Был ли апостол Андрей Первозванный на Руси?

Елена Серебровская-Мильори
Православный Парижский Свято-Сергиевский институт.


 Был ли апостол Андрей Первозванный на Руси?


Уходите из Вавилона, бегите из Халдеи! Радостным криком возвещайте, провозглашайте, несите эту весть до края земли, говорите: «Господь даровал избавленье рабу Своему, Иакову!
Пророк Исайя, 48,20.

Сочинение (дилетанта и неуча в данном вопросе)  – Был ли апостол Андрей Первозванный на Руси?

               
               
 I Вступление.

II Основная часть

Согласия и сомнения по вопросу миссионерства апостола Андрея на земле русской.

1. Произведения, посвященные апостольским трудам.
2. Источник отрицания апостольской миссии на руси.
3. Апостольская проповедь и масштаб миссионерского пути.
4. Еврейские поселения – важнейшая действительность для путешествия проповедников Христа.

III Заключение

Три пункта невозможности отрицания апостольской проповеди на руси.

I Вступление

«К новорожденному будь благосклонна, с которым на смену роду железному род золотой по земле расселится».
Вергилий (70–19 до Р.Х.), «Буколиках», 4 эклог.

Прежде не последовательного сочинения по предложенному вопросу, уточним, что мы не  выкладываем некую дилемму: Произошло ли в принципе рассматриваемое событие и где тому доказательства или не произошло и где тому доказательства?

По нашему убеждению, такая постановка вопроса есть  – ложная дихотомия, но мы намереваемся изменить первичный вопрос : На каком основании утверждается, что оно, событие,  не могло произойти в принципе, и где тому доказательства?
Итак, приступая к повествованию,  мы должны еще оговориться, что в этом вопросе понимаем мало, а потому, опираясь на исследования людей умных и просвещенных, прибегнем к хитрости – посмотрим на озвученный в Титуле вопрос, апеллируя к  философской диалектике, то есть –  озвучим вопрос с философской точки зрения, а точнее, рассмотрим – что, в принципе, препятствует положительно отвечать нам на  поставленный вопрос?
И, возможно ли, научно обосновываясь, утверждать, что данного факта, как проповедь апостольская в землях руси (в до государственном понимании термина «русь»), не могла быть?

Но как и когда можно сказать априори о чем-любо – «такого не было»? И насколько подобный безапелляционный  ответ (утверждение отрицания) в данном случае, не научен, не логичен, не честен – об этом и порассуждаем, не вдаваясь в концепции научных парадигм. Мы, таким образом, обходя вниманием намеренные апории, не строя концепций без надлежащего фундамента, будем рассуждать от обратного:
По каким весомым причинам, на каком основании Апостол Андрей Первозванный не мог быть на землях русских?

Разве отсутствие ожидаемых предопределенных доказательств положительного ответа, рождает отрицательный? – спросят философы? И ответят рассудительные – нет. Так теперь пусть и философия немного потрудится над мучительным вопросом – Был ли апостол Христа на земле русской? Хотя мучения эти, над ответом, самопроизвольны, выдуманы, и, даже, некоторым мучающимся  приносят  самоуничижительное удовольствие, мол – «и вера -то у нас не та, и апостола у нас никогда не было, не то, что у вас...»  и в контексте такого утверждения цитируются, как правило, одни и те же источники, представляемые то за, то против, в зависимости от желаемого эффекта.
Заметим здесь, однако, репликой некого безызвестного  редактора, что:
 
"Искусство цитирования относится к сфере манипуляций».  Можно продолжить также, что искусство манипуляций «разоблачением» и  «отрицанием» не относится к сфере утверждения веры.


II Основная часть.

Согласия и сомнения по вопросу миссионерства апостола Андрея на земле русской.

1.Произведения, посвященные апостольским трудам.

Рассмотрим кратко, что и откуда известно нам о деянии апостолов в землях «края вселенной».

 «Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею – Скифия, Иоанну – Асия, там он жил, там в Эфесе и скончался; Петр, по-видимому, благовествовал иудеям, рассеянным по Понту, Галатии, Вифинии, Каппадокии и Асии.» – Из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, который опирается на не сохранившиеся тексты Оригена  – «Толкования на Бытие».( Евсевий Кесарийский, «Церковная История», гл. 13,8)
Только с IV века появляются серьезные литературные произведения, посвященные апостольским трудам по просвещению народов, живущих на территории греко-римского мира и далее. Среди них замечательна приведенная  «Церковная история» Евсевия Кесарийского, которая является первым повествованием о появлении и росте Церкви Христовой. Автор охватывает период от земного служения Спасителя до времени царствования императора Константина Великого. Книга Евсевия дает нам возможность проследить, в какие страны отправились некоторые святые апостолы для распространения христианства. Кроме того, о странах, где звучала апостольская проповедь, можно узнать в «Каталогах» Епифания Кипрского и Дорофея Тирского, где указаны народы, среди которых проповедовал каждый из Христовых учеников.

Далее, в грузинском повествовании ("Картлис Цховреба"— сборник средневековых грузинских летописей, сложившийся в XII веке.) находим так же предание о том, что:

