В начале сотворил Бог небо и землю

Елена Серебровская-Мильори
Экзегетический анализ первого стиха первой главы книги «Бытие»:



«В начале сотворил Бог небо и землю».(Быт.1:1)
«Ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их.»( Прем.13:5)
"В начале"… – Василий Великий в «Шестодневе» (I:3) понимает «начало» как «начало во времени», как указание на то, что мир имеет начало и конец. Наряду с этим толкованием у Отцов бытует и другое: «начало» как «Премудрость Божья». Основой для этого, другого, понимания служат слова Премудрости из библейской книги Притч (8:22) «Господь сделал меня началом пути Своего» (в греч. переводе «Господь сделал меня началом путей Своих»). Если, опираясь на книгу Притч, отождествить «Начало» и «Премудрость», то слова «В начале (т.е. посредством Премудрости) Бог сотворил небо и землю» станут по смыслу почти тождественны стиху Пс 103:24 («Как многочисленны Твои творенья, Господи! Все премудростью Ты сотворил; земля полна созданий Твоих!»).
Истолкование Быт 1:1 в свете Притч 8:22 имеет место уже в еврейской экзегезе: палестинские таргумы (выполненные в первые века по Р.Х. переводы еврейской Библии на арамейский язык - таргум Неофити, «фрагментарный таргум») начинаются словами «В начале Премудростью сотворил Господь…». По сути дела, в этих таргумах слово «начало» передано дважды – и буквально («в начале»), и в свете Притч 8:22 («Премудростью»).
Христианские экзегеты, отождествляя Премудрость с Христом, Словом Божьим, привлекают к толкованию первого стиха книги Бытия также строки Нового Завета: Откр 3:14, где Христос именуется «начало создания Божия» и Кол 1:18, где Он именуется «глава тела Церкви», «начало», «первенец из мертвых». При таком прочтении слова «В Начале (или: «посредством Начала») Бог сотворил небо и землю» оказываются свидетельством о соучастии Христа в творении мира.
Августин предпочитает понимать «начало» в Быт 1:1 именно как «премудрость Божью»: «Истинно, - говорит  он, обращаясь к Богу, - что Начало есть премудрость Твоя, которой Ты сотворил все» («Исповедь XII, XIX, 28). В следующей главе («Исповедь XII, XX, 29) он отождествляет премудрость с предвечным Словом Бога.
В начале сотворил Бог небо и землю…— В древних переводах Библии (арамейских таргумах, греческом, латинском, сирийском, церковнославянском и других переводах) первый стих книги Бытия понимается как независимое предложение. Но как оно соотносится с продолжением рассказа о Творении? Ведь и небу и земле еще только предстоит появиться (небу - на второй день Творения, земле – на третий день, см. Быт 1:6-10).
В экзегетической литературе представлены две интерпретации. Согласно одной, не следует искать в первой главе Бытия хронологическую последовательность действий. В Быт 1:1 перед нами своего рода догмат, который и предваряет, и одновременно кратко резюмирует весь последующий рассказ о творении. Быт. 1:1 передает главное, что библейский автор хочет сказать нам о происхождении мира, а именно, что мир сотворен Богом; в последующем повествовании это положение
 будет детализировано – будет рассказано подробнее, по дням творения, как все происходило. По словам Василия Великого («Шестоднев» III:3), «некоторые» считают, что в Быт 1:1 «творение неба и земли описано суммарно»,  а в последующем повествовании «Писание нам говорит подробнее, каким образом что произошло». Впрочем, сам Василий Великий с этим толкованием не согласен: он считает, что небо, сотворенное на второй день Шестоднева, «отлично от сотворенного в начале, оно более плотное по природе и служит всему сущему для особой цели» (хранить над собой воду для дождя и росы).
Представление о том, что небо и земля, о которых говорится в Быт 1:1, отличны от того неба и той земли, создание которых будет описано в Быт 1:6-10, характерно для большинства экзегетов раннехристианской и святоотеческой эпохи. Августин, со свойственной ему любовью к систематизации, перечисляет в «Исповеди» возможные варианты такой интерпретации первой строки книги Бытия (Исповедь XII, XX, 29; XXVIII, 39): одни понимают слова «небо и земля» из Быт 1:1 как «мир духовный и мир телесный»; другие – как указание на материю, из которой будут сотворены мир духовный и мир телесный; третьи - как указание на материю, из которой будет сотворен мир телесный... Дав ряд возможных истолкований, Августин отказывается выбирать между ними (Исповедь XII, XX, 29; XXVIII, 39): «если кто-нибудь спросит меня, что тут думал Моисей, великий слуга Твой, то исповедь моя не будет исповедью, если я не скажу: "я не знаю"".
(М. Г. Селезнев, филолог-библеист, Комментарии на книгу «Бытие»)

