Испытание посмертной славой

Сергей Озеров Лунь
3 января - день рождения Любови Никоновой – самой известной новокузнецкой поэтессы.

  Продолжение.

Начало: Кузнецкое Отечество-5. Царица Поэзии

Кузнецкое Отечество-5. Царица Поэзии и чайки

Написано уже два очерка о Никоновой. Тема этой заметки – слава-личность поэта...

Не выдержали испытания славой?! Не Никонова, она теперь вся – стихи и воспоминания её знавших людей!

Для меня отношение к Никоновой – это индикатор настоящего.

Вспоминаю, как после смерти Высоцкого и Советского Союза по телевизору нашлось много друзей.

А на «Никоновских чтениях» большинство речей начиналось так: «К сожаления я не знала Любовь Алексеевну, но стихи её…»
Я, к счастью или несчастью, знал Никонову, отношения у нас были жёсткие, она за глаза в своей «Гренаде» про меня говорила девчонкам: «Вы будьте осторожней с Озеровым, он бабник!»

Я не разделял её обожествление Слова, она кажется буквально поняла первое предложение из Евангелия от Иоанна «Вначале было Слово, и слово было у Бога, и слово стало Бог!» Её олицетворение и очеловечивание понятия «Любовь» вызывало во мне сопротивление, Любовь для неё была существом ни то ангелоподобным, ни то невестообразным?!

 Как отношения могут быть существами? – язвил я, - Тогда между нами сонмы сущностей словно бесов: Любови, Ненависти, Завести, Ревности ..! И Любовь в этой компании выглядит сироткой и уже похожа на Нелюбовь, ибо в крайностях сильные чувства переходят в противоположности!

На «Никоновских чтениях» я сказал, почему считаю поэтессу Царицей новокузнецкой поэзии! Я вижу учениц её, и знаком с так называемой местной женской поэзией и весь её совокупный (хорошее слово) объём на моих оценочных весах занимает чуть менее семи процентов от сделанного Любовью Алексеевной! И даже самая крупная из всех Татьяна Николаева-Карманова со своими самиздатовскими книжками и одной официальной свободно умещается в эти шесть с половиной процентов!

Может быть, это мужской шовинизм, но я считаю, что женщина и поэзия плохо совместимы, такой брак ничего не рождает, (да ради бога, ремеслу можно научить и ребёнка, стихоподелок хоть пруд плотинь!), надо быть или мужеподобным, чтобы иметь отношения с Музами, или быть вне обыденности мироотрешённой словно Любовь Никонова!

Раньше спорили, была ли она монашкой в миру?! Для меня это не важно, главное, что она пронесла свой Дар Поэзии как дело по  всей жизни! Уже в шестнадцать лет она написала поэму «Образ» религиозного содержание и ей тогда поддержкой в творчестве были Бог и Блок! И стихам её никто не учил! Если талант дан, то он дан изначально!

  А вот Любовь Алексеевна учила - или писать стихи, или воспринимать художественное слово. Как то раз я обратился к ней с вопросом: Как можно учить тому, чему научить невозможно, например, музыкальному слуху даже три консерватории не научат, глухому бесполезно объяснять особенности тембра, так же и со словом, если нет чувства языка и дара ритма, то нечего делать в словесности!

 Она стала говорить что-то об общей культуре, о взращивании читателей поэзии. (Ну, да! Подумалось мне, собственных читателей надо сажать на круглые клумбочки и обильно поливать удобрениями выжимаемых из мировой классики!) Короче, разговора не получилось!

И я плавно перехожу на тему о влиянии стихов Никоновой на иное творчество и даже на жизни других!

Я уже рассказывал, что имел неосторожность сравнить стихи Царицы Поэзии с произведением Члена Союзов Писателей, которую не печатают «Огни Кузбасса» при присутствующем авторе, мне это отлилось потом обструкцией в местном печатном органе и не вхождении в юбилейный гренадовский сборник «Допеть до конца»! Как не мне участнику «Гренады» в трёх поколениях быть в нем! Слава Богу, Бог отвёл! Был повод съязвить: «до какого конца вы допелись?»

