Тамбур

Валера Матвеев
               
Это было, пожалуй, самое «экзотическое перемещение по родной стране железнодорожным транспортом» во время моей самой активной  «командировочной деятельности». И случилось эта столь примечательная поездка в конце марта 1990 года. На нашу с Виталиком удачу (просто, я считаю, нам очень тогда повезло с погодой) в тот год весна стояла тёплая и приятная во всех отношениях. Только-только всё на юге расцвело, поэтому воздух был чистый и с весенним ароматом цветения. И на протяжении всего нашего путешествия, вдобавок ко всем прелестям природы, не было от неё также никаких дождей, ни нудных осенних, ни грозовых весенних. Ни хлодов, запоздалых зимних, ни ранних весенних.

Командировка была в «тмутаракань», в такую «точ-ку»,которых  на карте тысячи.. Вроде бы, как посмотреть по карте страны, то не так уж и далеко «от людей», но добираться туда пришлось на трёх поездах. Конечно, у нас много мест, «не летают самолёты, и не мчат поезда», но и это место по распо-ложению на карте «не подарок».

С пересадками в Ростове и Киеве. Ожидание, нам на удачу, в пересадочных пунктах получилось не слишком долгим: всего по три-четыре часа «сидения на чемоданах». В общем, добра-лись мы в населённый пункт Мамалыга Черновицкой области на станцию с одноимённым названием весьма успешно с рас-светом, в шесть часов утра. Нам как раз времени хватило спла-нировать свои дальнейшие действия по своим непосредствен-ным делам командировочным и немного дать отдохнуть от тяжёлой и трудной поездки своим организмам. Тогда мы не предполагали, что это всего лишь «ягодки» по сравнению с тем, что нам предстояло испытать на обратном пути.
Хочется отметить, что в данном населённом пункте живут, к нашему болшому удивлению, ещё в первый приезд (мы были там во  второй раз, поэтому имеем право на какие-то выводы), очень добрые, гостеприимные и ,вообще, просто хорошие люди. Дети, встречаясь на улице, всегда здоровались, хотя видели человека впервые. И это меня ещё больше и искренне удивило при той, уже начинавшейся антирусской пропаганды, всё-таки это Черновицкая область, больше, наверное, относится к За-падной  Украине.

 Этот посёлок (или село) находится почти на самой границе Украины с Молдавией, поэтому трудно определить преобла-дающую из живущих здесь людей преобладающую нацио-нальность, тем более, что местные жители прекрасно говорят на всех трёх языках. И не слышно какого-нибудь у них в раз-говоре акцента или просто специфического местного диалекта, что произвело наибольшее впечатление. Вот чего не скажешь о другой половине области, так это отношение к людям, а также небольшой акцент и речь с примесью чешских и венгерских слов. Но это так, небольшое отступление, которое никак не могу не сделать. Пусть это и не «по теме».

Сделав быстро в этом гостеприимном уголке порученное нам задание, мы к десяти часам утра уже были абсолютно «вольными соколами». Но теперь «вольным соколам» надо было как-то «лететь» обратно, возвращаться в своё «гнездо». Сюда-то мы покупали билеты предварительно. А тут такое: каким «гостеприимством» встретят нас места пересадки, и их ещё неизвестно ещё сколько будет, а главное, неизвестно где и каких, на нашем пути домой!

До Черновцов из пункта Мамалыга расстояние в пятьдесят километров преодолели «на ура» каким-то попутным прохо-дящим автобусом. Быстро отыскав железнодорожный вокзал в столице Буковины, мы с Виталиком во время обдумывания обратного пути выпили  по бутылке пива и решили, что крат-чайший путь домой лежит прямиком на восток через «жемчу-жину у моря», то есть Одессу. Благо билеты до неё были в сво-бодной продаже. В нашем случае они оказались обычной «за-манухой для лохов», а для меня с Виталиком элементарной ловушкой,  так как в тот момент мы себя таковыми не считали. Мы обрадовались, не подозревая, что это для нас это «желез-нодорожная» западня.

В Одессу нас «паровоз» доставил утром. Познакомились с расписанием и были несказанно обрадованы: поезд на Симфе-рополь отправлялся в 19.30: у нас был весь день предоставлен для прогулки по «Одессе-маме». Но радость наша очень скоро сменилась на огорчение. Когда мы узнали в кассе вокзала о полнейшем отсутствии в продаже проездных документов на этот поезд. Но мы решили понадеяться в этот раз на госпожу удачу и подойти к самому отправлению «паровоза». Там и «до-говоримся с кем надо». А пока пошли красоваться красотами приморского города.

