Перетерочка

Наталья Сладковская
Гротеск.


Все имена вымышлены.
Все совпадения не случайны.
Все подробности приукрашены.
Во время посещения магазинов
ни одно лицо ни одной национальности не пострадало.

 

Хочу немного побрюзжать. Очень удобно сейчас, когда магазины в шаговой доступности. Обидно только, что эти так называемые социальные магазины совершенно не уважают своих клиентов. Заходишь в магазин и ощущение, что не в магазин пришёл, а на грязный склад с хамоватым персоналом. Сначала тебя встречает охранник, который реагирует на тебя как цепной пёс. Он сразу готов тебя облаять, кажется ещё немного и он зарычит, забьёт ногой, как собака, слюна вот, вот капнет с уголка перекошенного злобой рта. Еще бы, только что он спал стоя, как лошадка, а тут кого-то в магазин занесло. Он какое-то время неотступно сопровождает тебя по залу, пока его внимание не привлечёт другой, случайно зашедший посетитель.  И если вы думаете, что сбегать в ближайший магазин, дело пяти минут, вы очень сильно ошибаетесь.


Я не торопясь выбираю товар, что сделать не всегда легко и просто. Ротация товара иной раз поражает воображение. Так среди муки и соли можно найти детский сок. А сливки спокойно могут стоять рядом с хлебные отделом. Всегда «радует» глаз химия (хозтовары – стиральный порошок, мыла, дезодоранты) переходящая в консервы, или питание для кошек-собак, или ещё лучше, в кондитерский отдел. Хочется найти мерчера-архитектора по товару этого магазина и пожать ему руку, восторгаясь столь бурной фантазией. Нельзя продтовары распологать практически на одном прилавке с не продовольстенными, а тем более "химию".  Но, вот мой желудок отвлекает меня от мыслительной борьбы за мир во всем мире и  требует колбасы. В нарезку. Я с любовью, надеждой и чувством нескрываемого голода смотрю на продавца гастрономического отдела. Она разговаривает по телефону.
-Иш кен быр?.......... Кен ну я вожер мы индык……. О, ле, кус ма? Келин дур а ботыжен быяж……… сейма жан думшен онешбык……. Вы что-то хотели?....
Оу, я даже не сразу соображаю, что из невидимки трансформировалась во вполне зрительный образ и меня таки заметили.
-Да.
Но уже поздно. Продавец уже снова поглощен телефонным разговором на тарабарском языке, совершенно не смущаясь моего присутствия. Вопрос был дежурным. Проходит каких то три минуты, четыре, пять... десять...  и она сообщает собеседнику:
-Ладно, я перезвоню. У меня тут покупатель – на почти безупречно русском языке.
-Что Вам?
-Сервелат финский триста грамм в нарезку.
Скулы продавца сжимаются  в судороге, борясь с непреодолимым желанием послать меня куда подальше с этой нарезкой. Она любезно тыкает в прилавок с готовыми нарезками:
-Там же лежит! Свежая! Только что нарезала! - И гримасса счастья искажает ее лицо.
Только что?  Это вы говорите мне, котороя сама стоит за таким же прилавком и всю ночь перевальцовывает* весь ассортимент нарезки гастрономического отдела? Крохотная слюнка выпрыгивает у продавщицы изо рта и летит в разложеные веером колбасы. Бог мой, какое счастье, что это сторона варёных колбас и сосисок. Мой финский остаётся незаплеваным батоном и я указывая на него полувиновато прошу:
-Можно от этого батончика отрезать? - и скажи спасибо, что брауншвейцегскую не попросила нарезать. Твердую, как бревно. - уже про себя подумала я.
Продавец обязан выполнять требования покупателя. Грузно вздыхая она берет указанный батон.
-Эй! Олей дык меж бенъыр уй докчан? – На ту беду лиса бежала. А может это дворник был? Но это местный грузчик. Проходит мимо отдела. Вычеркиваем ещё минуты четыре оживленного этнического разговора грузчика с продавцом. 
-Обедать нур бек окын тэж?
