История Тамани часть 68

Николай Мринский
Такая картинка помещена на обложку книги В. Мартынова и С. Спахова - Пролив в огне. Серия - мемуары

Поэтому длина пути возрастёт до 20 км. Пройти такой путь с имеющимися скоростями можно часа за три. Все военные катера базы и приданные на время десанта торпедные катера и охотники должны были тоже брать на борт десантников, но главная их задача была сохранить десант в пути и оказывать огневую поддержку при его высадке. Большие боевые корабли, к сожалению, не использовались, так как Керченский пролив неглубок и изобилует мелями. Ширина пролива – от 4 до 15 км. Для захода морских судов наиболее удобен Камыш-Бурунский порт, расположенный в 8 км юго-западнее Керчи. Глубина в проливе – 3-7 м., и до 8 – по искусственному канал-фарватеру. Точный срок высадки десанта хранился в строгом секрете. О нём знали только командир базы, военком, начштаба, 2 штабных офицера, готовивших оперативные документы, и начПО. В середине ноября 1941 г. войска Красной армии перешли в контрнаступление под Тихвином и Ростовом-на-Дону. 5-6 декабря началось мощное контрнаступление под Москвой, в результате которого враг был отброшен от советской столицы на 350-400 км. Эта победа явилась началом коренного поворота в ходе ВОВ и первым крупным поражением гитлеровцев во второй мировой войне. Командование вермахта ускорило подготовку к вторжению на Кавказ из Крыма. Но пытаться форсировать Керченский пролив без захвата Севастополя враг опасался. 17 декабря гитлеровцы после арт. и авиа. подготовки начали второе наступление на Севастополь. В срыве нового натиска врага большую роль сыграли: умелое использование резервов внутри СОРа, доставка крупных подкреплений с Кавказа, а также начавшаяся десантная операция на Керченском п-ове.

План высадки морского и воздушного десантов появился у командования Закавказского фронта (ЗКФ) ещё во второй половине ноября 1941 г. К участию в Керченско-Феодосийской десантной операции, первоначально планировавшейся 21 декабря, по решению Ставки привлекались войска 51-й и 44-й армий ЗКФ и силы ЧФ. Цель операции заключалась: в недопущении прорыва врага на Кавказ, прорыве кольца окружения Севастополя; окружении Керченской группировки и её уничтожению. Командир 42-го армейского корпуса Ганс фон Шпонек, под угрозой окружения, в нарушение приказа командующего 11-й немецкой армией фельдмаршала Манштейна, отвёл свои части с Керченского п-ова, за что был снят Гитлером с должности и предан суду. В январе 1942 г. военный трибунал во главе с Герингом приговорил графа к смертной казни, позднее заменённой 6 годами тюрьмы. Всё же ген. Шпонек был расстрелян спустя 3 дня после покушения на Гитлера. Первый доклад с изложением основных идей операции был направлен в Ставку ВГК ещё 26 ноября 1941 г. Предложение было воспринято с интересом, и 30 ноября СВГК затребовала развернутый доклад с детализацией плана и расчётом числа выделяемых войск. Первоначально предполагалось овладеть десантом только восточной частью Керченского п-ова и двигаться далее к Феодосии. Однако затем феодосийское направление было избрано главным. Туда из состава 44-й армии ген. А.Н. Первушина выделялось 23 тыс. чел. в Феодосийский порт и 3 тыс. на южное побережье п-ова в районе горы Опук. М. Волошин писал: "Гора Опук... Во времена Страбона на её хребте стояли циклопические развалины Киммерикона.

Теперь их нет... Гора образована из мягкого. как мел камня и вся проработана, глубоко и подробно, тонкими вникающими пальцами дождя, ветра и солнца. Её плоскогорья изъедены узкими щелями, напоминающими трещины ледников. В них пахнет зверьём. Морские заливы кишат змеями. Каждый шаг отдаётся глухо и гулко, как в пещере. Гроты выветренные сквозняками по углам обрывов, подражают своей внутренней отделкой сталактитам". Пожалуй, одним из самых экзотических памятников природы в этом районе является "Корабль-Камень", чаще называемый в народе "Скалы-Корабли" или "Скалы-Паруса". Согласно Справочника по истории географических названий, 1976 г. "Эльчан-Кая" перевод с тюрского на русский - Корабль-Камень - это 4 возвышающиеся над водой скалы, расположенные в 4,5 км от берега и вытянутые в направлении запад-восток. Самая крупная из этих скал при наблюдении с востока или запада имеет вид корабля, идущего под парусами. Море в этой части неспокойное, часто бывают сильные ветры и волнения. Так было и в декабре 1941 г. ... Штормовое море сильно качало всплывшую подлодку. Командиру Щ-203 была поставлена нелёгкая задача: выставить на скалах Корабля-Камня сигнальные огни. Они были необходимы для правильной прокладки курса в море 160 боевым кораблям и транспортам (в том числе 2 крейсерам и 6 эсминцам) с десантом в 42 тыс. чел., которые ожидали команду на начало операции. Имевшиеся ранее маяки были все уничтожены немцами. В тёмном море подлодка подошла к скалам, торчащим из воды, но пришвартоваться к ним не было никакой возможности.

