Фильм Трудно быть богом. Личное

Олег Ласуков
Недавно проснулся с утра и вдруг обнаружил в себе симптомы мужества и героизма. Да такие сильные, что почувствовал, что если немедленно не совершу великий подвиг, то не прощу себе потом никогда этого редкого порыва. И я совершил. Я включил компьютер и поставил фильм величайшего из величайших режиссёров современности Алексея Германа «Трудно быть богом».

О, покойниках нельзя писать плохо. Поэтому напишу хорошо. Не для нас, убогих интеллектом и эстетически недоразвитых получеловеков снимал этот гений свои великие фильмы. Только для избранной касты, только для тех, кто постигает самые микронные тонкости искусства и удивительно чувствует все глубокие места в нём. Прочим же, вроде меня, никогда не познать воспаряющих духовных оргазмов, не постичь философской субстанты многих полотен наших титанов кино.

Нельзя сказать, что я не стыжусь своей убогости. Ещё как переживаю. Я честно всю жизнь старался развиваться, смотреть и читать сложное, непонятное и – вы не поверите – даже думать над увиденным и прочитанным. Честно хаживал когда-то на заседания городского киноклуба. Там в небольших залах дяди с бородами рассказывали о великих фильмах, а потом мы эти самые полотна смотрели. Я вместе со всеми сидел и держал лицо, как мог.

Помню, однажды среди эстетов прошла сенсация, что привезён будет шедевральный шедевр шедевров самого Феллини «Восемь с половиной». Ввиду наплыва желающих снят был самый большой зал кинотеатра «Пролетарий». Наша компания прибыла в кинотеатр приодетая, ходили мы, жали руки знакомым и рассуждали о Предвкушении.

Вначале выступил московский критик, рассказавший нам о божественном Феллини и его озаряющих картинах. Когда наконец погас свет – в зале наступила благоговейная, трепетная тишина… Я сидел на четвёртом ряду и с неистовостью заставлял себя вглядываться в каждый кадр, вслушиваться в каждое слово. Я вцеплялся в подлокотники кресла, щипал себя за зад и хлопал по лицу… Часа через полтора решил оглянуться, чтобы посмотреть на лица лучших интеллектуалов города, одухотворённых эстетическим наслаждением… Спали все. Я тщетно обшаривал глазами зал, пытаясь найти хоть одного не спящего. Нет. Все эстеты были погружены в глубокий сон.

После окончания сеанса мы важно говорили друг другу: «Великое кино, однако… Феллини… кайфово, да?.. Да-а, уж...» Но, всё же, иногда с трудом доберясь до финальных титров сложных для восприятия картин, как-то иногда подсознательно чувствовалось, что надо бы пересмотреть для ясности. И я пересматривал по нескольку раз фильмы Тарковского, Муратовой, Шепитько… После второго, а то и после третьего просмотров наступал «приход» и всё в голове выстраивалось. Помню, что заставил себя пересмотреть фильм «Душка», в котором Маковецкий сыграл свою лучшую роль, о которой никто не знает. А получилось очень душевно.

Когда «нонешня молодёжь» спрашивает меня: а что бы я посоветовал почитать, то я, всегда называю роман братьев Стругацких «Трудно быть богом». Одна из любимейших книг советского поколения. Можно сказать, культовая. Её можно перечитывать раз в несколько лет и каждый раз получать огромное наслаждение. Вот бросьте всё и прочтите. И побейте свою дурную голову, что не сделали этого раньше. В 1989 году по этому роману был снят чехословацкий фильм. На закате существования Чехословакии мы все чёрт знает какие фильмы называли «чехословацкими». Что взять с них.

Но вот сам великий Алексей Герман приступил у созданию своего полотна. И создавал 14 лет. Закончить не успел, завершил съёмки и монтаж его сын. Конечно, как и в «Иване Лапшине» и «Хрусталёв, машину» во всей красе предстал фирменный стиль этого выдающегося режиссёра. Неустанное мельтешение, серые краски, всё непонятно и главное – чёрт знает что за звук, что за речь. Герои Германа говорят всегда «как в жизни», совершенно без дикции, да ещё на это накладывается полифония звуков. Тут ничего не удивило, только невнятица доведена абсолюта.

Ну, а что картинка? О-о, бесконечный дождь, толчея упырей и уродов среди серых стен. Сопли из носов, дерьмо вылезающее из аналов, моча текущая из грязных членов... Грязь, грязь, грязь… Отвратительные морды, измазанные кровью, жижей, соплями и дерьмом. Дерьмо в волосах, на щеках, залезает в рот и глаза… И так весь фильм. Ну, просто всё время толчея этих навозных жуков, похожих на людей.

Главный герой фильма не дон Румата, а Грязь. Она и только она. Конечно, режиссёр не обязан делать фильм совсем по Стругацким. Снял же Тарковский «Сталкера». Однако, чтобы в фильме не было событий, конфликта, борьбы характеров и вообще истории – это надо быть таким артхаусником, что дальше некуда. Два часа сплошное кипенье говн и более ничего.

Вопрос: зачем снималось, монтировалось, озвучивалось?.. Чтобы показать, что жизнь – дерьмо? Я с этим не согласен, я видел в нашем мире много красивого и доброго. Зачем ещё тогда снято это? О чём мы должны задуматься, что почувствовать, кроме тошноты?

Однажды в туристском лагере двое дурачков бросили упаковку дрожжей в отхожее место. Пришлось туристам сниматься с хорошего, удобного, оборудованного места. Долго-долго задавали потом пацанам вопрос: «Зачем?» Не дождались ответа.

Зачем с великими трудами снимался 14 лет этот фильм? Гордон его знает! У меня же нету образованности, чтобы ответить.