Когда пришли «на подсадку», мы поняли, что в кассе нас совсем  не обманули: поезд был забит «под завязку» пионера-ми, решившими на каникулах посетить крымский полуостров и славный город Севастополь. А, возможно, они туда возвраща-лись. И лишь в последнем вагоне над нами сжалились и пред-ложили место в тамбуре «за умеренную плату». От этого пред-ложения мы уже не могли отказаться: хотя бы как-нибудь вы-браться из этого «медвежьего угла», из этой «западни», потому что это был тупик, из которого выход был только в западном направлении.

Мы с радостью первое время провели в тамбуре последнего вагона: неожиданно чисто в тамбуре, и движемся в нужном направлении. Вдобавок, ещё и снующие туда-сюда пассажиры полностью отсутствуют. И ещё: пионерам запрещали курить! В первые часы поездки только повеселил нас солдат, который желал пройти через наш тамбур куда-то. На наше предостере-жение, что дальше вагонов нет, он всё равно (вот, оно, наше недоверие людям: пока не убедишься своими глазами, не ве-ришь на слово никому) открыл дверь, несколько секунд по-смотрел на убегающие от вагона шпалы, закрыл и молча раз-вернувшись, пошёл обратно в вагон. Наверное, ресторан искал не в той стороне состава.
 
Но потом радость, не смотря на все окружающие нас «при-ятности», потихоньку начала пропадать, и эйфория первых часов сменилась на желание немного отдохнуть, тем более, что на улице начало смеркаться. Так сказать, сменить строго верти-кальное положение на какое-нибудь другое, более удобное положение для отдыха организма. Но в вагоне «плотными ря-дами» сидели и лежали пионеры, поэтому не было никакой возможности «их уплотнить» на два наших, хотя не сильно крупных седалищных места.

В конце концов, «делать было нечего, дело было вечером», уже совсем поздним. Я сделал свою сумку сидушкой под «пятую точку» и попытался сидя на ней уснуть, не смотря на все в данной ситуации  неудобства. Но не тут-то было! Неудобное положение и постоянно ворчащий и ходивший из угла в угол (конечно же, от двери с одной стороны к двери с другой сторо-ны) Виталик не давали мне уснуть под несмолкаемый стук ко-лёс. Ещё и «вагонная качка», особенно сильно  присутствующая в последнем вагоне, «давала о себе знать».

В голове у меня только-только начало «мутнеть» моё соз-нание, и я начал засыпать, как у Виталика вырвался, не то, чтобы крик отчаяния, но крик души с повышенным от обычного разговора голосом, это точно:
- Всё, не могу больше! Плевать мне на всех! Пойду, залезу на третью полку и буду спать в нормальном положении. – Его решительному порыву и стальному голосу можно было поза-видовать, что я в тайне и сделал, но произнёс:

- Бог в помощь …

Но его благим намерениям не суждено было осуществиться. Спустя всего несколько минут, после того, как Виталик ушёл со своими благими и решительными, далеко идущими планами и намерениями в спящий с отдыхающими пионерами вагон, он вернулся, как побитая злым дворником собачонка, с про-клятиями всех, кого он только смог вспомнил на том и этом свете:

- Только я начал собрался забираться на свободную полку, как тут же старшая группы подняла на весь вагон такой вой! Мне тогда сразу же пришлось ретироваться на своё «насиженное» место, – и вся его эта страстная, полная праведного гнева, требующая справедливости к его персоне горячая  речь, конечно же, была сдобрена «непереводимой игрой слов», больше всего показывающей состояние человеческой души.

Но я всё-таки уснул, сидя на своей сумке, и поспал, правда, с кошмарами и частыми просыпаниями из-за неудобства моего пристанища, которое давило во все точки «пятой точки». А что делал Виталик весь остаток ночи после неудачного «путешест-вия» в вагон, я, честно говоря, не знаю, но сумку в место для отдыха он приспосабливать не стал.

Я не сразу понял, что меня пробудило, но вскочил и пошёл мгновенно, «на автомате». Я услышал почти во сне, что на станции Джанкой стоит пригородный поезд (на не электрифи-цированных железных дорогах роль хорошо знакомых нам электричек выполняли пригородные поезда) направлением на Керчь. Мы, моментально сориентировавшись (сказался опыт дорожных профессионалов), почти побежали и перескочили на нужный поезд, следовавший в сторону дома. Но в суматохе событий мы всё заплатили, хотя можно было выскочить из ва-гона, и проезд был бы «на дурнычку». Но, видимо, мы были ещё спящими.

До Керчи мы успели хорошо выспаться, там были вагонные кресла для пригородных поездов, правда, не совсем мягкие, но намного лучше сумки под «пятой точкой». А дальше, от пункта пересадки Керчь продвижение по маршруту проходило уже без проблем «по своей территории»: паром через Керченский пролив, мягкий автобус до Новороссийска, троллейбус до дома.

Этот тамбур поезда Одесса – Симферополь трудно забыть даже при всех дорожных приключениях, а их было, поверьте, ох, немало в моей разъездной жизни.