Тогда на воду быстро спустили надувную лодку. Однако командир десантной гидрографической группы лейтенант В.Е. Моспан оказался в затруднении: матросы, которые должны были высадиться вместе с ним  на скалы, укачались и были неработоспособны. Вместо них в резиновую лодку сел второй офицер-гидрограф лейтенант Д.Г. Выжулл. Сложенные мшанковыми известняками скалы, как ножами режут руки. Выбраться на их уступы очень трудно даже в безветренную летнюю погоду. А в штормовую зимнюю, да ещё с прыгающей на волнах лодки... Но молодые офицеры выбрались и выполнили задачу - зажгли навигационный огонь. На горизонте слабо начинало сереть и в это время послышался гул самолёта. Командир отдал приказ на отход и погружение, речь о гидрографах уже не шла. Итак, из-за небольшой глубины моря, подлодка подвергалась большой опасности в случае атаки с воздуха. Главным стало то, что сигнальный огонь на скалах горел и корабли с десантом (части 51-й армии и один полк 44-й армии) в 5 утра 26 декабря 1941 г. благополучно прошли к намеченной точке высадки у горы Опук. Десантники наступали в направлении на дер. Огоньки для содействия подразделениям 44-й армии в освобождении Керчи. Подводная лодка вернулась к скалам нескоро, на них никого не было и только был замечен посечённый пулемётными очередями известняк. Судьба двух офицеров, внесших большой вклад в успех десантной операции, оказалась неизвестной. В водовороте войны найти их было трудно. Десант в Феодосии высадился 29 декабря (Митин Л.И. и др. Гидрография ЧФ, 1984 г.).

После освобождения Керченского п-ова, судьбу героев-гидрографов пытались установить. Местные жители рассказали, что немецкий катер вышел из пристани под Опуком в селе Дурында - курсом на скалы и привёз то ли 2 мёртвых тела, то ли один труп и одного тяжело раненного человека в морской форме. Тела бросили на берегу под охраной часового, а затем увезли в гестапо. Больше ничего выяснить не удалось. В 1946 г. командир группы лейтенант В.Е. Моспан был награждён орденом посмертно. достойно сражаясь с ненавистным врагом, армия и флот продолжали нести невосполнимые потери. Кораблям АВФ контр-адмирала С. Горшкова и КВМБ контр-адмирал А. Фролова предстояло высадить 13 тыс. чел. из состава 51-й армии ген.-лейтенанта В.Н. Львова на северное и восточное побережье Керченского п-ова. Директивой СВГК № 005471 от 7 декабря 1941 г. этот план был утверждён, и фронт приступил к его скрытной и интенсивной реализации. В состав 51-й армии входили: 224, 302, 390 и 396-я с д, 12-я стрелковая бригада, 83-я бригада морской пехоты. В составе 44-й армии находились: 157, 236, 345 и 404-я с д, 9-я и 63-я дивизии горных стрелков, 74-я бригада морпехов. Из их числа 345, 404-я дивизии и 74-я бригада были сформированы осенью 1941 г. В резерве ЗКФ на Таманском п-ове находились 156, 398 и 400-я с д, 72-я кавдивизия. Три последних соединения являлись вновь созданными также осенью 1941 г. Подготовку операции требовалось закончить к 19 декабря. Начать высадку предполагалось 21 декабря. Однако подготовка операции была прервана в связи обострением обстановки в районе Севастополя.

Для преодоления кризиса пришлось перебросить в город 20 и 21 декабря 345-ю с д и 79-ю бригаду морской пехоты, первоначально предназначавшихся для высадки в Феодосии. Переброска войск также отвлекла боевые и транспортные корабли. В результате начать высадку войск 51-й и 44-й советских армий удалось лишь с 26 декабря в районе Керчи и 30 числа в районе Феодосии. Командные пункты 51-й армии и АВФ размещались в Темрюке; КВМБ и 390-й с д - в Тамани. Туда же 9 ноября 1941 г. была переброшена 302 гв. сд. Беспримерные по дерзости и героизму керченский и феодосийский десанты стал первой крупной операцией Красной Армии в ВОв с привлечением более 650 самолётов, 82 500 чел. и свыше 250 кораблей и судов. Перебрасывались также несколько десятков танков, свыше 200 орудий, миномёты, пулемёты и т. д. Большие трудности возникли в связи со штормовой погодой в Азовском море и в Керченском проливе и отсутствием здесь специальных десантных и десантно-высадочных средств. Невозможностью использования авиации для подготовки плацдармов к высадке и в период десанта. Для высадки было собрано: 42 тыс. чел., 2 крейсера, 6 эсминцев, 6 канонерских лодок, 20 торпедных катеров, 32 сторожевых катера, 10 тральщиков, 2 катера, 17 транспортов, 176 байд, 77 шлюпок, 58 баркасов, 17 дубков. Десантная операция с привлечением 15 боевых кораблей и 115 мелких судов началась 25 декабря. С 12 час. 30 мин. до 16 час. 40 мин. из Темрюка, Пересыпи, Кордона Ильич отчалили 4 отряда АВФ по заданным курсам.

Продолжение следует в части  69                http://proza.ru/2019/09/17/579