3. Бесштанные Микеланджело

Моисей Харитонов
На рисунке слева – фрагмент настенной росписи Микеланджело «Страшный суд». Номером 2 обозначено явление на суд святых Власия и Екатерины.
Мощные плечи, отсутствие талии, "пришитые" груди объясняют тем, что художнику позировали только юноши. Что, кстати, не мешало Микеланджело создавать эталонные образы женской красоты.

3.1. Микеланджело «Страшный суд»

Тема Второго Пришествия Христа - основополагающая христианская концепция относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса. Она  была взята за основу в грандиозной картине. Работа, которой мастер посвятил более пяти лет, впоследствии стала величайшим шедевром западного искусства.

«Страшный суд» всегда был одной из основополагающих тем для больших церковных фресок, традиционно занимавших место с тыльной стороны над главным входом в церковь. Несмотря на то, что при написании фрески художника вдохновляла, прежде всего, Библия со сценами из Апокалипсиса и произведения Данте «Божественная комедия», в картине Микеланджело «Страшный суд» отражено его собственное философское видение трагедии дальнейшей человеческой судьбы.

3.2. Святые Власий и Екатерина

Местный правитель Агрикола в провинции языческой Римской империи велел привязать городского христианского епископа Власия к дереву и строгать его тело железными гребнями для чесания шерсти, однако Власий остался верен Христу.  У Власия на фреске в руках щетки для чесания шерсти овец – этими щетками его пытали.

Екатерина приняла мученическую смерть в период правления императора Максимина в начале IV века. Согласно житию, она «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того, она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия». Была обращена в христианство сирийским монахом, крестившим её под именем Екатерина.

Максимин сам пытался убедить Екатерину поклониться языческим богам, но не смог этого добиться. С целью устрашить Екатерину императорский вельможа Хурсаден предложил Максимину изготовить следующее орудие для пытки:

Прикажи устроить на одной оси четыре деревянные колеса, а по ним вокруг наколотить разные железные острия: два колеса пусть обращаются в правую, а два в левую сторону; по средине же их пусть будет привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят её тело. Но прежде пусть только покажут эти колёса Екатерине, чтобы она, видя их, убоялась жестокого мучения, и подчинилась бы твоей воле; если же и после этого она останется в прежнем упорстве, — то пусть примет мучительную смерть.

Эти колёса, согласно житию, были разрушены сошедшим с неба ангелом, который избавил Екатерину от мук.

3.3. Реакция на наготу персонажей

Согласно христианским догмам перед тем, как явиться на Страшный суд, людям возвращается их телесная оболочка, но не одежда. Тем не менее, изобразив фигуры святых нагими, Микеланджело вызвал град нападок в свой адрес. Изображенные персонажи были довольно узнаваемы.

В нижнем правом углу «Страшного суда», Микеланджело изобразил в образе Миноса – главного Судьи преисподней – церемониймейстера Папы Павла III.  Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». Рассерженный Микеланджело дорисовал ему уши осла с намеком на умственные способности критикана. Униженный папский церемониймейстер пожаловался Папе, но тот ответил, что у него нет никакой власти ни над адом, ни над чертом, и посоветовал самому договариваться с художником.

Откровенно непристойная роспись, учинившая предательство Евангельской истины – именно такой оценке со стороны папского двора удостоилась огромная фреска, покрывающая всю стену за алтарем Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник отказался следовать Библейской истине, присовокупив к христианской тематике языческую мифологию! На стороне художника оставался только один человек - папа Павел III; увидев законченную фреску, папа пал перед ней на колени. Однако Павел III вскоре умер,
 
Один из бурно негодующих кардиналов организовал цензурную кампанию с требованием уничтожения неприличной фрески с обнаженными персонажами в часовне главного христианского храма.
Два папы подряд хотели сбить богохульную фреску. Микеланджело приходилось быть на голову лучше конкурентов. Но ее автор был незаменим на строительстве собора святого Петра. К тому же он отказался от гонорара за свой труд архитектора. И авторитет Микеланджело был настолько велик, что пока он был жив, никто не посмел исправить его роспись над алтарем.

Есть предположение, что насмешливый и презирающий людей Микеланджело намеревался  шокировать публику. Известно, по крайней мере, что он советовал возмущенному разнузданным поведением фигур на фреске понтифику навести сначала порядок в мире.