 Но вернёмся к стихам!
«Из всех свобод я выбрала любовь…»
Так начинается стихотворение Ольги Комаровой в подборке стихов в «Кузнецкой Крепости» за семнадцатый год презентованной только в апреле восемнадцатого. О! Что-то знакомое!?
«Из всех существ я выбрала одно…»
Вон откуда ноги растут. Привожу первоисточник полностью:

Из всех существ я выбрала одно.

Воронка человечества бурлила.

Кипело всё, чему кипеть дано.

А я … а я боготворила.

Но близко от того, кто был так люб,

Все замирало: сердце и сознанье.

И не могло тогда сорваться с губ –

Хотя бы полушепотом - признанья.

И, отмолчавшись, шла на волю я,

Чтоб отдохнуть от трудного молчанья.

С землёй я говорила, и земля

В ответ звучала. Стройное звучанье!

Я говорила с птицами в тени.

Давала я цветам уроки речи.

И много после все ещё они

умели говорить по-человечьи.

Жалоба Оли, почему она меня не любила, я бы сказала игнорировала. Зато Комаровой никак не обойти стихов Никоновой, ибо слышишь очарование, но пока не улавливаешь в чём неповторимость Никоновой!

Хотя понятно? Отвечу тавтологией, неповторимость в неповторимости!

И в 2019-м будут, наверное, традиционные Никоновские чтения в конце января, музей Достоевского отремонтировали и можно вернутся к камерности, к сбивчивым выступлениям при трепетании и шевелении занавесок в зале Байкаловского особняка. Будут её вспоминать как общественного деятеля, и речи превратятся в чиновничьи дежурные дифирамбы, а для нас литераторов знавших её – она живой человек.

  Господи, упокой её душу! А для нас утешением будут слова её души оставшиеся в книгах:

* * *
Над землёй неуютной,
продрогшей, сырой
подымался холодный туман луговой.
По дороге, размытой недавним дождём,
шла я к отчему дому неласковым днём.
Вдруг в разрыве тумана тотчас предо мной
появилась старушка с мешком за спиной.
И платок, и калоши, и вид её весь
говорили: «Домой?
Это здесь, это здесь…»
Странно сжалось и вскрикнуло сердце моё.
А белёсая мгла –
поглотила её…
Но опять разорвался туман впереди,
и опять от любви потеплело в груди.
И с телеги взглянул в малахае старик.
«Это здесь», – он сказал.
И исчез через миг.
И тогда,
очутившись пред самым крыльцом,
из тумана шагнув, я прижалась лицом
к косяку, узнавая рубцы на стволе,
и зарубки, и трещины в жёлтой смоле.
И дверною щеколдой я щелкнула: звяк! –
чтобы вспомнить, как было,
чтоб в точности так...
Молвил голос, с которым живу и умру:
«Неужели закрыто?
Сейчас отопру...»               

  Сергей Озеров, январь 2018 года - январь 2019
   

 Источник: Клуб КП Материал предложил к публикации Сова во-зле Олим
03.01.2019       Просмотров: 921 | Комментариев: 40
 
ilnikbez 03.01.2019 10:41
Помним, уважаем.
10=1Ответить Цитата
 
Сова во-зле Олим 03.01.2019 10:45
ilnikbez: Помним, уважаем.

Ага, женская любовь начинается с уважения, мужская с ...
10=1Ответить Цитата
 
Сова во-зле Олим 03.01.2019 10:44
Замысел не совпадает с реализацией, отрубил я две странички от написанного! Дальше у меня о ученицах Никоновой. Комарова тут дважды в тексте пролетела, а остальных оставил на потом!
10=1Ответить Цитата
 
Mr. Nemo 03.01.2019 10:45
Бэлла Ахмадуллина говорила, что нет такого слов "поэтесса", есть поэт!
10=1Ответить Цитата
 
Сова во-зле Олим 03.01.2019 10:47
Mr. Nemo: Бэлла Ахмадуллина говорила, что нет такого слов "поэтесса", есть поэт!