-Да – весело смеётся Продавец, махая в след грузчику. Взвизгивает слайзер и через тридцать секунд мой финский в нарезочку отдаётся мне в руки. Сыр нарезать я уже не прошу. Забрасываю кусок в вакуумной упаковке в корзину, попутно добираю сладкого к чаю и иду к кассе. Очередь человек семь. Угадайте, сколько касс работает? Это прямо можно в школьный задачник в раздел «задачи на сообразительность» включить. Ибо против всех законов логики работают две кассы! При четырех имеющихся. И при трех в обязательном порядке должных работать. Очередь в обе кассы одинаковая. Оцениваю по количеству покупок и выбирая меньшее из зол,, становлюсь в очередь. Но на то она и задачка на сообразительность, что угадать логику действий и происходящих физических законов в этих очередях совершенно невозможно! Обслужив троих покупателей, с завидной скоростью реактивной улитки,  кассир бесцеремонно хлопнул крышкой кассового ящика указующим перстом отсылает оставшихся покупателей в соседнюю кассу.
-Я обедать.
-Ритку позови, чего она там. Совсем что ли? Я тоже есть хочу.  Смотри, сколько народу. - просит второй кассир.
-Я тоже. Пойду съем кого нибудь.
Этот бессвязный диалог заставляет меня присмотреться к уходящему кассиру. А вдруг правда съест кого-нибудь. Но, в облике кассира нет ничего пугающего. Обычная девушка, азиатка. Она удаляется походкой грациозной лани. Мы безропотно переходим к другой кассе.  Кассир не спеша пробивает товар, рассчитывает покупателей.
-Семнадцать рублей дайте.
-Нету.
-Ооооойййй. Всю мелочь выгребли..... - застонала кассирша
Покупатель разводит руками.
-Я Вам тогда мелочью дам, у меня других денег нет. – словно мелочь,  это и не деньги вовсе, предупреждает кассир. В это время появляется грузчик.
-Иди, тебя Ритка зовёт. Очередь возмущается. Но, парень занимает место кассира! И в этот самый момент, в нем умирает грузчик. И рождается бог! Это нарисовано на его лице такой печатью самоуверенности и самовлюбленности, что не вызывает ни каких сомнений.
Я мысленно возвожу глаза к небу в ожидании очередного аттракциона бесплатных экспромтов стенд-ап шоу от народа. И вот спустя каких то пятнадцать минут в плюс к двадцати отстоенными в соседнюю кассу, очередь доходит до меня. Пробивая товар, кассир скользит по мне взглядом словно оценивает. Решает как со мной разговаривать, вежливо или как обычно, на ты.
-672 рубля.
Я протягиваю пять тысяч.
Глаза кассира округляются, бровь подпрыгивает в праведном гневе.
-А мельче нету?
И столько эмоций. С одной этой фразой и этим выражением лица ему можно играть в Большом. И всегда на таких моментах вспоминаю фильм "Моя мама инопланетянка". К героине кассир так же обратился с просьбой посмотреть купюру помельче. Девушка открыла сумочку размером с крохотную косметичку, сунула туда руки. В сумке заурчало, застрекотало, загудело. И, через тридцать секунд она вынула туже купюру, но в три раза МЕЛЬЧЕ.
Внутренне улыбаясь, - Нет. – спокойно говорю я.
-Может по карте? – пытается грузчик, временно исполняющий обязанности всемогущего кассира,  выйти из положения.
-Не-а. Наличка. - мотаю я головой.
-Оооойййй…… - тяжкий вздох прокатывается над очередью. Самое удивительное, на меня начинают шикать сзади стоящие.
-Неужели помельче нельзя было денег взять? Очередь задерживает. – Бухтит дамочка моего возраста, но среднестатистический комплекции,  отчего её комментарии тут же одобряются. Кассир тем временем трясёт мою бумажку, как бы размышляя, что же с ней делать.
-Сдачи нет. Ждать придётся.
-Берите размен, в чем дело? Подожду.
