https://www.youtube.com/feed/my_videos
Храмовая Завеса, прообраз иконостаса, как символ разделение и объединения человека с Богом.
Введение
1.Храмовая Завеса в иудаизме дохристианского периода.
а). История храмовой Завесы.
б). Архитектурное и художественное исполнение
в). Значение храмовой Завесы для ветхозаветного народа.
г) Завеса в ветхозаветном храме - знаковое отделения грешного человека от Бога.
Основная часть
2.Завеса Святая Святых как символ Тела Христова.
а). Парадигма образа Разодранной Завеса — как плоть Христа, за нас ломимая, Свершившаяся искупительная жертва Христа.
б). Евангельское освещение символического значения Завесы.
в). Открытие «Неба Небес» для язычников через разодранную Завесу.
г) Дева Мария, как образ Высший, соединивший в себе через Духа Святого земное и небесное.
3.Завеса как прообраз иконостаса в христианском богослужении.
а).Завеса ветхозаветная как прообраз иконостаса.
б)Возникновение иконостаса и его символическое значение в христианском богослужении.
Заключение.
4.Грешная человеческая плоть как последняя завеса между Богом и
человеком.
1.Храмовая Завеса в иудаизме дохристианского периода.
«Сокрытое (принадлежит) Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего.»
(Втор.29:29)
а). История храмовой Завесы.
Первые упоминания о Завесе иерусалимского храма находим в Пятикнижие Моисея:
«И поставь скинию по образцу, который показан тебе на горе.
31. И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы;
32. И повесь ее на четырех столбах из ситтим, обложенных золотом, с золотыми крючками, на четырех подножиях серебряных;
33. И повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых.
34. И положи крышку на ковчег откровения во Святом-святых.
35. И поставь стол вне завесы и светильник против стола на стороне скинии к югу; стол же поставь на северной стороне.
36. И сделай завесу для входа в скинию из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы;
37. И сделай для завесы пять столбов из ситтим и обложи их золотом; крючки к ним золотые; и вылей для них пять подножий медных.» (Исход;26:30-37)
«3:25 хранению сынов Гирсоновых в скинии собрания поручается скиния и покров ее, и завеса входа скинии собрания.
3:26 и завесы двора и завеса входа двора, который вокруг скинии и жертвенника, и веревки ее, со всеми их принадлежностями.
3:31 в хранении у них ковчег, стол, светильник, жертвенники, священные сосуды, которые употребляются при служении, и завеса со всеми принадлежностями ее.» (Числа;3:25-31)
б). Архитектурное и художественное исполнение
Согласно Пятикнижию Шатёр Скинии представлял собой каркас из деревянных досок, обложенных золотом, покрытый четырьмя покрывалами. Его устройство позволяло разбирать всю конструкцию на части, пригодные для ношения. Размеры шатра составляли 31 локоть в длину, 10 локтей в ширину и 10 локтей в высоту. Шатёр был разделён на две части занавесом (парохет). Задняя его часть (западная часть, размером 10х10х10 локтей) называлась Святая святых (Кодеш кодашим). Перед Святая святых находилось священное пространство, Святилище (Кодеш), отделённое завесой (масах) от передней части ограждённого двора (Хацер). Таким образом, шатёр состоял из трёх деревянных стен: двух боковых, на север и юг, и задней, на запад и был закрыт завесой с восточной стороны. Обе разделяющие завесы имели размер 10х10 локтей. Согласно талмудическим сведениям, Храмовая завеса ;;; [masakh] была толщиной с ладонь, выткана из 72 нитей утка, причем каждая нить была скручена из 24 нитей. Она была 40 локтей в длину и 20 в ширину, а это приблизительно 20 метров на 10.
Этой Завесой, висевшей на золотом пруте, закрывались снаружи «Великие ворота» храма. Она была тех же 4 цветов, что и Завеса Святое Святых, на ней было изображение небесных звезд. Иосиф Флавий называет выделку этой Завеса вавилонской (Ios. Flav. Antiq. 14. 7. 1; Idem. De bell. 5. 5. 4). В праздничные дни, когда в храм приходило множество народа, Завеса притвора поднималась, чтобы народ мог видеть внутренность святилища (Ibidem).
