История Тамани часть 73

Николай Мринский
Усилилась блокада севастопольской твердыни с моря. К 4 июля 1942 г. организованное сопротивление наших частей прекратилось и в этот же день Совинформбюро передало сообщение, что советские войска по приказу Ставки оставили Севастополь. Часть защитников города, не успевшая эвакуироваться, во главе с командиром 109-й с д  ген. П.Г. Новиковым продолжала борьбу до 9 июля. 11 июля Манштейн, находясь на своём КП в сел. Юхары-Каралес, услышал по радио специальное сообщение о присвоении ему чина ген.-фельдмаршала. После захвата Севастополя Гитлер, очевидно, воспринял его, как большого эксперта по осадам. Поэтому фюрер поручил Манштейну перейти со своей армией к Ленинграду, где положение становилось всё более тяжёлым. Для бойцов подземного гарнизона Аджимушкая оборонявшийся Севастополь был опорой и надеждой, организацией военачальниками новых десантных операций, в кровопролитной битве за Крым. После захвата Керчи враг не решился сразу форсировать водную преграду и развивать боевые действия на Тамани, пока у него в тылу оставался сражающийся Севастополь. За 250 дней обороны города там было убито 45 тыс. и 95 тыс. наших солдат и офицеров пленено. В двадцатых числах мая 1942 г. на Таманском п-ове форсируется строительство оборонительных сооружений. Во второй половине мая 1942 г. в районе ст-цы Тамань сосредоточился 2-й воздушно-десантный корпус (преобразован позже в 32-ю гв. сд). 2 июля 1942 г. в 11 час. 30 мин. большая группа вражеских самолётов подвергла бомбардировке порты: Анапа, Новороссийск, Темрюк, Ейск, Ахтари и Тамань.

ОБОРОНА ТАМАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА
 
28 июля Темрюкский городской комитет обороны, на основании указаний ВС СКФ постановил немедленно приступить выводу организаций и жителей станиц Запорожской, Таманской, т.е. из прибрежной зоны: «Голубицкая... Запорожский совхоз - центральная усадьба, хлопкозавод, зональная станция, «Заготзерно», Тамань и Таманский хлопкосовхоз полностью». Летом 1942 г. положение на южных участках фронта ВОВ по-прежнему складывалось не в нашу пользу. Верховное германское командование стремилось полностью овладеть Крымом и Кавказом. Потеря нашими войсками Керченского п-ова привела к резкому ухудшению положения защитников Севастополя. Вермахт теперь сосредоточил большую часть 11-й армии в районе Севастополя и развернул там наступательные действия. Весь Таманский полуостров оказался на положении оборонительного района, обращённого фронтом на Керченский пролив. Оборона от Азовского до Черного моря была возложена на 47-ю армию ген. Г.П. Котова во взаимодействии с АВФ и КВМБ. Последняя была передана в оперативное подчинение командующему 47-й армией. Его приказ гласил от 2-го июля 1942 г. гласил - надёжно оборонять побережья Таманского п-ова. Со стороны моря на участке мыс Ахиллеон на Азовском море – коса Чушка – коса Тузла – станица Благовещенская на Чёрном море во взаимодействии с 77-й с д, с задачей не допустить высадки морского десанта врага. В первый период обороны Тамани боевые действия КВМБ сводились к следующему: дозоры катеров ОВР в проливе, постоянное наблюдение постов СНИС вдоль всего побережья; перестрелка наших батарей с вражескими; заброска разведгрупп на Керченский берег из состава спецотряда ЧФ.

Его возглавлял батальонный комиссар Коптелов, бывший политрук одной из боевых частей крейсера «Молотов». «Коптеловцы», как называли моряков-разведчиков этого отряда, были частыми гостями на Тамани. Внешний вид их весьма примечателен: каждый разведчик был обвешан оружием, начиная от штатных автоматов и гранат – до трофейных «парабеллумов» и кортиков. Это придавало им некоторое сходство с черноморцами, в стародавние «екатерининские» времена пришедшими на таманскую землю. Прибыв в Тамань, разведчики в ожидании ночных рейдов в Керчь, днём безвылазно находились в домах местных жителей. Ночью они высадились с торпедного катера и скрытно добрались до дер. Аджимушкай, но связи с окруженцами установить не удалось, как не удалось, и выяснить среди немногочисленных граждан, сколько наших людей в каменоломнях. «Говорят, много», - отвечали местные, сколько же на самом деле, никто не знал. Из разведданных стало известно, что на Керченском п-ове находится группа немецких войск ген. Матенклота до четырёх пехотных дивизий, причём количество дивизий иногда уменьшалось до двух. Корабли ОВР ставили многочисленные мины под берегом, занятым противника и, даже в самой Керченской бухте. Участвовали в этих операциях главным образом сейнеры КАТЩ (катерные тральщики) «Кутузов», «Суворов», «Кубань», «Пеламида», специально оборудованные для приёмки и сбрасывания мин, и катера-охотники «МО-056», «МО-036» - в районах кос Чушка и Тузла, завода им. Войкова, мыса Еникале и с. Жуковка.