По жребию, который должен был показать, где и в какой стране апостолы призваны проповедовать Христову веру, Грузия досталась в удел Божьей Матери. С тех пор, по мнению грузинского народа, Пресвятая Богородица является ее покровительницей.  Богородица осталась в Иерусалиме, а в Грузию отправился святой апостол Андрей Первозванный.
Во времена апостольские на территории современной Грузии существовали два грузинских государства: восточно-грузинское Картли (по-гречески Иберия), западно грузинское Эгриси (по-гречески Колхида). Апостол Андрей, по преданию, проповедовал как в Восточной, так и в Западной Грузии. В поселении Ацквери (Картли) после проповеди и обращения людей, по народному повествованию, он оставил икону Пресвятой Богородицы, которая на протяжении многих веков находилась в кафедральном соборе Ацквери (Ацкури). В Западной Грузии вместе с апостолом Андреем учение Христа проповедовал апостол Симон Кананит, который и похоронен там же, в селе Команы. Грузинская земля приняла еще одного апостола — святого Матфия. Он проповедовал на юго-западе Грузии и похоронен в Гонио, вблизи современного Батуми.
Так же, следую этой летописи, брат апостола Петра Андрей миссионерствовал в Припонтийской области.
Критически оценивая и резюмируя сведения о проповеди апостола Андрея, черпая данные из древних источников разной степени достоверности, исследователь древности  профессор В.В. Болотов писал:
«Центром деятельности апостола Андрея, по актам, был город Синоп. За историчность этого известия, рассуждает исследователь, говорит то важное обстоятельство, что здесь была очень значительная иудейская колония… (факт, важнейший в логических рассуждениях о состоятельности апостольской миссии в землях древней руси! К нему вернемся далее.) Около этого центра держалась и вся проповедь апостола Андрея Первозванного, а именно: по берегам Черного моря – по северному побережью. Непререкаемо известно, что апостол Андрей проповедовал в пределах Скифии, как сказано у Оригена… Деятельность апостола Андрея локализуется около Севастополя Великого (близ нынешнего Поти)… По Епифанию монаху, апостол доходил и до Крыма». В связи с проповедью апостола Андрея в северном Причерноморье впоследствии возникло предание о его путешествии вверх по Днепру, но точных сведений о сем не сохранилось. Андрей Первозванный был распят на косом кресте в греческом городе Патры в 62 году.»
Однако говоря о Скифии, нет ничего невероятного в путешествии апостола по верхнему Днепру. Естественно, хронометраж такого маршрута никто не составлял, а были другие задачи –  нести слово Божье, передавать его народом, которые уже понесут его вглубь земель своих, и удержат и сохранят, насколько будут способны и готовы к тому.

В данном контексте представляется важным понять: кто же такие были скифы, о которых упоминает свидетельство, и где лежала земля их Скифия?
Прежде всего, они должны быть оседлым народом, в той или иной степени, тогда можно говорить о Скифии как об некой организованной общности.
Сами скифы  – древний ираноязычный народ, существовавший в VIII в. до н. э. — IV в. н. э. Так называемые, скифы, судя по всему известному, не имели письменности, от их языка сохранилось всего несколько слов. Прямым потомком скифского языка в современный период является осетинский язык. Часть скифов обитала в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона, именно это пространство именуется в древнегреческих источниках Скифией. Многие племена и народы были как в союзе со скифами, так и враждебны им. О скифах так же известно из сочинений античных авторов (таких как Геродот, Гиппократ, Плиний Старший, Чжан Цянь), археологических раскопок и генетических исследований.

Интересное повествование находим так же в херсонской летописи, так называемой «Степной Книге».
 В названной Степной книге, составленной из отрывков древних летописей, говорится о пребывании апостола Андрея в Скифии (возможно, имеется ввиду, места, где обитали прежде скифы) и Херсонесе. В ней говорится, что, подойдя к морю вблизи Херсонеса, он увидел большой камень и взошёл на него. Стоя на том камне, св. Андрей истово молился Богу и благословил море. Там, где стоял апостол, по этому преданию, остались, словно в воске, следы его ног. Они всегда были заполнены водой - дождевой или морской. Многие молящиеся приходили сюда смочить тело той водой и исцелиться от болезней. Один из мысов древнего Херсонеса сохранил имя св. Андрея. Христианство же в Херсонесе появилось с первых веков своего существования.

Теперь обратимся  к фрагменту из раннего  отечественного свидетельства, практически единственного в освещаемом вопросе, "Повести временных лет". Этот фрагмент повествует про апостола Андрея на Руси следующее:
«...Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.   Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Неро, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так и из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хама. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, - по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.
  Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп.» (Источник: Древнерусская литература. Антология)

Здесь по ходу повествования выше изложенного возникает уместный вопрос: Кто именно среди перечисленной разности племен мог хранить сведения о неизвестном им проповеднике безызвестного им христианства? Удивительно ли, что точных сведений, хранимых в отечественных землях тысячу с лишнем лет, о сем историческом событии до нас не дошло? И если «зерно» слова Божьего было брошено, а оно было брошено и в тернии, и на дороги, и на камни, то прорастало медленно на почве доброй, где она имела место, дожидаясь для цветения своего и плодоношения готовности всей почвы русской, новых тружениках пахарей на ниве Божьей, ожидая «всей полноты времен».
Итак, имея свидетельства древности, легенды, устные и письменные источники, в мире научном возникла давняя дискуссия:  Чему верить, чему нет, что есть подлинное свидетельство, что полный вымысел, а что приукрашенная, домысленная действительность и все по одному поводу:
Был ли апостол Андрей, первым званный Господом Иисусом Христом в ученики, на земле русской? Почему пошел в Рим, а не в Иерусалим или еще куда? Еще рассуждают так: Если мы не понимаем – почему, значит все фальсификация, и так далее...
Итак, что мы все же имеет из свидетельств того времени о сем вопросе?
Прежде всего, надо сказать о  дискуссии по поводу подлинности древнейшего, дошедшего до нас, письменного  источника «Повести временных лет».

Вот какой емкий материал об этом предлагает Википедия:

«По;весть временны;х лет» (др.-рус. Пов;сть врем;нныхъ л;тъ, также называемая
«Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.
Охваченный период истории начинается с библейских времён во вводной части и заканчивается в третьей редакции 1117 годом. Датированная часть истории Киевской Руси начинается с лета 6360 (852 год), правления византийского императора Михаила III. Название своду дало начало первой фразы:
«Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».
В литературе предлагается несколько вариантов перевода этого названия: «Рассказ повременный о прошедших годах», «рассказ о мимолётных, быстро текущих годах прошлого», «повести минувших, прошедших лет». Кроме того, слово «временный» означает и «земной, преходящий (в противоположность загробному, вечному)». Наконец, И. Н. Данилевский в 2004 г. предложил ещё одну версию перевода, предварительно сделав иную разбивку текста на слова: «Вот: до известия о последних временах — от происхождения Русской земли». (Википедия, Повесть временных лет)