   К сожалению, при описании неизглаголенных событий, превосходящих всякое земное разумение, когда хотим анализировать данное нам Богодухновенное Писание, мы вынуждены пользоваться земным понятийным аппаратом, словами и образами, доступными нашему разуму, мы вынуждены описывать то, что не имеет словесного описания, от сего происходит непонимание, путаница, и даже отрицание Божьего Откровения.
Но, за невозможностью иного, попробуем провести краткий анализ первой строчки книги «Бытие» с использованием последующих строк Откровения, так как без них невозможно понять и описать смысл первой строки и анализ таковой, вне последующих строк Бытия, невозможен без надуманности, приводящей к заблуждению.
Книга (или Бытие) в еврейском тексте называется bereschith («в начале») 
В строчке: В начале  сотворил Бог НЕБО и ЗЕМЛЮ(Быт.1:1)
речь идет не о "небе и земле", кои мы наблюдаем глазами сегодня, но о предшествующем МИРОЗДАНИИ в целом. 
Для того, чтобы глубже проникать в смысл текста, посмотрим, какими понятиями оперирует здесь Тора в оригинале, то есть — на иврите.
"Небо на иврите — «шамаим», земля — «арец». Эти два слова — необычны и требуют разъяснения.
Слово арец образовано от ивритского корня рац, что в буквальном переводе означает — «бежать». Куда же «бежит» земля?
Ответ на этот вопрос скрыт в слове шамаим. Оно как бы составлено из двух слов: шам («там») и маим (вода). Таким образом, получается, что слово шамаим можно перевести словосочетанием — «там вода». Что добавляет нам это новое представление о слове?..
Надо сказать, что, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), анализируя первую фразу Торы и проведя ее детальное исследование, делает вывод, что слово шамаим своим происхождением обязано выражению эш у-маим, что в переводе означает — «смешивание воды и огня».
Если соединить обе эти идеи, то Тора, выходит, на концептуальном уровне указывает нам, что земля «бежит к Небу», потому что Небо — источник воды и энергии. Без воды и энергии земля не может порождать жизнь.
Иными словами, самая первая фраза в Торе раскрывает идею, заключающуюся в том, что вселенная состоит из двух компонентов: Неба — шамаим, которое дает энергию, и Земли — арец, которая нуждается в этой энергии и порождает жизнь.
Обращение к оригиналу текста на иврите помогает нам раскрыть здесь еще одну идею, разъясняющую взаимодействие происходящих в нашем мире жизненных процессов.»
(Автор текста раввин Носон Вайс;
Господь дал нам первой строкой, положенной в основание Книги, краткое, доступное всякому разуму, описание создания Всего и ВСЯ от Начала, Им же положенного, где Одно вытекает из Другого, как и на протяжении всего повествования книги «Бытие».
И дал нам здесь не только описание начала последующего создания нашей планеты в окружении атмосферы, но и создание, прежде всего этого, вселенского пространство, что мы называем "Космосом", "Вселенной".
Здесь использовано слово «сотворил», в евр. тексте «бара», что значит - сотворить из «ничего». 
«…Этим самым, следовательно, опровергаются все материалистические гипотезы о мире как самобытной сущности, и пантеистические — о нем как об эманации или истечении божества, и устанавливается взгляд на него как на дело рук Творца, воззвавшего весь мир из небытия к бытию волей и силой Своего божественного всемогущества.»
(А.Лопухин Толкование на книгу «Бытие»).
Итак, «Небо» в первой стихе - суть все, что есть во вселенной, состоящее, как следует из дальнейшего повествования книги «Бытие» (1:2), из взвешенной и растворенной воды.
«Бог сотворил мир из «необразного вещества». (Книга Соломона XI:18 [142]) и 2 Пет III:5 [143].
«Земля» же, как газ плотный (БЕЗВИДНА и ПУСТА - не просто метафорическое описание, в Библии нет ни единого случайного слова или образа, но точная характеристика состояния), не носила еще имя Земли, и небо
не имело названия Неба, но получили их после, ставши Сушей и Твердью ( Небом).(Быт.1:8;1:10) (не случайно «небо»  по-гречески sterewma - опора, основа, а на языке евреев существовали три различных термина для выражения этого понятия в разных его состояниях: ("1.Мир ангелов.2.Расстояние между предметами. 3. Видимое голубое небо, по которому летят птицы"(Священник Петр Здрилюк "УМНОЕ ДЕЛАНИЕ)
Примечательно неоднократное упоминание в Библии о НЕБЕ и небесах как о разных сущностях:
«…Небо и небо небес не вмещают Тебя…»,( Третья книга Царств,8:27);
« …Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес…»(Пс.148:4)

Дух же Божий был НАД ВСЕМ, о чем повествует нам вторая строчка Быт., это важнейшее место Быт., которое говорит недвусмысленно, но прямо, что:
 ДУХ БОЖИЙ носящийся над водой,- «,,,ПРЕЖДЕ ВСЕХ», не сотворен, и Бывший и Сущий над всем и вся « прежде создания всех век»… и что: 
«Вездесущий БОГ не смешивается и не сливается с материальным ("НАД". прим. авт.), окружающие нас предметы, воздух, вода - не есть БОГ»,( М.В. Иванов. «Основы Систематического Богословия»)
Но при сем- Бог, создавший все, ЕСТЬ - ВСЕ ВО ВСЕМ. 
Торец - есть Бог Отец; 
Начало- есть Логос -Мысль-Слово -Сын Божий; («…я есмь НАЧАЛО и КОНЕЦ» Откр. 1:8)…)
Дух Божий - есть Дух Святой;
Важное различие между «сотворил» в первой  строчке, и в последующем творении животной твари(1:24) и «сказал» в повествовании о неживом, а так же в сочетании СОТВОРИЛ И СКАЗАЛ о творении человека(1:26):
Сотворил - БОГ Отец; Сказал- БОГ Сын Логос; Дух Божий носился над водой- Бог Дух Святой;
То есть:
Троица Единосущная Нераздельная, творящая Бытие.