Телек смотрим? Сколько Белла раз была замужем? Типа поэт Белла с поэтом Евтушенко не сделали детей?!
01=-1Ответить Цитата
 
Сова во-зле Олим 03.01.2019 10:50
Женщина самоназывающая себя Поэтом?, это конечно жест эстетства, но и писк салонного снобизма?!
01=-1Ответить Цитата
 
Kotafey 03.01.2019 11:06
Сергей Озеров как "динозавр" новокузнецкой поэзии разродился своим потоком сознания. Написал Тема этой заметки – слава-личность поэта – ученицы!. При этом фактически никого кроме Ольги Комаровой не назвал... Может потому, что Комарова стала "наследницей" Гренады в ДТС? Остальные на потом? А вообще были ли они поистине ученицами? У всех свой путь по факту. Можно сказать только, что Никонова была воспитательницей для молодых поэтов. Давала им начало и направление. При этом и "воспитанники" мужского пола были, из самых известных пожалуй Д.Хободнев и Ж.Суйканен которые впрочем прозаики больше чем поэты.

Вообще Никонова после смерти стала "удобнее" чем при жизни. Кто в "теме" те помнят, что последние годы жизни поэтессы, у нее "Гренаду" отжала "Прокопьевско-Запсибовская братва" .
Не знаю всех подводных камней той истории.Но она была не очень этичной. Теперь когда Никонова не может встать из гроба, ее и ее творчество можно подводить под свои местные мнения.Ну вот так как это сделал Озеров Сергей. Он к славе Никоновой не примазывается, ибо был ее оппонентом (но не врагом).

Никонова прежде всего была единственной на общероссийском уровне признанной Новокузнецкой и Православной поэтессой. Она была еще и единственным (кроме Косточакова Г.) просветителем. Деятелем культуры можно сказать. Повышала ее уровень своими трудами с мододежью. С детьми в первую очередь. Сейчас этим в городе практически никто не занимается, разве только Елена Острых ,но и это в прошлом Эта ученица Никоновой повторила ее путь... Елену изгнали (сократили) с библиотеки и единственный в городе поэтический образовательный проект для школьников "Я-автор" закрылся.
Равно как и с Никоновой произошло.Улыбки и нож в спину.А потом диферамбы у выкопаной могилы... крокодиловые слезы от околокультурных функционеров.

Вообще все поэты у нас рано или поздно были гонимы... по факту.И Озеров, и Сидоров и Никонова и другие.Даже Комарову изгоняли в никуда за то что она вступилась за Скаленчук...

Такова судьба поэтов их черта "политическая близорукость" и жизнь в нужде... как например у Дихлофоса... которому отрубили интернет...




43=1Ответить Цитата
 
Kotafey 03.01.2019 11:07
*Дмитрий Суйканен конено же.
10=1Ответить Цитата
 
Сова во-зле Олим 03.01.2019 11:16
Kotafey: *Дмитрий Суйканен конено же.

Суйканен собрал свой урожай графоманства, когда по смартфону стал читать Андрея Дементьева, я выпал в осадок!
00=0Ответить Цитата
 
так - то 03.01.2019 11:10
Котафей, согласись у каждого Учителя есть свои ученики? А есть и завистники и враги. Учителя тоже люди, полагаю...
00=0Ответить Цитата
 
Kotafey 03.01.2019 11:48
Есть учителя которые просто заставляют делать как они... а есть те кто прививает интерес к познанию. Если появились враги и завистники...ну чтож...это значит Признание...
21=1Ответить Цитата
 
Сова во-зле Олим 03.01.2019 11:13
Дихлофоса-поэта - судьба
Интернета заткнута труба!
01=-1Ответить Цитата
 
Сова во-зле Олим 03.01.2019 11:19
упустил я учениц! Так боюсь, побьют!
Сложно в ПостНиконовское время не скурвиться?!
00=0Ответить Цитата
 
Сова во-зле Олим 03.01.2019 11:24
Сова во-зле Олим: упустил я учениц! Так боюсь, побьют!
Сложно в ПостНиконовское время не скурвиться?!