Однако историческую достоверность «Повести» многие современные специалисты опять -таки ставят под сомнение.
В Хлебниковском списке середины XVI века автором летописи указан монах Киево-Печерского монастыря Нестор, известный агиограф на рубеже XI—XII веков. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII—XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Изучение летописания русским лингвистом А. А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет», а сама «Повесть временных лет» не является единым произведением. В настоящее время признаётся, что как отдельный самостоятельный памятник «Повесть временных лет» не сохранилась. Её старшими и основными списками являются Лаврентьевская летопись, где отразилась 2-я редакция ««Повесть временных лет»», и Ипатьевская летопись, где отразилась 3-я редакция «Повесть временных лет». При этом ни в одной из летописей нет указаний на то, где именно оканчивается «Повесть временных лет». Некоторыми исследователями считается, что один из редакторов «Повести временных лет» лично побывал в Ладоге — им дано самое древнее описание археологических находок на Руси, которое содержится в статье «Повести…» за 1114 год:
 «Пришедшю ми в Ладогу, поведаша ми ладожане, яко сде есть, егда будеть туча велика, и находять дети наши глазкы стекляныи и малыи, и великыи, провертаны, а другыя подле Волхов беруть, еже выполоскываеть вода, от них же взях боле ста; суть же различь».

По версии А. Шахматова, первую редакцию Повести временных лет Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция Повести временных лет по поручению новгородского князя Мстислава Владимировича. (Левшин В. А. «О славянах»).
В своей «Краткой российской церковной истории» (1805) митрополит Платон, изложив летописное сказание, ставит ряд вопросов, на которые надлежит ответить исследователям.
Во-первых, митрополит Платон считал необходимым выяснить, существовал ли в апостольские времена обычай воздвигать кресты. Во-вторых, можно ли согласовать «с важностию и с богодухновенным апостолов просвещением» сообщение о новгородских банях. В-третьих, необходимо выяснить, из каких греческих источников могло быть заимствовано внесенное в русскую летопись предание. При этом сам митрополит Платон отмечал, что нигде в византийских источниках нет упоминания о тех событиях, которые описаны в «Повести временных лет». Таким образом, владыка Платон, прямо не отвергая сказание о путешествии апостола Андрея в Русскую землю, высказал ряд соображений, ставящих это предание под сомнение.

Иначе отнесся к летописному сказанию митрополит Макарий (Булгаков), автор 12-томной «Истории Русской Церкви». В 1846 году, еще будучи архимандритом, он издал монографию «История христианства в России до равноапостольного князя Владимира». Первая глава книги посвящена рассмотрению вопроса о проповеди святого апостола Андрея «в странах наших». Здесь автор анализирует, прежде всего, греческие письменные источники о проповеди апостола Андрея. Он обращает внимание на «Церковную историю» Евсевия Кесарийского, о которой мы упоминали выше,  в 1-й главе 3-й книги которой со ссылкой на Оригена сообщается, что апостолу Андрею по жребию выпало идти проповедовать в Скифию. Сопоставляя это свидетельство с сообщением, приписываемым Ипполиту Римскому, митрополит Макарий делает вывод, что здесь имеется в виду так называемая Малая Скифия, то есть та Скифия, «которая, начинаясь от гор Балканских, шла к устьям Дуная и простиралась за Дунаем в пределах нашего отечества». Исходя из этого, митрополит Макарий считает вполне вероятным путешествие святого Андрея не только по побережью Черного моря, но и «во внутреннейших областях нашего отечества». Тем самым он фактически признает историчность русского летописного повествования, однако оговаривается, что в нем все же «есть небольшая странность», касающаяся рассказа о новгородских банях. «Но это необходимый нарост и прикраса, – пишет владыка, – без которых не может обойтись самое достоверное предание, сохраняющееся целые века в устах народа; эта странность касается предмета совсем стороннего в повествовании, ее можно выбросить, можно изменить и еще более увеличить, а основа повествования о путешествии Первозванного в России останется неприкосновенною».

Современник митрополита Макария архиепископ Филарет (Гумилевский) в 1-м томе своей «Истории Русской Церкви» (1847) также анализирует (хоть и весьма кратко) упомянутое летописное сказание. Он обращает внимание на то, что преподобный Нестор (которого он считал автором первоначальной русской летописи) в житии Бориса и Глеба сообщает, что «страна Русская… не слыхала ни от кого слова о Господе нашем Иисусе Христе; не ходили к ним (к руссам) апостолы; ни кем не проповедано для них слово Божие». Владыка Филарет полагал, что сказание о посещении Руси апостолом Андреем было написано преподобным Нестором после жития Бориса и Глеба. К этому времени до летописца дошло (вероятно, из Корсуня) «известие о посещении ап. Андреем гор киевских». Преподобный Нестор передал это известие лишь как частное мнение (в «Повести временных лет» сказание снабжено оговоркой: «якоже реша»). К тому же летописец не утверждает, что «при апостолах семя слова Божия дало плоды на почве Киевской Руси». Таким образом, архиепископ Филарет отнесся к летописному сказанию весьма скептически. Свое отрицательное отношение к суждениям по этому вопросу митрополита Макария владыка Филарет высказывал и в частной переписке. Так, в одном из писем к А. В. Горскому он писал, что отец Макарий забавляет читателя «водянистыми рассказами без мысли и силы и пустыми догадками о проповеди ап. Андрея славянам».

Если также  приводить высказывания известного скептика академика Е. Е. Голубинского, то по данному вопросу о летописном сказании об участии апостола Андрея в миссионерской деятельности на руси, он выступает даже с особо уничижительной критикой. В 1-й части 1-го тома своей «Истории Русской Церкви» (1880) он заявил, что источником преданий об апостоле Андрее являются «честолюбие и тщеславие наших предков» (! "Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего,  сказано было...: «больший будет в порабощении у меньшего». Рим, 9;12,). Евгений Евсигнеевич полагал, что святому апостолу просто незачем было подниматься по Днепру до Киевских гор, поскольку здесь не к кому было обращаться с проповедью. «В век апостолов, – пишет Голубинский, – страна наша представляла из себя находившуюся за пределами известного мира неведомую и исполненную всевозможных ужасов пустыню. Зачем бы пошел в эту неведомую пустыню апостол Андрей? …Он не мог иметь никакой надежды утвердить сколько-нибудь прочным образом христианство в совершенно разобщенной с остальным миром варварской и населенной бог знает кем стране: для чего же предпринимал бы он в нее путешествие? Не для того же, в самом деле, чтобы ставить кресты на необитаемых горах или наблюдать такие обычаи, как паренье в банях». Удивительным образом, академик «проникает» в мысли и намерения ведомого Духом Святым  апостола Андрея,  жившего за тысячелетия до уважаемого академика Голубинского!

