Скульптурный образ Л. Ф. Магницкого

Галина Магницкая
Илья Павлович Вьюев.
Чем-то на Бога похожий…
Истину знает простую:
Ваяние – есть промысел Божий.
          На пьедестал встали,
Восстав из архивной пыли,
Герои, которых мы знали,
Герои, которых забыли.

<Владимир Колычев>

***

Как известно, портрет Леонтия Филипповича Магницкого пока не найден. Никто не знает, как он выглядел. Возможно, что его и не существовало. Скромный был человек. К власти не рвался. Много претерпел от иностранных преподавателей, служивших вместе с ним в Навигацкой школе. Относительно свободно вздохнул лишь после ее преобразования и перевода в Петербург. Не простил ему Петр I одну из ведущих ролей в деле вольнодумца Д.Е. Тверитинова, когда Леонтий Филиппович выступил яростным защитником православия. Лишь после кончины императора, с 1732 по 1739 годы (вплоть до ухода в мир иной), возглавлял он детище своей жизни - Навигацкую школу, которая стала готовить в основном учителей математики.

Долго ждала и надеялась, что обнаружат в запасниках какого-либо музея портрет создателя арифметики. Опиралась в своей надежде на информацию архива Оружейной палаты за 1702 – 1722 годы: «о выдаче жалованья служителям и мастерам, в т. ч. граверам А. Шхонбеку с учениками, П. Пикару, А. Ф. и И. Ф. Зубовым, М. Познанскому, живописцам Г. Н. Одольскому, К. И. Уланову, М. Ф. Чоглокову, эмальеру Г. С. Мусикийскому; о производстве и сбыте гербовой бумаги и преследованиях за ее подделку; об основании и оборудовании Навигацкой школы в Сухаревой башне, о жалованье преподавателям; о написании Л. Ф. Магницким и опубликовании "Арифметики".

Можно вспомнить, что согласно Переписи Московских дворов 1716 года, двор «учителя Леонтия Магницкаго под номером 817» находился в одном приходе (Церковь Георгия Победоносца, что в Лучниках) с домом «рещика Ивана Зубова под номером 820», т.е. был он соседом известного гравера.
 
Всю отчетную документацию о работе Навигацкой школы составлял Л.Ф. Магницкий и отправлял в Оружейную палату. Часто приходилось самому заходить в это учреждение. Полагаю, что был он знаком с граверами и живописцами, которые могли создать его портрет. Однако потом поняла, что будучи истинно верующим человеком не мог перешагнуть он через запреты церковной власти и решиться на такое святотатство. Портретная живопись была доступна Петру I и его ближайшему окружению. К тому же, дорого стоило удовольствие лицезреть свой облик на полотне.  Как самостоятельный вид живописи стала она развиваться лишь в последней четверти XVIII века.
 
И сразу возникло чувство некоторого облегчения: не нужно ждать, не было портрета русского математика. 

 В наши дни исторический образ Леонтия Филипповича Магницкого воссоздал скульптор Илья Павлович  Вьюев, опираясь лишь на внутреннее, интуитивное ощущение личности этого человека. Видим мы в первую очередь настоящего педагога, в руках которого находятся циркуль и сфера, символизирующие его причастность к науке. И согласитесь, благородно выглядит создатель первой печатной Арифметики. Угадываются в его лице черты одного из потомков славного ученого - астрофизика, кандидата физико-математических наук Александра Константиновича Магницкого, много сделавшего для увековечивания памяти своего предка.