Завеса, отделяющая Святилище от Святая Святых (Парохет (евр. ;;;;))- один из важных предметов ветхозаветного богослужения, представлявший собой ткань из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона (согласно толкованию Иосифа Флавия, «четыре рода материалов, из которых была соткана завеса, [соответствовали] четырем стихиям» - Ios. Flav. Antiq. 3. 7. 7) с изображениями херувимов на ней. Завеса, висевшая на массивных столбах, отделяла святилище ветхозаветных скинии и затем храма от Святое Святых (см., напр.: Исх 26. 31-37; 1 Макк 4. 51; Евр 9. 3). Поскольку стена между Святое Святых и святилищем во Втором храме была толщиной в локоть, было решено вешать 2 Завесы- с внутренней и внешней стороны входа в Святое Святых: внешняя откидывалась направо, внутренняя - налево.
В дальнейшем, Ирод увеличил завесу до 40 локтей, согласно писаниям Иосифа, еврейского историка первого века. Нет определенного мнения относительно точного измерения локтя, но можно с уверенностью предположить, что эта завеса была приблизительно 20 метров в высоту. Иосиф Флавий также сообщает, что завеса была десять сантиметров толщиной и, что лошади, привязанные с разных сторон, не могли разорвать ее.
в). Значение храмовой Завесы для ветхозаветного народа.
Завеса, о которой идет речь ( Парохет (евр. ;;;;) ), отгораживала внутреннее помещение храма- Святилище от Святая Святых. Это было место особого Божьего присутствия. Входить за завесу мог один только первосвященник, и то лишь один раз в год, в День Очищения (Yom Kippur, Левит 16:2, 34; Евреям 9:7).
Иным под страхом смерти запрещено было входить во Святая Святых. Для язычников же был доступен только двор язычников, за двором народа, окруженный каменной стеной и имевший четыре входа.
Чем же была данная храмовая Завеса для древнего иудейского народа и какое имела значение в Иерусалимском храме?
Это видение связано с религиозным значением для еврейского народа самого Храма.
В иудаизме существует два основных мнения по вопросу о назначении Храма. «С одной стороны, строительство Скинии, а позже и Храма, рассматривается как некое снисхождение к человеческой природе, в лучшем случае некое средство; с другой, напротив, Храм представляет собой вершину всех мыслимых совершенств. Оба эти подхода напрямую связаны с разногласием относительно датировки получения заповеди о постройки Скинии.
Согласно первой версии, заповедь о строительстве Скинии была дана в Йом Кипур, то есть в тот день, когда Всевышний простил евреям грех Золотого тельца. До этого греха не было необходимости в Храме, так как Шехина (Слава Божия), пребывала среди народа.
В то же время, в другом авторитетном источнике утверждается, что законы о постройке Скинии были даны на горе Синай, то есть в данном случае Писание придерживается хронологического порядка изложения. Согласно этому мнению, Храм является точкой соприкосновения земли с небом и изначально необходимым компонентом мироздания.»((Википедия; https://ru.wikipedia.org/wik)
«Облака- завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по небесному кругу.» (Иов,22:14)
Таким образом, в иудаизме существует два образа понимания предназначения и смысла Храма: один расценивает его как ценность прикладную, второй — как безусловную.
Так или иначе, Творец, без всякого сомнения, выше любого здания — Он не нуждается в «жилой площади», не нуждается в жертвоприношениях, воскурениях, возлияниях и т. п. Всюду в тексте Писания, где сказано: «Моя жертва», «Мой хлеб», имеется в виду: «жертва, посвящённая Мне», «хлеб, посвящённый Мне».
«Следует отметить, что в Торе сказано не: „Я буду обитать В нём“, но: „Я буду обитать среди них“, то есть среди людей. Это означает, что Слава Божия проявляется не столько через сам Храм, сколько через народ, построивший его. Не Храм является причиной раскрытия Славы Божией, а самоотверженное желание людей ощутить руку Всевышнего, управляющего миром везде и повсюду.»
(Сончино)
«Сказано: «Пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать среди [или: внутри] них» (Исх. 25:8) — в них, людях, а не в нём, в святилище. Все мы должны воздвигнуть Скинию в наших сердцах, дабы Бог обитал там.»
