О воздержании Очерк 13

Вячеслав Александров 2
Александров В. Г. Академик Петровской академии наук и искусств
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ.(Очерки о Любви, любви к Истине и Свободе)

очерк 13

ВОЗДЕРЖАНИЕ.

 Рассудительность неизбежно приводит нас к осознанию необходимости воздержания. Оно ставит границы нашим желаниям и чувствам, предотвращая их перерождение в страсти. Именно они лишают нас главных даров Создателя – любви и свободы.  Именно невоздержанность даёт пищу и кров в нашей душе семи смертным грехам: гордости, жадности, властолюбию, зависти, злобе, унынию. Неумеренность  заковывает нас в кандалы привычек. С чего начинается  падение в бездну греха? Конечно же, с малого. С лишнего кусочка  вкусной еды; с лишней минуты проведённой в постели; с лишней пары обуви…  Если внимательно посмотрим на характер своих отношений с людьми, то обязательно обнаружим, что он весьма серьёзно испорчен  несдержанностью в словах и чувствах. “Обуздание языка также необходимо, как укрощение хищных зверей” (Иак.1:26)  Именно потому воздержание естественным образом происходит из рассуждения, что когда  начинаем исследовать причины происходящих в нашей жизни неприятностей и несчастий  обязательно поймём то, что все они имеют корни в нашей душе.
Что такое болезнь телесная, или душевная, например, наркомания-алкоголизм?  Это следствие отказа от ведения умеренного образа жизни. То, что произрастает на поле нашей жизни в виде терний, посеяно нами, и нашими отцами.  В Писании сказано:  до третьего-четвёртого рода несём груз ответственности за совершаемые грехи.  Но если делаем по настоящему добрые дела, то благодать  распространяется “ в тысячи родов”.  Пока добра не совершили для себя, разве способны сделать его для других?  Смирение духа, умиротворение страстей, принуждение себя к  умеренности в желаниях и целях: вот что изменяет нашу судьбу к лучшему.  А разве смирение гнева и раздражительности, обуздание склонности к осуждению и пустословию, погашение тщеславия и самолюбия не приведут к тому, что наши отношения с окружающими людьми не нормализуются?  А удержание  ума от проникновения в него суетных мыслей во время молитвы, не позволит ли  улучшить наше отношение к Богу? 
Плод рассудительности  - воздержание.  Трезвый ум нам скажет: соблазн идёт от наших глаз, слуха, и вкуса. О. Иоанн пишет: “ Говорят: как бы ни смотрел, так не соблазнился бы; кабы не услышал, так и сердце не болело бы; кабы не вкусил, так и не хотелось бы…”. Но, по словам схиархимандрита Софрония “Подлинное христианство простирается на нестяжание не только материальное, но и на интеллектуальное”.  Сколько споров и настоящей вражды возникает между людьми высоко учёными по поводу  “авторских прав”. Присвоить себе можно только заблуждение. Истина не принадлежит никому, т.е. всем.  А мы, показывая унижающую нас несдержанность, готовы всеми мыслимыми способами доказать, что истина принадлежит нам. Не менее опасно, чем чревоугодие, неразборчивость и ненасытность в потреблении различного рода сведений. Есть золотые слова: “Многознание уму не научает”.    
То же самое касается литературы, искусства, политики… Достаточно понаблюдать за собой, и  увидим, что не ограничиваемое любопытство просто засоряет нашу душу. Говорят, что все впечатления входящие в неё сохраняются.   “В какой мере сердце перестаёт тревожиться внешними предметами, в такой же ум может доходить до постижения дел Божиих и изумления ими”. (Прп. Исаак Сирин).
Самой настоящей школой воздержания является пост. Иоанн Златоуст говорил, что он “есть пища для души”, но при этом Василий Великий предупреждал: “Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются дьяволу, который хотя ни чего не ест, однако, не перестаёт грешить”. Если  и в этом благом деле не проявим рассудительность и чувство меры, то кроме вреда ни чего не получим. К посту, как и любому другому духовному подвигу необходимо готовиться. Для начала хотя бы некоторое время, может быть несколько лет, следует поститься лет по средам и пятница. Как это делают добропорядочные православные люди. Но самое главное в том, что обуздание чрева должно сопровождаться смирением своего духа. Многие люди изменение привычного образа жизни, например, связанного с воздержанием от употребления животной пищи и алкоголя, переносят только внешне. Ибо часто случается так, что напряжение, возникающее  в результате этого, превращает душу в злобное существо, которое готово наброситься на каждого, кто попадёт под руку.
Осознание необходимости воздержания, изменения привычного образа жизни для больных людей - является часто единственно верным шагом к выздоровлению. Врачи прописывают не только лекарства, но и диету, и режим дня. И разум соглашается  с этими предписаниями. Но ему просто необходимо  рассуждать далее, с целью выявления настоящих причин болезни. Ища ответы на вопрос: что может  укрепить наши силы, мы неизбежно придём к выводу о том, что корни недугов  и бытовых неурядиц лежат в нашем отношении к жизни; в поисках не того, что нам полезно на самом деле, а того, что может принести удовольствие. И нам станет понятной необходимость ограничения неумеренных аппетитов, рождаемых зрением, осязанием, слухом. Понятным станет и то, что для недопущения разжигания  в себе сладострастия, необходимо ограничивать доступ в нашу душу соответствующих впечатлений. Именно ради своей же личной безопасности мы должны применять к себе и соответствующие  меры принуждения.
Следует делать всё возможное, чтобы в нашу душу не вливались непрерывным потоком  впечатления, опустошающие её; растлевающую её похотью; пробуждающие в ней зависть и жадность.  Даже, на первый взгляд, вполне пристойная жажда знаний, может привести нас в состояние усталости и депрессии. Ибо во всём должна быть мера, а она соблюдается естественным образом у людей, приводящих в гармонию отношения между духом, душой и телом. Сама по себе  эта гармония установиться не может. Без соединённых усилий разума и воли, направленных на воспитание духа, достичь естественных границ удовлетворения желаний невозможно.  “Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий дух от духа пожнёт жизнь вечную.
 Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем”. (Галат.6:8,9)   Слабеем же мы  по причине своей невоздержанности, бросающей нас  в мир внешний в поисках того, что может принести вовсе не удовлетворение от жизни, которое дарует нам чистая совесть, а удовольствие и наслаждение.  И если человек хорошо подумает над тем, что является основной причиной его проблем, то обязательно придёт к выводу о необходимости ограничений своих притязаний в мире.  Если дух наш не направить в нужное русло, а это возможно только отвлекая его от мирских ценностей, то в лучшем для нас случае, он постепенно ослабнет-угаснет, но часто, не находя удовлетворительного выхода, он начинает бунтовать против жизни, отсюда самоубийственные способы снятия возникающих напряжений. Но никакие доводы разума в пользу воздержания, не позволят ему осуществиться, без укрепления такого качества духа-души, как терпение.  Поэтому апостол Пётр и говорит: покажите “в воздержании терпение”.