В сем смысле значение слова «сотворил» есть прямое указание на нахождение Творца над всем создаваемым, с данного момента - Начала, указанного нам для нашего исчисления самосознания:
Итак, Все сие было погружено во тьму(небо-;;;;;; {сущ., 1}тьма, мрак (Евр. 12:18; (d-, вероятно, под влиянием лит. dang;s «небо» или др. слова, ср.: греч. ;;;;;;, ;;;;;; «тьма». Викисловарь;https://ru.wiktionary.org/wiki/nebo), и только по созданию света (Быт.1:3) появились утро и вечер, как пограничные, переходные состояния света и тьмы, как определение течения времени. Сей Свет есть, также, то необходимое, посредством чего начинается процесс творения Бытия и соединения во единую систему Неба и Земли, двух начал, дающих, по замыслу Божьему, возможность человеческому существованию.
ВРЕМЯ  НАЧАЛОСЬ И ПОТОМУ НАЧАЛОСЬ ДЛЯ НАС ИСЧИСЛЕНИЕ ДНЕЙ, которого не было, по повествованию книги «Бытие», до образования  Света, давшего начало Времени.
Этот момент важен для пояснения первой строчки Откровения.
Вода же, как уже созданная до сего момента от Начала, вкупе с НЕБОМ и ЗЕМЛЕЙ начальными(Быт.1:1),  как часть их, только после создания Неба - Тверди - Атмосферы(Быт.1:2), была собрана под этим Небом- атмосферой и отделена от остальной «вселенской водяной взвеси».
И та самая - ТВЕРДЬ, окутавшая в последствии «газовый шар земли», и была помещена посреди воды (1:6).
И эта ТВЕРДЬ получила название - «Небо» («Простираешь небеса, как шатер» ПС 155), от названия, которое имеется в первой строчке стиха в первоначальном, всеобщем, вселенском смысле.
Господь не только отделил сим «воду от воды»(1:6), название от названия,  но и смысл от смысла, сотворенное от сотворенного. 
(«…Ты сотворил ("аса") небо и землю…»(Иер.32:17). Здесь  используется еврейское слово «аса», что обозначает - сотворить из имеющегося материала)
Название от Начала -«НЕБО» приняла часть Неба, то есть ТВЕРДЬ( атмосфера);
Название -«Земля» от наименования бездны, «безвидной и пустой», приняла  Суша(1:9), образовавшаяся путем собрания и разделения воды.
Таким образом, суше дано было имя от первоначального, которое имела бездна «БЕЗВИДНА и пуста», и она, Суша, теперь "Земля", приобрела ВИД.
Небо же, суть твердь атмосферы, не дающая проникнуть ничему «отделенному»(Быт.1:7), получила названия - «Небо», от названия того, ЧТО ПЕРВОНАЧАЛЬНО не было «твердью», но было суть все окружающее пространство, состоящее из воды, «пара», или иного ее состояния( Быт.1:2).
Итак, в первом стихе Быт. речь идет о МИРОЗДАНИИ, путем отделения из «Воды» всеобщей, предваряющей «строительство», субстанций для будущей СУШИ, и ТВЕРДИ, которые, затем отделив(Быт.1:6), Бог соединил в "систему", и защитил Сушу, образованную между водой, собранной в "одно место", от «отделенного» Небом -ТВЕРДЬЮ- атмосферой.
И дал им имена, взятые от «всеобщего»(Быт.1:1), Неба и Земли(Быт.1:8; 1:10), как освещенным светом среди всеобщей тьмы бесконечного пространства.
Таким образом, в первой строчке стиха мы видим:
 не только сотворение ВСЕЛЕННОЙ, из которой был выделен наш мир, но и процесс происхождения названий, сути и смысла  нашего ограниченного бытие из БЕЗГРАНИЧНОГО БЫТИЯ. 
Итак, Господь сотворил и отделил не только воду от воды, Небо от НЕБА, Землю от ЗЕМЛИ, но и от общих наименований дал нам наименования для нашего употребления, от вселенского мироздания дал нам частное, увязав тем ВСЕ в ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ, отделенное, но не раздельное, «вытекающее» одно из другого,  сотворенное из сотворенного(1:1), но не бывшего до сотворения, не предсуществующего - но от "Начала", положенного Богом, от Премудрости Божьей - от содеянного Творцом, Единой Неделимой Троицей, сотворившей все из сотворенного Ею же, бывшей до Начал всего и вся.