Шарль Перро. Красная шапочка

Антон Шишкодремов
Предположение, что шапка у девочки была на самом деле серой, сшитой из шкуры волка, а красной ее считали потому, что носила она ее наизнанку, мясом наружу, мне видится наиболее удачным и верно отражающим саму суть этой сказки. Вообще, народные сказки, пусть даже и записанные когда-то определенными авторами, довольно точно отражают сущность какого-нибудь народа, но процесс этот заимообразный. Так, получив в качестве национальной героини Красную Шапочку (по идее, она же Золушка, она же Спящая Красавица) французы из века в век навязывали самим себе этот образ, все больше становясь похожими на всех этих добрых, трудолюбивых, но не отягощенных особой умственной деятельностью девушек. Конечно, это только менталитет, ибо что такое менталитет? То, о чем все говорят, но никто в глубине души сам похожим быть не желает, но и этого немало.

Таким образом мы вообще можем взять Красную Шапочку за французскую основу, руководствуясь исключительно этой небольшой сказкой и поступками этой маленькой девочки. Красная Шапочка смелая и работящая, она не боится идти одна через лес (одним этим во все времена она вызывала у меня невольное уважение), особенно, если добрая мама дала ей такое задание, тем более, ради такой святой цели, как забота о больной бабушке. Ее идейный аналог, небезызвестная Герда, та вообще, без каких-либо сомнений, шагает босиком по снегу в Солнечную Лапландию, потому лес с его многообразными дикими зверями не должен пугать по определению. У меня с самого детства эти девочки вызывали некое ощущение стабильной надежности, хотелось прижаться к их теплым бедрам холодной щекой и прошептать, "мама, не уходи".

У Красной Шапочки, как я понимаю, не было особых проблем с общением, она легко и непринужденно заводила разговоры в лесу с малознакомыми волками, тем более, что те очень умело задавали ей конкретные вопросы. Не нужно думать, что деревенская простота девочки как-то связана с аграрной Францией или с небольшим возрастом самой героини. Красные Шапочки ее возраста встречались совершенно разные, хитренькие такие, вполне себе на уме, да и в разное время тоже. Эта женская незащищенность и даже какая-то терпеливая покорность (не путать с российской) подкупает и присуща многим другим персонажам сказок Шарля Перро. По идее, если я даже не читал какое-то произведение автора, то вполне могу ожидать появления в нем какой-нибудь похожей Красной Шапочки.

Противопоставляется же девочке уже другой образ, негодяя-волка, который, хотя и находит с Красной Шапочкой общий язык, на деле держит за душой что-то нехорошее. Если бы волк просто бегал по лесу и жрал там что ни попадя, то он бы не вызывал особой ненависти, только страх, дескать, что с него, с дикого животного, возьмешь. Он же, негодный зверь, желает всюду засунуть свой нос, все понять и плетет интриги. Такого мерзавца следует наказать и здесь уже широчайший простор для мультипликаторов, кинематографистов и любителей альтернативных историй.

Но заметьте, сказку часто меняли и интерпретировали по-своему, придумывали новый финал, но вот эта канва, о которой я рассказал выше, в части взаимоотношений волка и Красной Шапочки, она практически всегда оставалась неизменной. По сути, это основа самой сказки, на ней базируется скрытое неодобрение всего французского народа недобрыми хитрецами.

Посмотрев оригинальный текст сказки, я, вполне предсказуемо, не нашел там никакого горшочка с маслом, ибо он был накреативлен нашими мудрецами, желавшими придать повествованию некий здоровый деревенский колорит, но в "Красной Шапочке" действительно идет речь о чем-то печеном - лепешке или пирожном, говорящем о традиционной французской кулинарии. Наша девочка наверняка понесла бы бабушке какую-нибудь муку или еще какой-то сырьевой продукт, а волк бы ее благополучно облапошил, поменяв все это на спиннер или пособие по очищению от злых духов.

А еще, скорее всего, наша девочка в первую очередь поинтересовалась бы эмоциональным состоянием бабушки, посочувствовала бы бедной старушке, обойдя вниманием такие некорректные вопросы, касающиеся величины глаз или рук. В конечном итоге, бабушка - это не такая и дальняя родня, посмотрела бы сначала на свои рабочие громадные ладошки и поверила бы в наследственность.

В общем, сказку читали все, советовать ее снова взрослым дядям и тетям, да еще и с раннего утра, сродни издевательству, потому хочу только порекомендовать следующее - не носите красных шапочек, если вы, конечно, не работаете кардиналом, в особо темных лесах. Это будет явным намеком для любого изголодавшегося волка.