Я ж говорил, что материал не дописан! У Совы творческий и экзистенциальный кризис, обдирают нищую птичку со всех сторон. Напомнил и будя!
00=0Ответить Цитата
 
так - то 03.01.2019 11:31
Не оправдывайся! Как написал так и написал, другие и не вспоминали про Никонову. Я тоже писала про Тишу (Усольцеву Ольгу ) как-то тут...Многие просто самоутверждаются на твоём фоне, а память про Никонову и её творчество не чтут...им это не надо и не интересно...полагаю...
10=1Ответить Цитата
 
Kotafey 03.01.2019 11:44
Беда СОвы что он все через себя подает.Вроде про Никонову...ан нет все про СОву...А Никонова только повод. В итоге и не получается мысль сформулировать толково, одни мемуары и цитаты из самого себя...
31=2Ответить Цитата
 
Сова во-зле Олим 03.01.2019 11:48
Kotafey: Беда СОвы что он все через себя подает.Вроде про Никонову...ан нет все про СОву...А Никонова только повод. В итоге и не получается мысль сформулировать толково, одни мемуары и цитаты из самого себя...

Просвещу тебя, Фей, это называется Эгореализм, течение у меня такое, это тебе не фентези не о чём и никак?!
01=-1Ответить Цитата
 
Kotafey 03.01.2019 11:52
Я тебе открою тайну все наши мысли и чувства и переживания -нафиг никому не нужны...у остальных все это свое есть.Вот только когда ты станеш мега крут,мегабогат,мегоизвестен,мегавлиятелен...всех заитнероесуют твои чувства и т.п. как "мануал" к успеху...

Поэтому: забудь о своем эго пока не можешь предъявить материальные признаки величия.
Но вот когда ты сдохнешь... и вдруг кто то захочет "на тебе" поднятся... вот тогда может быть твое чучело поднимут и начнут им махать...и впаривать свои идеи выдавая за твои...или воруя твои и выдавая за свои... Но ты этого не увидишь.Мертвые гении удобнее живых.Обычно гении в общении невыносимы.
31=2Ответить Цитата
 
Сова во-зле Олим 03.01.2019 11:55
Kotafey: Я тебе открою тайну все наши мысли и чувства и переживания -нафиг никому не нужны...у остальных все это свое есть.Вот только когда ты станеш мега крут,мегабогат,мегоизвестен,мегавлиятелен...всех заитнероесуют твои чувства и т.п. как "мануал" к успеху...

Поэтому: забудь о своем эго пока не можешь предъявить материальные признаки величия.
Но вот когда ты сдохнешь... и вдруг кто то захочет "на тебе" поднятся... вот тогда может быть твое чучело поднимут и начнут им махать...и впаривать свои идеи выдавая за твои...или воруя твои и выдавая за свои... Но ты этого не увидишь.Мертвые гении удобнее живых.Обычно гении в общении невыносимы.

Полковник Феев, ты уже четвёртый за Попком, который обзывает меня Гением?!
01=-1Ответить Цитата
 
так - то 03.01.2019 11:56
кот, ты циничен, человек интересен своими переживаниями и своими чувствами, если ТЫ сам не равнодушен и не прикидываешься маской любезности...
00=0Ответить Цитата
 
Сова во-зле Олим 03.01.2019 12:05
кОТ - ПОЛКОВНИК НА ПЕНСИИ, ЕМУ НЕ положены эмоции! Это садюги и убивцы - сентиментальны, любят ромашки и детишек по головкам гладить!
00=0Ответить Цитата
 
Сова во-зле Олим 03.01.2019 11:53
Общие речи на канцелярите услышишь на Никоновских чтениях, мне незачем повторять штампованые фразы, ибо не отрабатываю кусок печенюшки?!
00=0Ответить Цитата
 
так - то 03.01.2019 11:54
Конечно, если через себя пропустил, то так как у Совы будет, а если как с книжиц и не соответствуешь, то как у АПМ...полагаю...разве Котафей не пишет "отсебятину"?
00=0Ответить Цитата
 
Kotafey 03.01.2019 11:57
Моя отсебятина или кучу + или кучу - вызывает... Ну или не вызывает)))) Сове нужны +, а вот равнодушие сову убивает.А меня обычно нет.Мне обычно наплевать на большинство)))) Я бывает спецально над ним издеваюсь...
11=0Ответить Цитата
 
так - то 03.01.2019 11:59
ты слишком самоуверен. вот настоящий Человек всегда в поиске и сомнениях...
00=0Ответить Цитата
 
Kotafey 03.01.2019 12:04
так - то: ты слишком самоуверен. вот настоящий Человек всегда в поиске и сомнениях...