2. Источник отрицания апостольской миссии на руси.

Теперь же просмотрев, весьма кратко, основную линию дискуссий о данном  вопросе – был ли Апостол Андрей в, так называемых, русских землях,  и  «осветим» эту «тайну» с иной стороны.
Не будучи специалистами в данной историко-биографической области, не имея также никаких иных источников о сем моменте человеческой деятельности, прибегнем к философии, к ее логике, к ее силлогизмам. (Интересный факт, что, например,  католики, развивающие тысячелетиями идею о «Престоле Святого Петра», (не бывшим, и не могущем быть, о чем говорят многочисленные письменные и устные свидетельства, епископом в престольном граде Риме), основавшие только на сем желании все свои догмы и догматы, нисколько не смущаются,  считать его, апостола Петра, основателем христианства в языческом Риме и первым его епископом. Многие же из нас, несмотря на очевидность объективных обстоятельств, «оставляют» нашу землю, как некого изгоя, без всякой апостольской проповеди. И дело даже не в том: до какой границы древних земель русских дошел апостол Андрей, а в том: когда же русский человек закончит заниматься самоуничижением и самобичеванием? Историческое исследование представляет некие факты, но вот выводы из них -- есть область философии, и ни в коей мере не могут быть использованы в спекулятивных инсинуациях по поводу правильности, истинности и аргументации в области духовной жизни человека, его достоинства или недостоинста, его веры. )
Итак, прибегнем к философии, логике… Но как она может помочь нам в вопросе, лежащем за пределами ее владений?
 Поскольку философское «знание» – логика, получено разумом, она также определяется как наука о формах и законах мышления. Так как мышление наше оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает методы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее можно определить как науку о способах получения выводного знания.

Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления. Вот, таким образом хотелось бы следовать во всех наших рассуждениях.

Итак:

«Tеrminus a quо наших поисков нельзя обозначить с математической точностью, как нельзя указать его и для начала самой «Руси». (профессор Антон Владимирович Карташёв)

В Повести  временных лет, единственного источника, записанного нашими предками в IX и начала ХII веков, как упоминалось, о сем вопросе говорится следующее:

 «...сде (т.е. в русской земле. (А. В. Карташев.) не суть апостоли учили», что «телом апостоли не суть сде были»; так говорится в летописной повести об убиении варягов-христиан при Владимире.
То же повторяет и преп. Нестор в своем житии Бориса и Глеба. Тем не менее, в одном из сказаний, входящих в состав «Повести временных лет», редактор его уже проявил тенденцию связать русское христианство с временами апостолов. Назвав нашего первоучителя Мефодия «настольником Андрониковым» (апостол из числа 70-ти), он продолжает:
«темже словеньску языку учитель есть Андроник апостол, в Моравы бо ходил; и апостол Павел учил ту, ту бо есть Илюрик, его же доходил ап. Павел, ту бо беша словени первое. Тем же и словеньску языку учитель есть Павел, от него же языка и мы есмо Русь, тем же и нам Руси учитель есть Павел».
Если таковы были взгляды русских людей по вопросу об апостольском сеянии на ниве русской до начала XII века включительно (момент образования «Повести Временных Лет»), то очевидно, лишь после этого времени они приняли ту уверенную форму, какая сообщена им повестью о посещении русской страны ап. Андреем Первозванным.
 Однако откуда черпал в XII веке информацию летописец, если с того времени апостольского минуло 12 веков? Где до сего времени хранилась это освещение  миссии апостола Андрея?
Мы, как уже говорилось, отложим, за не имением профессионализма в сем вопросе, всякие рассуждения по поводу подлинности летописей, правды или полуправды их изложения, терминов, языка и символистики, размышлений о дописках и мифологизации летописных сюжетов, но воззрим философски на сею проблему, которая, однако, не представляется для нас некой «проблемой» по сути самого дела.
Итак, земля русская, как обозначается, свод разрозненных земель до начала государственности Руси, лежащая в язычестве (уже даже не ведическом) и раздробленности. Древнерусское государство (название условное. Авт.), возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племён — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян и вятичей. Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана, некоего народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого.
В 860 году («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) русь совершает первый поход на Константинополь. Греческие источники связывают с ним так называемое первое крещение руси киевской (посредством миссионерской деятельности Константина и Мефодия при патриархе Константинопольском Фотии), после которого на Руси, возможно, возникла епархия и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство.
Что знала русь до первого массового появления христиан на своей раздробленной, разделенной на отдельные вотчины, земле? Отрывочные сведения от византийских беженцев и ссыльных в херсонские земли, купцов прочего, разпозненного люда.
Что мы ходим этим вопросом сказать? Да то, что достоверной  информации, именно
«отечественной», о нахождение Апостола Андрея на «русских землях» не было, и мало вероятно, что могла бы быть,  ввиду практического отсутствия христианства, а значит, и отсутствия интереса к ней (несмотря на отдельные факты восприятия «нового учения» от Царьграда. В более поздние времена иконоборчества, например, Херсонес стал убежищем для многих преследуемых епископов, священников, монахов и мирян. Изгнанники здесь, как и в других местах Тавриды, способствовали распространению и укреплению христианства, а вместе с тем греческого языка и образованности).