Всего с 11 июля до 20.08.1942 г. было поставлено 185 якорных и 26 английских индукционных мин. Постановки мин особенно увеличились после того, как в июле базу посетил зам. наркома ВМФ адмирал И.С. Исаков, в то время член Военного совета СКФ. Адмирал был большим знатоком способов ведения минной войны ещё со времён ПМВ, когда служил мичманом на Балтике. Это был умный и обаятельный человек, высокообразованный военный моряк. Однако в то время командование базы откровенно сетовало на то, что адмирал «сильно досаждает своими минами». Нам казалось, что заставлять минами узкий и мелкий пролив опасно для плавания наших же судов. Так оно отчасти и получилось под конец обороны, когда кораблям и плавсредствам АВФ приходилось прорываться через пролив в Чёрное море. Один из способов постановки оказался весьма действенным. Катер-охотник, имея три мощных авиационных мотора, по звуку имитирующих авиацию ночью заскакивал на полном ходу в Керченскую бухту и маневрировал там, на разных скоростях и курсах. Не разобравшись, гитлеровцы открывали заградительный огонь зенитной артиллерии, а в это время охотник и два-три сейнера сбрасывали мины в заданных местах. В середине июня в один из приездов на Тузлу политработника вручались партбилеты 12 бойцам. Высокого гостя ознакомили с обстановкой. Была глубокая ночь. Предупреждённые о возможной диверсии врага, личный состав беседовал вполголоса в низких землянках, отрытых в песчаном грунте. Между косами Тузла и Чушка, почти в середине пролива, в 8 км от противоположного берега лежал на грунте «Горняк» - полузатопленный транспорт.

На нём находился постоянный пост СНИС № 322 и периодически размещался корректировочный пост базы под управлением флагманского артиллериста базы ст. лейтенанта Л.Д. Чулкова. Военкому КВМБ В.А. Мартынову довелось побывать на «Горняке», а однажды, в июне, ночью вдвоём с командиром базы контр-адмиралом П.А. Трайниным. Он был назначен вместо контр-адмирала А. Фролова и знакомился с обстановкой. Беседовали с моряками, которые отлично несли службу. За всё лето гитлеровцы только раз попытались сунуться на «Горняк». Их разведгруппа обстреливала нашу боевую точку из пулемёта, но была отброшена снисовцами, встретившими вражеский сейнер пулемётным огнём в упор. Вообще же можно сказать, что в течении всего периода обороны Таманского п-ова, Керченский пролив оставался нашим. Противник выходил из Керченского и передвигался иногда вдоль берега на короткие дистанции, но только ночами, используя для этого наши сейнеры, подбитые и затопленные во время майской переправы, а потом отремонтированные. Немецкие корабли и катера в проливе не появлялись до самого последнего часа нашей обороны. Новый десант готовился в г. Темрюк на Азовском море, но за его подготовку и проведение отвечала КВМБ, а АВФ выделяла только часть боевых средств и группу командиров в отряды высадки десанта, а также офицеров штаба. Ближайшая цель десанта - облегчить положение защитников Севастополя, сорвать наступление захватчиков на город, начавшееся 2 июня 1942 г. Было сформировано 4 отряда высадочных средств.

Ими командовали опытные флотские командиры-десантники: из КВМД – капитан 3 ранга А. Студеничников и капитан 2-го ранга Б. Пермский, из АВФ – капитан 2-го ранга В. Грозный и капитан-лейтенант Иванов. Отряды высадки нужно было перебросить двумя эшелонами из нескольких пунктов Азовского побережья, из Тамани и Анапы в разные места Керченского п-ова. Всего в десанте должно было участвовать свыше 27 тыс. чел. с вооружением: 256 орудий, 320 миномётов, 32 танка и пр. Предполагалось также участие целой воздушной армии для обеспечения десанта с воздуха. В остальном методы и способы проведения операции были примерно такими, как и в декабре 1941 г. Всё было готово, войска и плавсредства были сосредоточены в назначенных местах и уже провели неоднократные тренировки по посадке и высадке личного состава. Противник кое-что, видимо, разведал о десанте, потому что воздушные налёты на Темрюк, Тамань и другие места на Таманском п-ове участились. В ночь на 1 июля шифровальщик принёс контр-адмиралу Трайнину радиограмму из штаба флота, которую уже прочёл контр-адмирал Фролов: десанту – отбой, все катера-охотники немедленно направить к Севастополю. Там бои велись уже на Херсонесе. Наши войска и флот покидали героический город. Высадка десанта теперь не имела смысла... После того как нашими войсками был оставлен Севастополь, противник активизировал боевые действия против Таманского побережья. Начиная со 2 июля, гитлеровцы стали проводить почти ежедневно бомбардировки: налёты авиации с воздуха и массированные артиллерийские обстрелы.

Продолжение следует в части  74                http://proza.ru/2019/09/17/1201