Снегурочка

Ада Давыдкина
ьеса-сказка А.Н. Островского «Снегурочка» является  очень интересным произведением, рассказывающим о погибели дочки Деда-Мороза и Весны-Красны Снегурочки. Причем, если в одноименном советском мультфильме «Снегурочка» или в опере Римского Корсакова сказано, что Снегурочка умирает просто от солнечного света, то в пьесе четко указано, что она умирает от солнечного света, а самое главное от любви:

                «… Солнце

                Сбирается губить Снегурку;

                И ждет того, чтоб заронить ей в сердце

                огонь любви; тогда

                Спасения нет Снегурочке, Ярило

                Сожжет ее, испепелит, растопит.»

Данная пьеса не просто детская сказка, а иносказательное предупреждение Островского о том, что плотская страсть может губить девушек. Эта тема отчетливо видна и в других пьесах Островского, таких как «Бесприданница» и «Гроза. Оно так актуально и в наши дни, но все-таки в этой пьесе видны черты сказки. Во- первых Снегурочка дочка Деда-Мороза и Весны-Красны, которые являются сказочными персонажанами  таким образом сама Снегурочка является потусторонней невестой и то, что у неё не складывалась жизнь на земле это вполне объяснимо. Так же есть и другие сказочные существа, это духи природы. Упоминание  бога - Ярилы свидетельствует о том, что действие происходит в языческие времена. Так же хочу заметить, что по языку, данное произведение, написано в стихотворной форме, что видно уже из приведенной выше цитаты, но в данной сказке слишком четко проскальзывают злободневные, по мнению автора, проблемы. Так когда Снегурочка отправляется к людям и живет в семье бобыля и бобылихи в качестве дочери, ее,  названная матушка говорит Снегурочке, что её красота – это её капитал, которым надо воспользоваться, а когда Снегурочка отвечает, что она девушка скромная и не будет специально привечать богатых парней, названый отец говорит, что это богатые отцы все, что угодно отдадут за скромность своих дочерей, а для бедной девушки эта скромность лишняя. Таким образом, видна четкая параллель между героиней Островского «Бесприданница» Ларисой, из которой её мать делает образцовую содержанку и желает жить за её счет и Снегурочкой, которую хотят то же получше выдать замуж. Для того что бы её названые родители смогли выбраться из нищеты, а её мать могла командовать над всем хозяйством дочери. Далее интересен разговор царя Берендея, в царстве которого и происходит действие пьесы, со своим приближенным, где он высказывает мысль, что по мелочи чиновники могут воровать, но по крупному им позволять этого нельзя, поскольку мы все-таки прогрессивное государство. Вот такая мудрая детская сказочка получается. Как уже было сказано, реальные общественные проблемы, в данном произведении, разбавлены сказочными и языческим мотивами. Так царь Берендей поклоняется Яриле – богу солнца и страстной любви, а Лель, как мы видим из пьесы и как говорит Дед-Мороз, это любимый сын Ярилы.  Мы видим, что Лель не совсем человек, а скорее даже полубог,  недаром от его песен и сладких речей млеют все девушки и женщины, в то время как от неземной красоты Снегурочки «сходят с ума» все парни.  В пьесе прямо говорится о том, что Лель не любит Снегурочку, по крайней мере, в конце произведения, он соблазняет и дразнит девушку, а Снегурочка, желая испытать любовь, успевает перед своей гибелью выпросить у матери Весны человеческое сердце и чувства. Она влюбляется в совершенно  другого человека.   Смерть Снегурочки, выгодна Яриле и людям, так как с ней заканчивается особая власть Мороза над Весной-Красной и над страной берендеев. Ведь Весна, жалея дочь, боялась сказать, что-то наперекор Морозу или возразить, а тот пользуясь этим каждый год насылал на берендеев все более и более сильные морозы, укорачивая весну и лето.

Если говорить об актуальности данного произведения в современной культуре, то первое, что следует отметить, пьеса написана ярким, живым языком, здесь отчетливо видна попытка показать, на сколько, красив народный язык и как с помощью народного русского языка можно написать произведение высокой русской литературы. Данную проблему уже в ХХ веке будут пытаться решать в своих произведениях М.Цветаева и С.Есенин, причем ближе всех к пьесе «Снегурочка», по стилю написания, приблизится, на мой взгляд, поэма Цветаевой «Царь-девица». Так же проблемы брака по расчету, когда матери пытаются навязать дочерям или сыновьям богатых мужей и невест. Все же в нашем обществе присутствует, хотя может быть и не столь ярко, как это было характерно во времена Островского в купеческой среде, браки по расчету. Проблема борьбы с вороватыми чиновниками для современного мира так же актуальна. Если вернуться к литературе, то пьеса «Снегурочка» по своему поэтическому языку и по тому, как обыгрываются в сюжете современные проблемы, она мне напоминает произведение Л. Филатова «Сказ про Федота стрельца».