Грузчик, временно исполняющий обязанности бога и по совместительству кассира,  все ещё выжидает, что я таки «вспомню» что в сумке у меня,  хотя бы тысяча завалялась, а то и вообще, шестьсот семдесят два рубля. Одной купюрой. Но я «не «вспоминаю». Я жду. Да и нет у меня мельче. Тут грузчик  делая странные кульбиты, одновременно вываливаясь из-за кассы в очередь и подпрыгивая вверх к потолку взывает зычным голосом:
-Артууур!
Спустя тридцать секунд гробовой тишины в зале, потому что все оглохли от неожиданности и громкости пассажа грузчика, нарушало которую только мерное рокотание холодильных камер, псевдо-кассир опять заливается:
-Аааааартур!...... Эээй!.....   Слышишь!........ Иди сюда!
Спустя пару минут к кассе подходит полутораметровый волосатый слегка кривоногий аксакал в спецовке, но без футболки.
-Звал? Иш ирем дер накымп?
О, Господи, очередная рекламная пауза. Пятиминутка народного фольклора.
-Кулънек сампо ичтар бер рык. Лилю позови, да?
-Лилю? Ашен даг? Быр итан жен?
-Разменять. Сдачи нет. – кассир помахивает моей купюрой как веером перед лицом непонятного носителя красивого имени Артур. Зачем он его позвал? Он что, сам не может крикнуть эту самую Лилю? И вообще, у них же телефон стоит, чтоб звонить в случае чего. Размен тот же попросить. Мелочь разменять. Но, я забыла, что это грузчик!  Артур тем временем исчезает в недрах крохотного торгового зала, заставленного палетами. Вскоре из тех же недр возникает миловидная фигурка Лили, как вы уже догадались. Неся свое отнюдь© не соответствующее рабочему дресс-коду декольте, цокая тонкими шпильками она медленно подошла к кассе.
-Вай, Джони, чо шумишь? Покушать не дал. – с ходу начала петь Лиля.
-Деньги надо Разменять. – и Джонни показывает мою уже успевшую пожелтеть и состариться красную бумажку.
-Ты чо народ собрал? Смотри, очередь какая! Совсем что-ли? – Словно не слыша его обрушивается на Джонни администратор, судя по бейджу, Лиля.
-Может, ещё одного кассира  позовете? – тут же ловит момент дамочка моего возраста.
-Где я вам его возьму, - то ли сокрушается, то ли затыкает рот  дамочке Лиля. – Нет персонала. Некому работать.
-Ну так хотя бы работайте быстрее! – совершенно неожиданно взрывается интеллегентного вида мужчина, стоящий в самом конце очереди.
-Мужчина, не нервничайте. – Зачем то начинает успокаивать его Лиля. – Не видите, мы работаем. Не надо нам мешать.
Интеллегент захлебывается собственной злостью и бессилием.
А Лиля тем временем практикуется в родном языке с Джонни. Слава богу, что этот урок родного языка длится буквально несколько фраз. После чего, Лиля извлекает ключ от кассы и открывает кассовый ящик. Мой опытный взгляд тут же оценивает содержимое ящика и я начинаю люто ненавидеть Джонни. С одной пятитысячной там сдача спокойно будет. Это и все. Но, сейчас то сдача есть!
-Э, ты чо, совсем  что-ли? Смотри сколько денег. Блин, Джони не умеешь работать, нафига садишься?  - Приятно поражает своей реакцией Лиля. Хотя сленг несколько удивляет.
-Та, я пошёл тогда. Сама садись. Мне палет разбирать надо. - словно напоминая нам всем, что он вовсе и не бог, и даже не кассир, а грузчик. Мимо проходил.
Джонни пытается встать.
-Э куда ты пошёл? Ты видишь в зале нет никого! Работай давай, быстрее. - командует администратор, отсчитывая мне сдачу.
-Извините за ожидание, приходите ещё. – Звучит заученная фраза. Мне вручается чек и деньги.Лиля тут же растворяется, исчезая из торгового зала.
Я отхожу к столу и укладываю покупки в сумку, пока Джонни пробивает товар дамочке, моего возраста.
-236 рублей.
Дамочка протягивает две тысячи рублей.  Смеяться я выхожу на улицу. Спустя полтора часа, как я вышла из квартиры, я была дома. Магазин через подъезд.
Магазин у дома!

* - Перевальцовывать - здесь, переупаковывать.
"Образ" магазина и ситуации - обобщены.