—( Мальбим)»
(Википедия; https://ru.wikipedia.org/wik)
Тем самым, еврейские пророки и законоучители неоднократно подчёркивали тот факт, что Храм нужен не Богу, а самим людям.
И тот факт, что Храм был разрушен и Господь попустил то, не смотря на уверение иудеев, что: здесь с нами храм и нам не грозит участь Израиля, говорит нам о том, что: пока народ ищет Бога Истинного, то Господь прибывает и в народе и в храме. Но всякое уклонение от путей Господних приводит к Божьему Гневу, ко дню Господнему, когда Господь Саваоф не оставляет и камня на камне от прежнего обиталища Своего. То же касается и самого человека и его души.
«О, какой день! Ибо день Господен близок, как опустошение от Всемогущего придет он.»(Иоиль1:15)
«Когда ветви его засохнут, их обломают; женщины придут и сожгут их. Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его.»(Ис.27:11)
2.Завеса Святая Святых как символ Тела Христова.
а). Парадигма образа Разодранной Завеса — как плоть Христа, за нас ломимая, Свершившаяся искупительная жертва Христа.
«Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
Но приходит час, и теперь есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо и Отец ищет, чтобы такими были поклоняющиеся Ему. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине.»(Ин,4:23)
Система храмового поклонения в божественном домостроительстве носила временный характер. Она предвосхищала грядущее искупление Христово, но сама по себе не могла примирить Бога и человека.
«... ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.»
(Евр.10:4)
Евангельские повествования о страданиях и смерти Господа Иисуса Христа упоминают, что Завеса Святое Святых разорвалась во время смерти Спасителя, что имело важное символическое значение (Мф 27. 51; Мк 15. 38; Лк 23. 45; об этом же событии говорится и в правосл. Гимнографии, напр., тропари 7-х песней воскресных канонов 1-го и 3-го гласа).
Новозаветное Послание к евреям дает богодухновенное объяснение ограничениям ветхозаветного рукотворного храма:
« [Сим] Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.»
(Евр.9:8)
«...18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.»
(Евр.9:19)
Но какая именно Завеса разодралась в момент Смерти Иисусу Христа?
«...завеса в Храме разодралась надвое, сверху донизу» (Матфея 27:50–51)
По слову апостола Павла: «... имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым, живым», мы ныне имеем доступ во Святилище, но и через Святилище — к Богу Живому, Истинному Священнику, единожды принесшему жертву Свою за всех. То есть- ныне мы имеем доступ во Святая Святых, к Жертве Господней, к которой приобщаемся Причастием Плоти и Крови Агнца, Спасителя человек.
«Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20. который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
21. и имея великого Священника над домом Божиим,
22. да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
23. будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.»(Евр.;10:19)
Так же можем сказать, что завеса, отделявшая внешний двор от Святилища, обычно открывалась в моменты большого скопления народа во внешнем дворе, дабы была возможность видеть Святилище всякому, приносящему жертву за грех, которая приносилась за воротами храма. Господь наш, как принесший Себя в Жертву за наши грехи, так же был распят (заклан) за чертой города Иерусалима, как прообраза самого храма ветхозаветного.
То говорит нам, что Жертва Искупительная Господа Иисуса Христа была принесена не только за поклоняющихся в храме, но и за всех, находящихся вне стен его, то есть: за все человечество.
б). Евангельское освещение символического значения Завесы
«...и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме.»(Ис.27:13)
Итак, Завеса храмовая отделявшая Священное от Святая Святых, разделилась по Воле Всевышнего- Сверху до низу, от Бога к человеку, между землей и небом, и открыла сокровенное, сняв покрывало, лежавшее на лице Моисея и на всех блуждающих в пустыне греха, и приблизила человека к Самому Богу Творцу, облик чей через Иисуса Христа перестал быть сокрыт от творения своего.
«28 И будет после того: изолью от Духа Моего на всякую плоть»(Иоиль3:28)(Деян.2:17)
Разделив две ипостаси во Христе крестной смертью, Творец Совершил тем акт воссоединения со своим творением. Завеса утратила целостность и Святая Святых стала доступна простому смертному, ставшему бессмертным, устранением преграды между Богом и человеком.
