Лельник ляльник

Уста Богумира
Лельник ляльник

Я - ко яблоньке пришла,
Плоды сочные нашла.
Древо- златом лило,
Образ мне явило-
Птицы ветви , к земле стлали...
На заре , полна печали,
Сирин прилетала.
Слезы ниц бросала.
Капли се- Мертва водица,
Набрала ее в крыницу.
В полдень-
Алконост явлен-
Росой крыльев,
Изумлен ,Лик спешит омыться.
Суть- Живой водицей.
Две крыницы наполняла,
Ими тело исцеляла.
Слезой- боль омыла,
Росой- Суть целила.
Птицы дивные поют,
Исцеленье Сути льют.
Так , я яблоко брала,
Плод вкушала...
Расцвела.
Здравой наполнялась,
В Яви- исцелялась.
Птицы се , в моем саду
Дивном обитают,
Здраву мне кликают.
Сад сей , я добром садила.
Счастьем коло-свет водила.
Радостью поила,
В благости хранила.
Сад во злате расцветал,
Плоды дивны обретал,
Птиц они  кормили,
Соком их поили.

Алконост и Сирин-
 обе птицы прилетают в сад накануне яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами.

На картине Васнецова Сирин и Алконост - два неразлучных символа, пара противоположностей. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое... Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений. Если у Сирина черное оперение, изможденное бледное лицо, полные слез глаза в черных глазницах, закрывающиеся крылья, то у Алконоста светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья. Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, однако по разные стороны от ствола.

Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб» . От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле. Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.
 
До начала XX в. обе птицы-девы часто встречались и на народных лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве.
 
В них воплотилось представление людей о совершенных существах, которым открыты небесные просторы и глубины премудрости, в них отразилось и старинное предание о Древе Жизни, на ветвях которого они свили свои гнезда.
 2015