Для интересующихся. Состав человеческой природы

Елена Серебровская-Мильори
 Состав человеческой природы: Дихотомия и Трихотомия.


В многолетней истории философии человек всегда понимался традиционно в своем единстве, где были основные модусы – это тело, душа и, нередко, дух.
Трехсоставность человека не является единственным взглядом Церкви на существо человека. Учения Святых Отцов и церковных писателей говорят о человеческой природе то как о троечастном составе духа, души и тела - так называемый трихотомизм, то как о соединении души и тела - дихотомизм. Еще раз заметьте, что Церковь принимает оба эти учения. Это важно. Среди Отцов и Учителей Церкви были и дихотомисты (св. Кирилл Иерусалимский, св. Василий Великий, блаж. Феодорит, блаж. Августин [католический Запад, следуя его авторитету, всегда признавал только дихотомизм], св. Иоанн Дамаскин) и трихотомисты (Тертуллиан, св. Иустин Философ, св. Ефрем Сирин). Однако в XX в. большинство русских Православных авторов склонялось к трихотомизму.

Разница между сторонниками трихотомизма и дихотомизма сводится, в общем, к терминологии: дихотомисты видят в "духе" высшую способность разумной души, способность, посредством которой человек входит в общение с Богом. Личность человека включает в себя все части этого естественного состава, выражается во всем человеке, который через нее и существует. Личность - образ Божий, она - незыблемое начало изменяющейся человеческой природы, всегда стремящейся по своей воле к внешней цели. Можно сказать, что сообразность Богу и есть отмечающая природу Божественная печать, направляющая природу к Богу, в Котором человек должен найти полноту своего бытия. "Душа бо человеческая, - говорит святой Тихон Задонский (XVIII в.), - как дух от Бога созданный, ни в чем ином удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады найти не может, как только в Боге, от Которого по образу Его и подобию создана; а когда от Него отлучится, принуждена искать себе удовольствия в созданиях, и страстями различными, как рожцами, себя питать, но надлежащего упокоения и отрады не обретает, и так от гладу следует умрети, духу бо духовная пища потребна есть".

Дух должен был находить себе пищу в Боге, жить Богом; душа должна была питаться духом; тело должно было жить душой, - таково было первоначальное устроение безсмертной природы человека. Отвратившись от Бога, дух вместо того, чтобы давать пищу душе, начинает жить за счет души, питаясь ее сущностью (тем, что мы обычно по-мирски называем "духовными ценностями" - художественной литературой, музыкой, зрелищами); душа в свою очередь начинает жить жизнью тела, это - происхождение страстей; и наконец, тело, вынужденное искать себе пищу вовне, в бездушной материи, находит в итоге смерть. Человеческий состав распадается.
Отсюда в Православной аскетике и пастырстве произошли важнейшие понятия - душевности и духовности. Когда низшее (душевное) преобладает над высшим (духовным), оно его поглощает, истощает, когда же преобладает высшее, - оно обогащает и направляет весь человеческий состав к Богу. Духовный человек непременно развит душевно, просто свет преображенного духа затмевает собственно душевное богатство. Духовное развитие обеспечивает правильное развитие души.
Душа – евр. "нефеш" – в общем смысле слово связано с человеком, как с существом, имеющим потребности и стремления. Может относиться так же к животным (Быт 1:20, 21, 24). Греческое слово может обозначать жизнь конкретного человека или животного (Мф 2:20; Мк 10:45; Ин 10:11; Рим 11:3) или самого человека (Деян 27:37), или подразумевать личность (Лк 12:19). «Встречаются тексты, где слово "псюхе" ( греч. ;;;; - душа)противопоставлено слову "сома" (греч. ;;;; - плоть), и тогда оно, по видимому, обозначает бессмертную составляющую человеческого существа.
Немецкий биолог Карл Шульц, автор статьи «Дух», в Евангельском Словаре Библейского Богословия отмечает, что разнообразие употребления еврейского слова "руах" – дух затрудняет его анализ. Так как основное значение слова дух – «ветер», мы можем по разному прочесть тексты Библии, где употребляется это слово. Применительно к человеку "руах" ( иврит,  ;;; ;;;;- Дух Божий) может обозначать также «дыхание» (Ис 42:5, Иез 37:9-10, Иов 19:17). Однако, дух человека переносит его немощи (Пр 18:14), но может быть и сокрушён или смирён (Пс 33:19), может «ожить» (Быт 45:26-27). Таким образом, слово «дух» может относиться к чувствам, воле, разуму, может обозначать ту часть человеческой личности, которая устремлена к Богу или от Него.
Однако это далеко не все библейские термины, описывающие человеческую природу.
(Словарь Библейского Богословия)