Завеса разодранная надвое - как ломимое тело Христово, облик небесного, икона данная Самим Господом как знамение будущего соединения Завета Божьего с присутствием человеческим.
Отныне открывается Святое, сокрытое прежде тяжелой плотной тканью греха человеческого, открывается для всех, стоящих в притворе храма иудейского, для всех, ходящих прежде во тьме, для язычников и иноверцев. Отнимается тем от иудеев избранность, упраздняется просвещенность, и отдается тем, кто есть иудей не по форме, но по готовности сердца принять Мессию, и следовать новому закону, закону духа.
Парохет разодравшись, перестает быть преградой между законом Бога Невидимого, данным ветхому человеку, и законом Бога зримо явившегося человечеству - Законом Любви.
Плоть Ветхого Завета, разрываясь, открывает человеку Дух Нового Завета.
Обрезание перестает быть отличительной чертой избранности. Но избранный познается отныне крещением Святой Водой и Духом Святым, утверждается Причастием Тела Христова, ломимого за нас, и Крови его.
Ныне должны быть раздираемы в угоду Господу не одежды наши, но сердца наши.
«Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши и обратитесь к Господу, Богу вашему,»(Иоиль2:13)
«Вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.» (2Кор.;3:18)
«В частности, завеса церковная раздирается для того, чтобы не могли даже ничего возражать против такого обличения. Если бы они вздумали оправдываться и говорить, что и при обыкновенных страданиях бывает помрачение солнца, землетрясение и расселины скал, то их заставило бы молчать раздрание церковной завесы, так как они не могли бы нигде указать такого случая. Раздиранием завесы Бог показал, что от храма отступила Божественная благодать и что внутреннее его, т.е. Святое Святых сделается для всех доступным и видимым, что и исполнилось впоследствии при нашествии римлян.
Самое же лучшее толкование: так как внутренняя сторона завесы служила образом неба, а внешняя – образом земли, то раздирание завесы означало то, что уничтожена преграда между небом и землею, т.е. вражда между Богом и человеком, и что небо стало доступно для людей, потому что Иисус Христос, уничтожив эту преграду, возобновил нам этот доступ. Вообще же все совершившееся служило знаком гнева Божия, который обличал бесстыдство иудеев и предсказывал их погибель.»
(Протоиерей Олег Скнарь)
Отныне Закон исполнен, и благодать не побивает человека камнями за сбор дров, а ловит бесчисленных человекоубийц и разбойников и, омывши их водами крещения, разрешает от прежних зол. Вот что значит: "дух животворит". Как служители духа, св. апостолы действуют с великим дерзновением и не закрывают покрывалом, то есть иносказаниями, или притчами, великих тайн Божественного домостроительства, ибо Христос снял покрывало, лежавшее на Ветхом Завете. И только для слепо привязанных к Ветхому Завету иудеев и иудействующих «...то же самое покрывало остается неснятым при чтении Ветхого Завета. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их, но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается" (Кор.3 4-16).
"Господь есть Дух, а где Дух Господен там свобода"(2Кор.;3:17). , если в Ветхом Завете многосложность разных законных предписаний стесняла свободу, то в Новом Завете благодать Святого Духа дала нам возможность свободно приближаться к Самому Господу Иисусу Христу, взирая на славу Его и преображаясь сами "в тот же образ от славы в славу" (2Кор.;3:18).
Теперь к Богу может приходить каждый, ищущий Его, и прибывать в Нем. И Сам Бог будет прибывать в каждом, любящем Его и исполняющем Заветы Его.
Завеса, имеющая целью разделить обетование, присутствие Божественной Силы ( Шхины, (ивр. ;;;;;;;;;;;;;;, «присутствие, пребывание, проживание». Википедия. ) и человека грешного, стала сама проводником в Царствие Небесное, неся духовный смысл Тела Мессии, ломимого за все человечество.
«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом». (Кор.18-20)
Процесс примирения человека с Богом начался.
Ступени примирения ясно изображены двумя завесами скинии. Первая завеса называется ширмой (Исх. 26:36, евр.Масах). Грешник приходил к Богу через примирение умилостивляющей крови, входя в святилище через эту ширму. Но Вторая завеса (Исх. 26:31-35; Евр. 9:3 Парохет) по-прежнему отделяла его от Бога, который находится во Святом святых. Чтобы привести его к Богу во Святое святых, нужно было разодрать эту завесу.