Я вообще то тут КОт...
11=0Ответить Цитата
 
Сова во-зле Олим 03.01.2019 12:10
Kotafey:
так - то: ты слишком самоуверен. вот настоящий Человек всегда в поиске и сомнениях...

Я вообще то тут КОт...

Ошибаешься, Кот- это псевдо, маска, а Феев - это полковник в отставке, то есть резерв Пересидента?!
00=0Ответить Цитата
 
Сова во-зле Олим 03.01.2019 12:00
Поэт, не дорожи любовию народа!
00=0Ответить Цитата
 
так - то 03.01.2019 11:06
стюард - не есть стюардесса, поэт - не есть поэтесса, ага, а Римма и Инна - не мужские имена, в Риме были
00=0Ответить Цитата
 
Сова во-зле Олим 03.01.2019 11:39
В 21-й раз прочитал текст статьи, вполне складно! Невозможно объять безобъятное! Этот роман без конца в отличии от "Гренады", которая допелась до конца!
00=0Ответить Цитата
 
Kotafey 03.01.2019 11:55
Много авторских мыслей и восклицательных знаков...Сумбурно и мысли скачут как кони... Тезисы озвучены но не раскрыты и не обоснованя... Даже например невнятно в чем Испытание (посмертной) славой (заголовок).
00=0Ответить Цитата
 
Сова во-зле Олим 03.01.2019 11:58
Kotafey: Много авторских мыслей и восклицательных знаков...Сумбурно и мысли скачут как кони... Тезисы озвучены но не раскрыты и не обоснованя... Даже например невнятно в чем Испытание (посмертной) славой (заголовок).

В каждой Женщине должна быть загадка, в каждой статье несуразность! А то... вынь тебе и положь, прямо как первоклассник?!
00=0Ответить Цитата
 
так - то 03.01.2019 11:54
но мы отошли от Никоновой и ЕЁ Творчества
00=0Ответить Цитата
 
так - то 03.01.2019 11:58
у неё были ученики и последователи, вопреки её "неудобности" - лично мне говорит о многом...
11=0Ответить Цитата
 
Kotafey 03.01.2019 12:02
Ну...как человек лично ее знавший не менее 10 лет я могу сказать так...есть люди которые называют себя ее учениками и последователями, но на самом деле это не так... Они не пишут подражание Никоновой в образах ,идеях и стиле... не доросли до нее...
21=1Ответить Цитата
 
так - то 03.01.2019 12:00
человек зачастую закостенел как любой стереотип выдаёт свои мысли как истина в последней инстанции...полагаю не есть правильно это
00=0Ответить Цитата
 
Сова во-зле Олим 03.01.2019 12:02
Мне чё нравиться? Что нет ни одного лайка на комменты!
01=-1Ответить Цитата
 
Сова во-зле Олим 03.01.2019 12:12
Сова во-зле Олим: Мне чё нравиться? Что нет ни одного лайка на комменты!

Кот подвёл, первый минус получил за Кота?!
01=-1Ответить Цитата
 
так - то 03.01.2019 12:22
Лайки и дизлайки от тех кому сказать нечего...политикой у тебя не пахнет, культурно про умершего нет ни у многих навыков говорить, погода (ни про что) поговорить так не удаётся...Никонова - это наш Земляк и Современник, поэтесса и учитель для многих, ты помнишь, а другие может заинтересуются...
00=0Ответить Цитата
 
bezdomnyyy_ivan 03.01.2019 14:38
Мне кажется посмертная слава придаёт больше горечи, нежели осознания величия... Можете спорить ...


http://kuzpress.ru/culture/03-01-2019/64967.html