Однако согласно тому же летописцу Нестору, территорию, подвластную в его время русским князьям, населяли в древности: восточнославянские племена:
поляне, древляне, ильменские словене, полочане, дреговичи, северяне, бужане (волыняне), радимичи, вятичи, уличи, тиверцы; балтийские племена: литва, латгалы, зимигола, аукштайты, корсь, ятвяги, голядь, жмудь; финно-угорские племена: чудь, весь, черемисы, мордва, меря, пермь, печера, емь, нарова, ливы;
Первое упоминание в летописи о народе русь в самом начале повествования, в периоде, где ещё нет летоисчисления в списке Афетово же кол;но: Варязи, Свеи, Урмане, Гот;, Русь, Аглян;, Галичан;, Волохове, Римлян;, Н;мци, Корлязи, Венедици, Фрягов; и прочии…
Говорили эти народы на своих наречиях, часто абсолютно различных между собой. Поклонялись различным языческим «кумирам», не чужда была им и ведическая религия. И напрашивается фундаментальный вопрос:
Кто здесь, зачем и где мог хранить «отечественное» сказание, предание, наконец, летопись о миссии апостола христианства?
Итак, возвращаясь к летописи, и прочим  измышлением, типо: « не суть сде были» – не был на руси апостол Андрей,  логически честно можно сказать лишь одно: точных документов, достоверных фактов и прочего об Апостоле Андрее и его миссионерстве на земли Днепра и глубже по руси,  «не имать» – не имеем.
И действительно, более менее «ощутимое» сообщение с христианской Византией, началось, судя по тем же летописям, (не считая, опять таки, земли Херсонеса, куда были ссылаемые христиане, не угодные Романской империи, и не вызывающие до времени резонансного интереса к своей вере) лишь к IX веку, к попытке набега киевских князей  и иных, к ним примкнувшим, на Константинополь.

Таким образом, чтобы сказать наверняка: «этого не было», надо знать сей факт достоверно, что не представляется возможным в исследуемом вопросе начала первого  тысячелетия, тем более, с позиции XII и последующих веков.
Философский вывод первый из всего вышесказанного:

Заявить, что апостола Андрея Первозванного никогда не было на русских землях — НЕВОЗМОЖНО. Честной науке, обстоятельному ученому более корректно заявить лишь: Прямыми данными не располагаю. Точка. Косвенных же – тьма.

Следующий момент: Необходимо ли путешествие апостола, несущего Благую Весть, по всей  земле, в вдоль ее и поперек, и дохождение до каждого человека, чтобы считаться АПОСТОЛОМ ЗЕМЕЛЬ СИХ?
Апостол Андрей же ходил на Скифию (по византийскому летописному источнику, упомянутому выше). И стоит ли отрицать это свидетельство, исходя из неточности данных о глубине продвижения миссионера в земли скифские ((кто есть скифы, и где проживали, скажем ниже) и далее по Днепру?
Посмотрим, опять таки с логическо - философской  точки зрения и на аспект дискуссий, осветив ее с иной стороны:
На протяжении веков западные историки категорически отвергали утверждения христианской Церкви в Индии о ее апостольских корнях, а также притязания на то, что она является старейшей христианской Церковью за пределами Римской империи.
Но среди письменных памятников первых веков можно отметить апокрифические «Деяния» Апостолов, в которых авторы указывают страны и народы, куда направлялись ученики Иисуса Христа. Известны «Учение Аддая (Фаддея)», «Деяния Апостолов Симона и Иуды», «Страсти Варфоломея», «Деяние Фомы» («Деяния Фомы» – загадка для историков). и так далее. Что касается творений ранних Отцов Церкви, то в тех из них, что дошли до нас, встречаются лишь краткие свидетельства об апостольской проповеди.

Как южно-индийское предание, так и приукрашенный сирийский оригинал «Деяний Фомы», датированный II веком, долгое время казались не более чем апокрифическими легендами. Хотя многие отцы Церкви и сообщали об апостольской миссии святого Фомы в Индию, не было исторических свидетельств об упомянутых в «Деяниях» царях, названия многих древних географических мест также были неизвестны науке. Несмотря на то, что с момента возникновения «Деяния» были широко распространены в христианском мире, и тексту, и преданию не хватало прочных вещественных доказательств.
Апокрефический текст  «Деяния Фомы» был увлекательной историей, традиционно начинавшейся с описания того, как апостолы поделили между собой мир для миссионерства.
Действительно, в сирском апокрифе «Деяния апостола Иуды Фомы», написанном в Междуречье в III в., говорится об апостольском происхождении Индийской Церкви, хотя понятие Индия во времена Христа  было абстрактным, под ним понимался целый ряд стран и местностей.
 Сирийский оригинал «Деяний» называет апостола, отправившегося в Индию, св. Иудой, в то время как местное индийское предание основывается на греческой версии и называет его Фомой. Еще одна традиция, сохраненная Евсевием, говорит о том, что первое миссионерское путешествие в Индию было совершено Варфоломеем. Хотя большинство этих легенд сами по себе не могут быть подтверждены историческими источниками (также, впрочем, как и не могут быть опровергнуты), само количество утверждений, что христианство существовало в Индии еще в доконстантиневские времена, впечатляет. Отметим, что, согласно данным последних исследований, в Индии во время Христа существовали еврейские поселения, и этот факт делает предположение об апостольской проповеди в той части света намного более вероятным. Более того, в относительно недавней публикации римо-католический историк Г. Шурцхаммер доказывает, что гробница апостола Фомы, и сегодня весьма почитающаяся в Майапуре (юго-запад Индии), возможно, датируется 50-100 гг. по Рождества Христова.
Апостолу Андрею, опять таки по преданию, довелось проделать самый длинный миссионерский путь. Он проповедовал в землях Вифинии (Италия) и Пропонтиды (Мраморное море), Фракии и Македонии (Турция, Греция, Болгария), Скифии (севернее Каспия и Черного моря, Украина, Белоруссия) и Фессалии, Эллады, Ахайи (Греция), в землях Аланов, Абасков и Зигов (Приазовье, Кавказский регион).
«Повесть временных лет» и другие древнерусские летописи гласят, что, проповедуя в Северном Причерноморье, среди скифских и славянских племен, Апостол Андрей из устья Днепра по реке поднялся вверх к холмам, где в последствии был основан Киев. Здесь он сошел на берег, благословил эту местность и установил крест, как символ посвящения Христу, пророчески предрекши, что на месте сем Бог воздвигнет город великий со множеством христианских церквей. Согласно данным археологических раскопок, местность эта, где впоследствии возник Киев, было непрерывно заселена людьми с древнейших времен и на момент проповеди Апостола Андрея здесь существовало поселение. Поскольку апостолы, где бы они не пребывали, везде проповедовали христианство местным жителям, то, по всей видимости, установление Креста на Киевских горах и освящение этого места могло означать основание здесь первой христианской общины.
«В то время, когда были в Иерусалиме апостолы все… поделили они страны между собой, дабы каждый из них мог проповедовать в стране, которая выпала ему… И выпала по жребию и по разделу Индия Иуде Фоме апостолу: «...Куда Ты ни захочешь, Господь наш, пошли меня, только в Индию не пойду я». (Деяния Фомы). Но пошел, говорится далее.
В Евангелиях о нем сказано немного, буквально несколько слов, но из жития и апокрифов известно, что с проповедью Воскресения Христова он дошел дальше всех — до самой Индии, а по пути привел ко Христу несколько народов.
Таким образом, можем ли мы утверждать, что апостол Фома прошел всю Индию и территорию, так называемые в то время? Естественно, нет, мы утверждать или опровергать того не можем.
Однако это не мешает считать апостола  Фому миссионером христианства индийского народа, и многочисленность христиан на этой земле доказательство тому.