И эта вторая ступень примирения СВЕРШИЛАСЬ (Мф. 27:51; Евр. 10:20).
в). Открытие «Неба Небес» для язычников через разодранную Завесу.
«И дом, который я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов. И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его? И кто я, чтобы мог построить Ему дом? Разве только для курения пред лицем Его.»(2Парал.2:5;6)
Разодранная завеса в Храме – устранение непреодолимой прежде преграды между Богом и людьми, а равно и исповедание сотника – падение стены между иудеями, верившими в Единого Бога, и язычниками, почитавшими множество божеств. И об этом ведь тоже предупреждали пророки, говоря о том, что израильский народ, призванный являть в этом мире веру в Бога, станет в последние времена центром притяжения для всех язычников: «будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (Захария 8:23). Эти времена наступили, ясно говорит иудеям евангелист Матфей, и теперь пора действовать, пора соответствовать своему призванию.
« Хотелось бы отметить уникальную параллель в евангельском повествовании: начало мессианского служения Господа Иисуса Христа описывается с рассказа о Его Крещении, когда разверзлись небеса (творение Бога) и Дух Божий в образе голубя сверху вниз снизошел на Спасителя, и в этот момент раздался глас Всевышнего: “Сей есть Сын Мой возлюбленный” (Мф. 3:17). Примечательно, что именно смертью на Голгофском кресте завершается начатое в долине Иордана мессианское служение Христа, когда вновь «разверзлись» небеса – только в образе завесы (творение человеческих рук), ведь именно небосвод, как указывалось выше, был изображен на завесе, причем все тем же движением – сверху вниз, что в Евангелии как от Матфея, так и от Марка особо выделяется (см. Мф. 27:51, Мк. 15:38). И опять звучит голос, но уже не Всевышнего, а человека, голос-исповедание центуриона: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15:39)."(Андрей Десницкий, Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии, выпускник МГУ.)
г) Дева Мария, как образ Высший, соединивший в себе через Духа Святого земное и небесное.
«...и Тебе Самой оружие пройдет душу...»
Согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова», Пресв. Дева прежде Благовещения была избрана для того, чтобы участвовать в прядении Завеса Святое Святых (Protev. Jac. 10).
Она пророческим Волеизъявлением Божьим ткала символическое Тело Христово, как и после была Родительницей Его.
Можно предположить, что сама Дева Мария, соединяющая в себе земное и небесное, давшая плоть Богочеловеку через Духа Святого, есть, также, та завеса, которая скрывала в себе семя небесное от земного, и сердце которой разодралось надвое в момент смети Господа, по предсказанию Семиона:
«29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко,
по слову Твоему, с миром,
30 ибо видели очи мои спасение Твое,
31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
32 свет к просвещению язычников
и славу народа Твоего Израиля.
33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его:
се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле
и в предмет пререканий, —
35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, —
да откроются помышления многих сердец.»(Лук.;2:28)
Свершилась Искупительная жертва Христа, и как символ этой жертвы, расторжение символа плоти Божественной и плоти сердца Матери Божьей, соединившей в себе, по Воле Вышнего, земное и небесное.
«Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистинну Тя почитаем»(богородичен 8 песни канона Андрея Критского)
Это предание отразилось на некоторых иконах Благовещения, где в руках Мария держит клубок красных ниток.
Итак, можем сказать, что:
Через сию разодранную завесу, ломимую плоть Господнюю, через избавление от препятствия воссоединению Бога и человека, коим была завеса плоти, Симеон узрел Бога во Святая Святых, ибо теперь всем жаждущим Истины, был открыт доступ ко Всевышнему.
3.Завеса как прообраз иконостаса в христианском богослужении.
а).Завеса ветхозаветная как прообраз иконостаса.
Полотно, отделявшая Святая Святых Скинии, утратило свое прежнее значение и упразднилось как таковое в Свете Нового Завета Духа.
Но символическое ее значение, видоизмененное на сегодняшний день, не перестало существовать в христианском служении Богу.
