И зависла в каждой строчке капля боли

Гульсифат Шахиди
            
       «И зависла в каждой строчке капля боли…»

      Эти слова тронули меня до глубины души, когда я прочла сборник стихов Армине Григорян, под названием «Вокализ». Он увидел свет в Ереване в издательстве «Аястан» в  2018 году. А получила я стихи в подарок в итальянском городе Леричи на музыкальном фестивале, где  мы и познакомились с Армине. Она приехала на фестиваль  как пианистка известного трио имени Арама Хачатуряна и поразила меня своей виртуозной игрой.
      В одном из концертов оркестра  под управлением дирижёра Джанлуко Марчиано прозвучали и произведения моего мужа Толибхона Шахиди   - ученика великого Арама Хачатуряна.
      Мне стало отчасти понятно, почему же нас с Армине потянуло друг к другу. Уже несколько лет я пишу прозу и это занятие всё более увлекает меня. Ведь есть что вспомнить, снова и снова заглянуть в прошлое, увидев  там эпизоды жизни немного иными глазами, и иначе осмысливая наше сегодня.
     "Поэзия и музыка» - так назывался Международный фестиваль в итальянском городе Леричи,  и наша встреча с Армине оказалась не случайной. Мы подарили друг другу свои книжки, обменялись впечатлениями от концертных программ фестиваля.   
     Стихи Армине Григорян - пианистки и поэтессы могут многое рассказать,  они написаны мелодией душевных струн. Мне кажется,  гармония  музыки и слова имеют единые корни – не потому ли иногда так мелодична речь и так поэтична музыка.
      С первых же страниц  книги  я сразу почувствовала прекрасную мелодию «Адажио» - грустную и светлую, дарящую надежду на добрые перемены:
 
И зависла в каждой строчке капля боли,
Рифмой мне судьбу не обмануть,
Отпускаю свои строки я на волю,
Чтоб пройти по ним зимой в последний путь…

      Так пишет Армине, и в этом чувствуется грусть и боль разлуки. Лирика Армине Григорян в нотках душевных переживаний нежна как звуки колокольчиков и флейты, которые вдруг переходят в звуки вечного колокола или  в звонкий хохот. На чувства она смотрит через солнце, на мир через небо и верит в чудо.
Печаль  и боль от расставания проходят лейтмотивом её мелодичных стихов. Нежны слова, нет отчаяния и злости, всё принимается, как данное. Значит, так должно было случиться.
       Армянский поэт Овик Овеян в своём отзыве на книгу стихов Армине написал:
«Свои грёзы пианистка-поэт хранит на задворках клавиш, отслеживая в водопаде слов бесконечность – от цветовых тонов до неподдельных и неокольцованных полётов».
Стихи Армине Григорян как песни, когда читаешь их, слышится мелодия очень похожая на стенания дудука:

Разговоры – крылья
Упорхнули в даль,
Расставанье свило
Звонкую печаль…
Замечанье – бремя,
Заслонило свет,
Завещанье – время,
Там, где нас уж нет…

      Автор стихов не изменяет своей основной профессии. Она талантливая пианистка, играет со многими известными оркестрами за рубежом, и в известном в Армении и за её пределами  трио Арама Хачатуряна. А стихи растут из её тонкой натуры и растревоженной души. Армине красива, скромна, и немногословна. Речь её звучит  очень спокойно, как будто она читает поэтические строки. Армине завораживает словами также, как играет на рояле. Мелодичностью пронизаны все стихотворные строки:

Движение в движении
Скользит из такта в такт,
Решительно решение
И сердце бьёт набат,
И нет ответа на вопрос
 – кто прав, кто виноват…

     Композитор Тигран Мансурян отметил в своём отзыве, что «поэтическая натура Армине Григорян при самовыражении столь непринуждённа, что кажется превращается в музыку, в мелодию, стих… Это задушевно, искренно, этим же привлекательно и красиво».
      Армине считает, что привыкать к чему-либо не стоит. Всё тленно.

Не надо привыкать к рассвету и закату,
Не надо привыкать к весне и листопаду,
И к сбывшейся мечте не надо привыкать.
Не надо привыкать к рождению и смерти,
Не надо привыкать к отплытию столетий,
И к малышу родному не надо привыкать.
Не надо привыкать к отчаянью и вере,
Не надо привыкать к оторванной потере,
И к самому себе не надо привыкать.

       Я часто беру книгу Армине и читаю её стихи. Жизнь, поэтически описанная – это женская доля, в которой остаются боль утраты, прощание, не высказанные вовремя слова. Автор не плачет, она отпускает эту боль и смотрит на чувства сквозь  солнечный свет:

Смотрю я в чувства через солнце,
И мысли здесь так неважны,
И зажимают сердце кольца,
Что нас соединять должны.

      Солнце светит всем людям и греет всех одинаково, дарит им радость жизни. Армине знает это, так как сама пережила многое и теперь она мудро оставляет прошлое в покое:

Смотрю я в солнце через чудо
И в чудо смело я лечу,
И будет новый круг, покуда
К себе вернуться я хочу…

      Сборник стихов автор дополняет диском с произведением Арама Хачатуряна «Вокализ», созданного композитором в конце его творческого пути. Армине Григорян сама  исполняет эту великую музыку.
      Хочется в заключении привести стихи друга Армине, физика Рубена Варда. Он передаёт своё восхищение после прочтения стихов А. Григорян:

Стих Ваш нежный, полный страсти, он сплетён из разных слов,
Но одно там всех важнее – это слово есть любовь!
Пусть оно дарует радость, и за что бы не взялись,
Рифма, Музыка и Слово навсегда бы в Вас слились!

     Я могу лишь добавить, что Армине Григорян продолжает писать стихи. А мы ждём её новых книг.