То же можно сказать и о деятельности апостола Марка в Африке.
Где в каких странах тогдашней Африки был посланник Благой Вести? Согласно преданиям, и также малочисленным свидетельствам, он основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки.
Таким образом, разве мы не говорим, что Апостол Марк проповедовал и принес христианства (в большей степени) в землю Африки? И на то есть некоторые прямые и косвенные указания. Конечно, начиная изучать источники о деяниях апостолов, то единственный прямой и достоверный источник, не подлежащий критики – это «Деяния Святых апостолов», где  мы уже видим, что весть о спасении, совершенном Иисусом Христом на Голгофском кресте, начинает распространяться и в языческом мире.
Таким образом, даже если апостол Андрей дошел до моря Черного и не пошел дальше, например, то как мы можем отрицать его миссионерство на земле русской, только потому, что он не прошел, как мы лишь предполагаем, по всем степям его и дорогам?  Даже апостол Павел, непосредственно побывав во всех городах, где утверждал церкви, за немногим исключением, посещал главные, многонаселенные города для своей проповеди, откуда христианство при усилиях также его ставленников, распространялась за пределы миссионерского пути «апостола языков».

3. Апостольская проповедь и масштаб миссионерского пути.

Итак,  касаемо всякой миссионерской апостольской проповеди, глубины ее проникновения, каким образом она зависит от длинны маршрута самого апостола.

"И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (От Марка 16:15. Однако, стихи с 9 -20в Евангелии от Марка отсутствуют во всех древних рукописях. Они, скорее всего, поздняя вставка. авт.).

Всей твари!

Водимые Духом Святым, Апостолы принесли Евангельскую Истину в земли Скифии и будущей Киевской Руси, в земли Армении и Иверии, в Персию, Ассирию и Индию – на Востоке. На Западе и Севере – в земли Галлии, Испании, Британии. На Юге, в Африке, особенно плодотворной апостольская миссия оказалась в Египте и Эфиопии. (Источник: Афонская библиотека, Пароповеди 12 апостолов,
В земли африканские, в земли индийские, азиатские, скифские…
Или, по мнению скептиков (например, академика Голубинского), огромный массив земель должен быть не охвачен апостольской проповедью?
Что делать было апостолу Андрею, пишет академик Голубинский, в глухой степи, безлюдной и пустынной? Но не над такой ли «твердью» носился Дух Святой?
Это не есть аргумент, но силлогизм только. А вот была ли земля приднепровская, волжская, херсонская, пройдена апостолом, то сие не может отрицаться по «вымышленной», «додуманной» причине непроходимости и не населенности сих мест.

Таким же образом, например, известный старец псковского Елеазарова монастыря Филофей, толкуя одно место из апокалипсиса (гл.12:14), писал о русской земле: «се есть пустыня, понеже святые веры пусти беша, и иже божественнии апостоли в них не проповедаша, но последи всех просветися на них благодать Божия».
В одном сборнике XVI в. читаем: «а не бывшу никоторому апостолу в русской земли, но поистине русскому языку милость Божия открыся».
А преп. Иосиф Волоколамский в своем Просветителе ставил даже вопрос: почему ап. Андрей не проповедывал христианства в русской земле? и отвечал так: «возбранен бысть от Св. Духа. Его же судьбы бездна многа и сего ради суть сиа несказанна». Это –  алогичные домыслы.
Но, напротив, из источников древности мы имеем совершенно достоверные свидетельства, прямые и косвенные, что путь торговый, на котором  и поселялись и организовывались общины , пролегал как раз через землю русскую. Янтарный путь — древний торговый путь, по которому в античности из Прибалтики в Средиземноморье доставлялся балтийский янтарь. О нём упоминает «отец истории» Геродот, и  прохождение «янтарного» пути на территории Руси подтверждают находки янтаря, связанные с волосовской культурой (4 – 2-е тыс. до н.э.) (Википедия, Янта;рный путь. https://ru.wikipedia.org/wiki/)

 Первое археологическое свидетельство имеем уже о начале III века — начало V века — Расцвет, так называемой, Черняховской культуры недалеко от нынешнего Киева.   То время процветала торговля с ближайшими античными центрами. Об этом свидетельствуют импортные предметы (амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, реже — краснолаковые сосуды) — целые и в обломках, обнаруженные на всех памятниках культуры, обозначенной как «черняховская» . В верхнем Поднестровье у села Комаров была обнаружена стеклодувная мастерская.
Во внешней и внутренней торговле использовалась римская монета. На территории черняховской культуры обнаружено более тысячи монетных кладов. Некоторые черты черняховской культуры сложились под влиянием позднеантичной цивилизации. Большинство историков (Рыбаков Б. А., Седов В. В., Коротинский В.В. и др.) считают состав этой культуры полиэтническим (предки славян — восточные венеты и анты, сарматы, даки, геты, фракийцы, поздние скифы, готы и гепиды). Территориально сменяет зарубинецкую, с которой имеет много общих черт. Ранний этап развития связан также с вельбарской культурой. Упадок черняховской культуры наблюдается во время вторжения гуннов. На основании совпадения во времени вытеснения готов из Причерноморья на запад Европы и упадка Черняховской культуры некоторые историки (П. Рейнеке) связывают эту культуру с государством Ойум. И это начало нашей эры! (Происхождение и ранняя история славян, Черняховская культура