«Интересен тот факт, что в первые века христианства преграды между храмом (наосом) и алтарем могло не быть. Например, никак не разделены кубикулы в римских катакомбах, где в II—IV вв. собирались на литургию христиане.
Появление ее в различных богослужебных традициях христианства Востока наблюдается не ранее и не позднее VI в. (с этим связано и включение особых молитв о Завеса в состав ряда вост. Литургий).»
В богослужении христианской Церкви Завеса может отделять алтарную часть храма от наоса.
Установление практики отделять алтарь Завесой со временем было приписано свт. Василию Великому - в его Житие мог включаться рассказ о том, что святитель повелел устроить Завеса после того, как однажды один из сослужавших ему диаконов отвлекся от совершения литургии, смотря на некую женщину в толпе мирян. Тем не менее в Константинополе использование Завеса до X в. не фиксируется, и лишь после XI в. она стала одним из непременных атрибутов православного храма.
На Западе Завеса вовсе не получила распространения.
Разновидностью Завесы, доныне встречающейся в афонских и некоторых других храмах, являются занавеси кивория, закрывающие святой престол со всех или только с трех сторон. (Википедия.https://ru.wikipedia.org/wiki/)
Символическое христианское толкование Завесы, по мнению Николая и Феодора Андидских, состоит в том, что она прообразует плащаницу Спасителя (Theodor. Andid. Comment. liturg. // PG. 140. Col. 445).
Святой Симеон Фессалоникийский считал, что она прообразует Завесу небесной скинии (Sym. Thessal. De templ. // PG. 155. Col. 341, 348, 704).
Завеса, представляющая собой красивую ткань (в греч. практике, как правило, бархат пурпурового цвета; в русской практике допускаются Завеса различного цвета), часто с вышитым на ней крестом, вешается у святых (царских) врат так, чтобы полностью закрывать их просвет со стороны алтаря.
Правила об отверзении и о закрытии Завесы во время богослужения согласно современной русской традиции приведены в 23-й гл., принятого ныне в РПЦ, Типикона. В частности, Завеса должна быть отверзта во все время вечерни, утрени и молебна (в последнем случае на практике Завеса отверзается не везде), а во время Божественной литургии - от ее начала (и даже ранее, с момента каждения после проскомидии) до великого входа, от возгласа до возгласа и от начала причащения мирян до окончания литургии.
За архиерейским богослужением или, в случае наличия у служащего соответствующей церковной награды, Завеса закрывается лишь на время причащения священнослужителей, после возгласа в день Пасхи и во всю Светлую седмицу Завеса не закрывается вовсе. В современной греческой практике приняты несколько иные правила отверзения и закрытия Завеса; в дониконовской русской традиции они также отличались от современных русских.
б)Возникновение иконостаса и его символическое значение в христианском богослужении.
Особое понимание в новом символическом значении Завесы получил момент смерти Христа в Евангелии:
«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху-донизу» (Мф. 27:50,51).
Итак, завеса не просто отделяла, закрывала от взора алтарь, но сама изображала плоть Христа, что неразрывно было связано с тем, что здесь христиане принимали Причастие.
С развитием иконопочитания и позже в связи с формулированием церковного учения о иконе на VII Вселенском соборе (787 год) символическая завеса не могла не смениться рядом изображений. Вместо ветхозаветного символа надо было показать новозаветную реальность. Преграда в форме ряда колонн также сама по себе служила символом. Колонны часто делались числом 12 (как 12 апостолов), а центр преграды венчался крестом — образом Христа. Появление над преградой иконы Христа стало заменой символа его прямым значением. Отсюда происходит главный ряд иконостаса — деисус (от греческого «деисис» — моление). Композиция «Деисус» изображает Христа во славе (на престоле или в окружении сияний и ангельских сил) в окружении молящихся Ему Богоматери, Иоанна Крестителя и других святых. Здесь показывается момент второго пришествия Христа и Страшного суда, когда Церковь молит Христа-Судью за человечество. Изображение 12 апостолов («апостольский деисус») также напоминает Страшный суд, когда апостолы сядут на престолы вместе с Христом судить 12 колен Израилевых (Мф. 19:28). В конце XVII века встречаются деисусные чины именно с сидящими апостолами, как в иконе «Страшный суд».