Только накануне смерти мастера было принято решение прикрыть гениталии святых…

3.4. Операция «прикрытия» :)

Сразу после смерти великого мастера в начале 1564 года, Конгрегация кардиналов по исполнению и толкованию постановлений Тридентского (контрреформационного) собора, образованная в тот период папой римским Пием IV,  постановила прикрыть неприличную наготу изображенных на фреске фигур - задрапировать наготу святых тряпками и фиговыми листьями. Особое внимание папа предложил уделить фигурам святых Власия и Екатерины, расположенных в особо неприглядной позе (святой Власий стоял чуть позади, а святая Екатерина – пригнувшись, спереди Власия), их предстояло полностью переписать.

Началось «одевание» фигур на фреске с Екатерины Александрийской. В 1565 году ученику Микеланджело Даниеле да Вольтерра поручили прикрыть наготу девы и изменить позу стоящего за ней святого Власия.

В результате цензуры Екатерину одели, а Власия развернули лицом к Христу. Но это произошло только через 24 года.

Дание;ле да Вольте;рра (настоящее имя Даниеле Риччарелли. Вольтерра - город-крепость, окруженный стеной в итальянском регионе Тоскана) — итальянский художник и скульптор. https://www.wikiart.org/ru/daniele-da-volterra.

Пройдя начальное ученичество у некоего художника, Даниеле да Вольтерра работал с Микеланджело в Риме и благодаря его протекции стал его преемником и куратором работ в Ватикане. Микеланджело помогал ему своими советами и, как предполагается исследователями, предоставил да Вольтерра свои эскизы, например, для шедевра Даниеле да Вольтерра «Снятие с креста» в церкви Тринита-деи-Монти в Риме.

В галерее Уффици, Флоренция представлена его картина «Вифлеемское избиение младенцев». В Лувре - двусторонняя картина на один и тот же сюжет: «Давид отрубает голову Голиафу».
 
После смерти папы Павла III межфракционная борьба вывела в папы Юлия III. Этот, как повествует Википедия, был больше увлечен канонами, чем богословием, и с этих позиций взялся за «исправление» католической церкви. Деталью в механизме «проекта» оказалось назначение кардиналами не только его родственников, но и служителя, присматривавшего за обезьянами, которых папа содержал в своих парках.
Юлий III подобрал на улице нищего подростка, взял в дом в качестве слуги, потом его приняли в семью брата папы, и Юлий вскоре даровал ему кардинальский титул. Юлий осыпал своего любимца бенефициями, подарив ему одно за другим ряд аббатств. Когда поползли слухи о наличии неких «особых отношений» между папой и его приемным племянником, Юлий отказался принять меры. Кардиналы предупредили папу о «злых домыслах по поводу того, как молодой человек без отца так возвысился». Враги подхватили слух и стали обвинять его в педофилии и гомосексуализме. Уже после смерти Юлия облагодетельствованный молодой человек был временно изгнан из города после убийства двух мужчин, которые оскорбляли его, а затем — снова изгнан после изнасилования двух женщин.

Такова краткая обрисовка контекста, в котором Даниэле да Вольтерра потерял свою должность художника в Ватикане. Он  посвятил себя скульптуре, переехал во Флоренцию, потом опять вернулся в Рим, где по заказу папы Пия IV «прикрывал неприглядную наготу» «Страшного Суда» Микеланджело.

Даниеле да Вольтерра – искренний и ярый поклонник Микеланджело, которому было поручено закрасить гениталии, пытался максимально сохранить оригинальную роспись и свести изменения к минимуму. Однако вскоре его работа была прервана из-за кончины папы Пия IV и потому, что часовню требовалось освободить от строительных лесов для проведения похорон и сбора конклава. Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при следующих папах. Однако никто из них так и не посмел полностью уничтожить картину, ограничиваясь лишь вуалированием отдельных фрагментов в технике по сухой штукатурке. Это значительно облегчило восстановление оригинальной работы Микеланджело во время последней реставрации капеллы, начавшейся в 1990 году. Было принято решение удалить некоторые поздние правки, добавленные после 1600 года, оставив лишь изменения, внесенные в роспись Даниеле да Вольтерра.

3.5. Штанописец

Даниэле великолепно справился со своей задачей, его вмешательство было не большим, а то и меньшим, чем требовал папа, – но сильно подмочил репутацию. Общественное мнение «отомстило» послушному художнику: собратья-живописцы дали ему оскорбительную кличку «Bragghettone», что означает «Штанописец». По иронии судьбы, Даниэле да Вольтерра, верный последователь и ученик Микеланджело, вошёл в историю как живописец, навеки исказивший его творение. http://www.cult-turist.ru/area/315/people/402