Что еще нам, философам, известно о торговле и торговых путях земель руси (не в понятии «государство»)?
С среднем неолите намечается ряд путей проникновения янтарных изделий к востоку и северо-востоку Европы: это приморский путь, внутриматериковый прибалтийский путь по рекам Западная Двина, Пярну, Рауду, Эмайыги, а также Волго-Окский путь и путь по озёрам и рекам северо-запада современной России и Карелии (III тыс. до н. э.). В Карелии по р. Выг, Онежскому озеру, р. Свирь, Ладожскому озеру, р. Волхов, Ильменскому озеру, рекам Ловать и Зап. Двине янтарь от побережья Прибалтики мог попасть к Белому морю.
С расселением славян в восточной Европе не только не прекратилось, но и усилилось их торговое общение с соседними народами. На юге по берегам Черного и Азовского морей продолжали существовать греческие колонии, которые, как прежде, так и теперь вели торговлю с северными варварами. Кроме греческих колоний на средней и нижней Волге в столицах двух тюркских царств Хазарского и Болгарского возникло два новых средоточия торговли. Сюда стали приезжать из арабского халифата купцы с восточными товарами и увозили отсюда сырые продукты страны — меха, воск, мед, и живой товар — рабов. Большое участие в торговле восточной Европы приняли северные германские племена — норманны, прибывавшие сюда, как и в другие страны Европы, вооруженными отрядами под предводительством своих конунгов.

В восточной Европе, среди необъятных пространств, по которым разбросалось редкое население, норманнам нельзя было сосредоточить свою деятельность на грабежах и завоеваниях, и они скоро перешли к торговому обмену, к мирному общению с финнами и славянами. По рекам восточной Европы они проложили знаменитый торговый «путь из варяг в греки» и с товарами восточной Европы стали ездить и в Византию, и в Хазарию, и в Болгарию, увлекая вместе с собой и славянских купцов, втягивая в торговый оборот все население восточной Европы. О развитии торговли у русских славян и даже финнов с греками и арабами имеются обстоятельные показания греческих и арабских писателей IX и Х веков. О том же свидетельствуют многочисленные клады с восточными монетами VIII-X веков — арабскими диргемами и их частями — ногатами (1/2 диргемы) и резанами (1/6 диргемы), с англосаксонскими монетами, с византийскими золотыми (солидами). И это ли не путь для следование им апостолом?  И такая возможность Благой проповеди, по мнению скептиков, была не использована апостолами?

4. Еврейские поселения – важнейшая действительность для путешествия проповедников Христа.

Далее, говоря об упомянутых хазарах – они, многие из них, имели религию иудейскую (ветхозаветную)!
Однако надо учитывать,  что хазары исповедовали примитивный иудаизм, для которых ветхозаветная религия  была только внешним проявлением веры, но не духовным учением.
Но были поселения в землях руси евреев этнических. Это, так называемые,  евреи-ашкенази - этнические евреи, как часть мирового еврейства, с четырех тысячелетней историей, своими великими предками Авраамом, Исааком и Иаковом.
Что дает это нам в наших рассуждениях? Очень важный момент:
Апостолы, и в том числе, апостол языков Павел, шли по путям людным, это естественно, им необходимо было и отдыхать и подкрепляться и проповедовать в пунктах населенных людьми… но на каком языке? На родном – арамейском (достаточно близок к древнееврейскому) или греческом, который знали евреи и  местные прозелиты. Следовательно, проповедникам необходимы были поселения, говорящие на им знакомом языке. И эти поселения – еврейские общины, расселившиеся вдоль важных торговых путей, так как и сами занимались и торговлей. Сведения о таких поселениях на землях русских, вдоль торговых путей, рек, по которым производился ход и сплав  (по непроходимости тамошних лесов) мы находим у многих исследователей (например, у А. Карташева, А.Л. Дворкина, итд).  Интересный факт в нашем вопросе,  что Ашкеназ (имя внука Йефета, сына Ноя) - это топоним одного из скифских племен, название которого (Ashguza, ашкуз) обнаружено среди ассирийских надписей (А.Азимовым). Древние евреи знали о таком народе и называли его ашкеназ, что, скорее, является искажением слова ашкуз, а ашкуз. Торговые и судоходные связи евреев Александрии, сиро-палестинских портов и Константинополя немало способствовали превращению последнего в центр мировой торговли на границе Востока и Запада. Колонии купцов Греции, Афин и Спарты на берегах Черного, Азовского морей и Крыма появились, начиная с VII века до н.э. После распространения греческого владычества в Азии в эти колонии попадают и евреи. Они сосредотачиваются главным образом в Боспорском царстве (полоса сближения Черного и Азовского морей). Когда Таврида (Крым) в 63 г н.э. попала под протекторат Рима, еврейские колонии уже существовали во многих городах (современные Феодосия, Тамань, Анапа и др.). Сохранились вещественные доказательства их существования в первые века христианской эры и в других городах Черноморья и приазовского края.  (Евреи-ашкенази - кто они и откуда они?,  "Горизонт", Денвер, США, сентябрь-октябрь 2007, Давид Генис)

Идя далее по этой теме, заметим, что, например, в Грузии  есть древнееврейское слово «Иврейон», что означало место, населенное евреями. Отсюда и названия Иверия (Грузия) и Иберия (Испания), с давних времен заселенные переселенцами из Израиля. Не случайно в Грузии распространено предание о том, что тамошние евреи происходят от десяти колен Израилевых.