В современной практике Иконостас – перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма, состоит из икон, расположенных ярусами, символизирующими историю спасения человечества Богом. Число ярусов бывает от трех до пяти. Их можно рассматривать, начиная с верхнего яруса, ибо Господь постепенно, словно по ступеням, низводил к людям спасение.
Пятый, верхний ярус содержит икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.).
Четвертый снизу – икону Богородицы «Знамение» и иконы предстоящих пророков.
Третий ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников.
Второй ярус – иконы Деисиса.
В середине нижнего яруса находятся Царские врата, справа (на южной стороне) от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которому посвящен храм. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.
Иконостас непременно венчается Крестом, как вершиной Божественной любви к падшему миру, отдавшей Сына Божия в жертву за грехи человечества.
Уже в XVII веке допустимость иконографии с изображением Бога Отца, Ветхого Днями, с Иисусом на руках, была поставлена под сомнение[19]. Здесь, в так называемом «Отечестве», прямо было сделано изображение Бога Отца, Который «неизреченен, неведом, невидим, непостижим» (литургия Иоанна Златоуста). В таком изображении оно совмещалось с образом Христа, Который будучи совечным Отцу, воплотился и получил человеческий облик. К этому было добавлено символическое изображение Святого Духа в виде голубя. Различное изображение трех ипостасей создавало их неравнозначность в образе.
В некоторых современных иконостасах «Отечество» заменено иконой Троицы в иконографии Андрея Рублева или в более раннем варианте «Гостеприимство Авраама». Этот образ показывает явление Бога в виде трех ангелов, обещавшего Аврааму рождение сына. Авраам уже знал, что от его потомства родится Спаситель, поэтому и здесь нужно видеть пророчество о пришествии Христа в мир. Вариант, созданный Андреем Рублевым, показывает трех ангелов без служащих им Авраама и Сарры. Здесь акцентируется, что сами пришедшие изображали собой троичность Бога. Более того, в иконе Рублева передан момент предвечного божественного совета о том, как спасти человечество, которое отпадет от Бога. Здесь Бог Сын принимает на Себя роль Искупителя, что продчеркнуто головой жертвенного тельца в чаше на столе.
Все иконостасы венчаются крестом
Распятие в завершении иконостаса ещё раз подчеркивает, что Христос есть Искупитель и Жертва, благодаря которой создана Церковь.
«В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон:
1.Страсти апостольские — изображение мученической кончины 12 апостолов.
2.Страсти Христовы — подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.
Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырёх-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.
Кроме того, в самом низу на уровне пола под местным рядом в это время помещались изображения дохристианских языческих философов и сивилл, с цитатами из их сочинений, в которых усматривались пророчества о Христе. Согласно христианскому миропониманию, они хотя и не знали Христа, но стремились к познанию истины и могли неосознанно дать пророчество о Христе.»
( Азбука Веры;http://azbyka.ru/ikonostas;Википедия; https://ru.wikipedia.org/wiki/)
Таким образом, 5-ярусный иконостас нужно рассматривать сверху вниз. Вначале на иконостасе показывается ожидание человечеством обещанного Богом Спасителя, затем явление Христа в мир и совершенное Им искупление. Деисусный «чин есть завершение исторического процесса: он образ Церкви в её эсхатологическом аспекте». Здесь святые показаны соединёнными со Христом как единое тело.
Если смотреть сверху вниз, содержание иконостаса показывает Божественное откровение и домостроительство спасения человечества, то программа изображений на царских вратах в местном ряду показывает путь к спасению каждому верующему. В Благовещении Мария согласилась стать Матерью Христа, и в Ней соединилось земное и небесное. Также и сами врата соединяют храм с алтарем — образом небесного мира и рая. Через евангелистов весть о спасении прошла во все концы мира. Наконец в образе Евхаристии над царскими вратами показано принятие людьми Христа и соединение с Ним.
Как в евхаристической молитве на литургии поминаются в вере почившие ветхозаветные праотцы, отцы, патриархи, пророки, новозаветные апостолы, мученики, исповедники, а потом и все живые и находящиеся в храме верующие, так и иконостас как бы не замкнут. Его продолжают собравшиеся в храме христиане.
