенно в течение нескольких лет. За это время она приспособилась к такому состоянию и по всей вероятности у нее были хорошо развиты другие органы чувств. Она могла определить состояние погоды на улице по шелесту листьев на деревьях от дуновения ветра. Необъяснимо, но она могла на ощупь определять и некоторые цвета материи.

 Как вспоминает племянница няни Панны, она на ощупь определяла и качество мытья посуды. Она всегда проверяла посуду после мытья детьми и заставляла  перемывать, она хорошо по памяти вязала изделия с узорами.
 
  На улице ее всегда сопровождали, она брала в одну руку палку, а другой рукой придерживалась за сопровождающего. Под руку ходить она не любила.

    Она была очень опрятной и старалась обходиться без посторонней помощи в вопросах гигиены. Прожила она более 70 лет, практически никогда не болела. Мама часто вспоминала ее хорошими словами. К сожалению, медицина тогда была еще не так развита, возможно, сейчас бы ей могли восстановить полноценное зрение.