На землях Восточной Европы, примыкающих к Черному и Азовскому морям (часть из них входит ныне в состав Российской Федерации, часть — Украины), евреи впервые появились не позднее 2–1 вв. до н. э. в греческих полисах (впоследствии в составе Боспорского царства, Римской империи); их разговорным языком был греческий. Еврейские общины имели кладбища, синагоги, общественные строения; среди евреев были знатные горожане и воины (надгробная плита воина-еврея 1 в. н. э. найдена в Тамани). Миграции привели в регион новые этнолингвистические группы евреев; в боспорских еврейских памятниках 3–4 вв. наряду с греческим языком используется иврит. По сведениям Иеронима, в конце 4 в. в Боспорском царстве жили евреи — потомки тех, кто был изгнан во времена ассирийского и вавилонского пленений, а также участников восстания Бар-Кохбы. На еврейских надгробиях 5 в. греческие надписи не встречаются, остаются только еврейские символы. То же — на еврейских надгробиях Таманского полуострова 6–8 вв.; в конце этого периода появляется значительное количество еврейских памятников с традиционной символикой (менора, жезл Аарона, шофар), на оборотной стороне которых — обозначения родовых знаков тюрок-кочевников (тамг), что отражает известный из еврейских письменных источников факт перехода в иудаизм правителей и знати Хазарии (источник:  Электронная еврейская энциклопедия ОРТ).
По таким еврейским расселениям посланники Божьей вести, будучи сами евреями, несли христианство и распространяли его через цепочки поселений своих соплеменников по всем землям вселенной, и разносилась Благая Весть о Христе Спасителе до самых окраин мира, как кровь от центра единого организма – от Самого сердца, растекается по венам и достигает самых малых и далеких его членов.

III Заключение.

Три пункта невозможности отрицания апостольской проповеди на руси.

Итак, в итоге, о чем можно сделать обобщающий философский вывод по теме: Был ли Апостол Андрей на Руси? Вернее, по заявлениям на эту тему:

1. Сказать, что апостола Андрея никогда не было на руси мы, в принципе, не можем. Но лишь возможно изложить (однако, неизвестно для какой цели) следующее утверждение: «Официального и однозначного документа о таком факте на данный момент не имеем».

2. Чтобы называться апостолом каких-либо земель, и миссионером христианства для народов, их населяющих, нет логически никакой необходимости пройти эти земли вдоль и поперек и ставить столбы своего пребывания на каждой вехе апостольского пути. Достаточно, как мы знаем из примеров других апостолов, дойти, «назначенному» Духом Святым апостолу, до определенного места, и проповедовать там внемлющим, которые понесут ее далее, в вглубь своей родной земли.
3. Утверждение, что в земле русской не было проповеди апостольской, делает землю нашу, непонятно по какой причине,  как бы не интересной апостолам, не нуждающейся в проповеди Благой Вести о Спасении, несмотря на ее громадность, населенность (по тем временам освоенность), и  ее тотальное пребывание в язычестве. Аргументируя такое высказывание тем фактом, что древнерусские земли, якобы непроходимы, утверждающий такое, не желает брать во внимание факт активного торгового пути, налаженной торговли пушниной, драгоценным камнем и прочим, поселений еврейских, дающим удобную возможность нести проповедь апостолам- евреям.

Говорящий о неохватности миссией Руси древней также утверждает этим, что апостолы, несмотря на указание Самого Христа, оставили без всякого внимания огромное поле деятельности, народы, лежащие в языческой тьме, ожидая слова Божьего, без всякой надежды, по причине удаленности и разрозненности,  на скорое обретение Благой Вести. И это при том, что апостолы дошли до самого Китая по «шелковому пути»! Но и это тоже ставится под сомнение, которое опирается просто на нежелание сего события. Если размышлять логически, то: могу ли я сказать о любом человеке, что он, например, не был в каком -то месте, исходя только из того, что у меня нет  данных о его там пребывании? Что  можно сказать об этом? – Неверная причинно-следственная связь. В таком случае, у меня должны быть четкие, основательные, фактические данные, что: он там не был.

Интересный вывод можно сделать из всего нашего краткого размышления:

Свидетельство летописи «временных лет» о факте посещения Апостолом Андреем русских земель вызывает гораздо меньше чувства несоответствия здравому смыслу и логике, чем утверждение там же, что миссионера Христова никогда не было на Руси. Потому, как косвенных, логических, доказательств, что он там был, гораздо больше, чем прямых, фактических  доказательств (без которых не возможно никакое отрицание), что – его там не было. На том и закончим.

«Ап. Андрей пошел в страны севера, через Ливан – Антиливан к нашему Закавказью, Черноморью и, так называемой, Скифии. На каком этапе он окончил свое земное поприше, мы в точности не знаем. Так называемое Епифаниево сказание, напр., повествует, что ап. Андрей нашел мученическую смерть в Патрасе Ахайском. Но это не меняет нашего отношения к нему, как апостолу наших стран, и его к нам, как его вожделенным крещальным детям. Не ошиблись наши предки, развив легенду о благословении первозванным апостолом русского христианства, но ошибаемся мы, их потомки, что не чтим особо торжественно и сознательно дня церковной памяти ап. Андрея, положенной 30 ноября старого стиля.»
(А. В. Карташев, «Был ли апостол Андрей Первозванный на Руси?»)

Итак, пророчества сбылись – свершилась проповедь «лета благоприятного», и не один уголок вселенной, так или иначе, не был, и не будет оставлен словом Божьим.

 «Мало того, что Ты будешь Рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис. 49:6).

«И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе.»
Книга пророка Захарии, 2;

«Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает.»
Книга пророка Исаии, 44;

«Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников, ибо Господне есть царство, и Он - Владыка над народами.
Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.

Потомство [мое] будет служить Ему, и будет называться Господним вовек: придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь.» (Пс.21)

Литература:
Карташев А. В. , «Был ли апостол Андрей Первозванный на Руси?»

Болотов В. В. , «Греческие предания о св. апостоле Андрее.»
 
Данилевский И. Н. , «Древняя Русь глазами современников и
потомков (IX-XII вв.)», курс лекций.

Митрополит Макарий (Булгаков),  «Истории Русской Церкви»

Голубинский Е. Е., «Истории Русской Церкви» (1880г.)

 Дворкин А. Л., «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви.»

Левшин, В. А. «О славянах»

Источники:
Бурега В., Доклад на конференции «Первозванный апостол», Варна (Болгария), 31 октября 2006.