Таким образом, возродившись в христианской православной литургии, завеса-иконостас, скрывает от глаз неверующих, глаз любопытствующих в праздности, взирающих без благодарения, но которым также открыт вход в храм Господен, Таинство Приложения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы, дабы сердце, еще не принявшее Христа, не соблазнилось прежде обращения своего.
«Причащение соединяет нас с Самим Владыкой, и мы на самом деле становимся в этом Таинстве причастниками Самого Тела Его и Крови. Мы через пищу сделались смертны, и ниспали из рая, и отделили себя от Бога, а теперь через причащение снова принимаем жизнь вечную. Таким образом освобождаясь от тления, мы соединяемся с Бессмертным Богом, Который ради нас стал смертным в воплощении.»
(Архиепископ Фессалоникийский Симеон)
Заключение.
4.Грешная человеческая плоть как последняя завеса между Богом и
человеком.
Итак, данное нам Таинство в виде ветхозаветной Завесы, ее разделение в момент смерти Спасителя, ее прообраз Плоти Христа, ломимой за человечество, образ разрезанного сердца Матери Божьей в момент свершения таинства жертвы крестовой, образ снятого Иисусом Христом с глаз наших покрывала Моисеева, Открытие Святого Небесного Ковчега для всех ищущих Бога в истине - это Таинство продолжается в христианстве Литургией принятием Святых Таинств Господних, и завершится разделением Христом завесы неба в конце времен, разделением молнией, которой Сойдет Сын Человеческий к творению своему во Славе, ибо Второе Пришествие Христа ознаменуется "разорванными" молнией небесами:
«...пришествие Сына Человеческого будет подобно молнии, которая, сверкнув на востоке, видна даже до запада» (Мф27:24)
И гора, на которой встанут ноги Господне во Втором Пришествии Его, так же разломится надвое, как на две стороны будут поставлены все во времена Страшного Суда:
«И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее - к югу.
5И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудейского; и придет Господь Бог мой и все святые с Ним.
6И будет в тот день: не станет света, светила удалятся.
7День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет.» (Зах.;14:4)
Символ разодранной молнией завесы неба в конце времен как окончательное воссоединение человека и Бога, как заключение всего Великого Таинства Всевышнего, Непостижимого Домостроительства Божьего.
Плоть человеческая, в которую облекся человек падший, какая есть препятствие в нынешнем положении человеческом к окончательному воссоединению с Отцом Всевышнем, будет наконец отделена от смиренной твари, примирившейся с Волей Создателя и принявшей Ее как единственно возможную для себя.
Но по Милости и Человеколюбию Бога нашего, Иисуса Христа, человек нынешний, находясь в плоти своей греховной, в предконечные времена, имеет возможность спасения и через эту плоть свою немощную, и более того, именно в немощи ее имеет спасение:
"Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи" (2 Кор. 12, 9-10).
Итак по великому замыслу Божьему, та завеса, что была в Храме ветхозаветном образом Плоти Жертвенного Агнца, Сына Божьего, та ширма, что ныне есть наша ветхость, разорванная Жертвой Искупительной Господа Иисуса Христа, становится дверью отверзлой для нас в алтарь Всевышнего, во Святая Святых Духа Святого, в Ковчег Спасения Отца Небесного.
Но именно в немощи плоти нашей дана нам Богом сила того смирения, которое способно привести нас ко Спасению, к Воссоединению с Отцом Всевышнем, Творцом Неба и Земли.
Глядя, как через разорванную завесу, через сокрушение чистого смиренного сердца, сокрушенного, как был сокрушен ад, мы взираем на Великие чудеса Домостроительства, мы приобщаемся к ним, мы становимся детьми Божьими,
ибо написано нам:
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ;»
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф;5:8)
Небо и земля, изображенные на храмовой ветхозаветной Завесе, разодрались, явив тем исполнение закона Ветхого Завета, Завета плоти, и наступление новых времен, Времен Нового Завета, Завета Духа, Времен, где каждый будет взвешен на весах Суда Вышнего, каждый будет оценен по намерению сердца своего, по «разодранности сердечных одежд», сокрушенности и глубине его смирения.
«Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или
ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.»(Матф.5;18)
И разорвали одежды саддукеи и книжники, и закричали - Виновен!.... и Бог разорвал завесу в храме, и воскликнул - Виновны....