У святых отцов находим употребление слова «плоть» в значении – душа плюс тело, но и душей часто называется «дух». Оттого надо всегда брать сие понятия в самом контексте.
«...ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал. 5:17)
Также  в Писании слова «душа» часто употребляется и в значении «жизнь»
«Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13).
Однако также написано:
;; «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». (Евр. 4:12)
;;; «И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». (1 Фес. 5:23)

У святителя Луки (Войно-Ясенецкого в книге под недвусмысленным названием: «Дух, душа и тело», написано:
«Другой трудный вопрос, тайна для верующих, состоит в постижении цели Воскресения умерших в их земной всецелости. Для нас более понятно бессмертие духа, освободившегося от уз тела. Почему же необходимо участие в вечной жизни не только духа, но и всецелого человека, с его душой и телом?
«...И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Откр. 21:1-5).

Итак,  трихотомисты  считают, что дух отличается от души не менее радикально, чем душа отличается от тела.
В пользу своей гипотезы трихотомисты (среди богословов 20-го века трихотомистом был, например, о. Сергий Булгаков) приводят следующие ссылки на Священное Писание:
"И ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока" (Первое послание к Ф. 5, 23). Или слова Святого Иустина ("О воскресении", 10 гл.): "Тело есть жилище души, а душа — жилище духа, и эти три сохраняются в тех, которые имеют надежду и веру в Бога".
Но в том же произведении (8-й гл.) он пишет:"Человек есть животное, разумное существо, состоящее из души и тела".
Большинство отцов Церкви говорят о трехсоставности человеческой природы, хотя и проводят различие между духом и душой, однако, не рассматривают дух, как самостоятельную, отличную от души субстанцию. Обычно они понимают под духом либо Дух Божий, т. е. благодать, присутствующую в человеке, либо имеют в виду различные состояния души. Святой Климент Александрийский говорит:
"Душа и дух — наименования одной и той же сущности". Но под действием Божественной благодати в душе устанавливается особый жизненный строй. Иными словами, дух — это та же самая душа, только после своего благодатного обновления.
Христианский взгляд на значение телесной составляющей человеческой природы существенным образом отличен от того, как понималась телесность в античности. В античной философии тело всегда рассматривалось как злое начало, враждебное по отношению к духу. Отношение античного человека к телесности запечатлено в известной поговорке эллинистического периода "тело — темница". Примером такого отношения к телесности могут быть следующие слова известного философа-стоика Сенеки: "Я — высокое существо, и рожден для большего, нежели быть рабом своего тела, на которое я смотрю лишь как на оковы, надетые на мою свободу. В таком отвратительном жилище обитает душа". Аналогичные высказывания можно найти у многих языческих философов древности.
Для христианства принятие такого взгляда на значение тела в составе человеческой природы было изначально невозможно в силу факта Боговоплощения, поэтому для православия преимущество духовного, нетленного над вещественным, тленным и смертным никогда не выливалось в отождествление телесности с чем-то злым и человека недостойным. Св. Иустин Философ в полемике с язычниками замечает: "Если плоть поистине бесполезна, почему Христос исцелил ее?". Более того, Церковь восприняла от библейской традиции взгляд, согласно которому, человеком может называться только существо, состоящее из тела и души. Только такое психофизическое единство и может в собственном смысле слова называться человеком. Душа сама по себе человека не составляет.