Полигиния. Из цикла Дачные разговоры

Николай Алчев
        Николай Петрович вытаращил глаза и зашептал.
- Послушайте, я человек широких взглядов! Вы можете излагать мне любые свои идеи! Но, Бога ради, если Наталья Степановна подойдёт, вы уж, будьте добры, как-то незаметно сверните эту тему!
- Да уж, отучили христиане женщин от понимания хорошего!
- А что же в этом хорошего? Имели языческие князья и знать десятки и сотни наложниц. Да ведь похоть это одна! Что за счастье тем женщинам? Бесправие сплошное!
- На самом деле, вопрос всегда заключается в соотношении численности полов: женщин было много, мужчин мало, - надо как-то пристраивать их. У знати было много жен и наложниц, потому что могли себе позволить. Впрочем, как и сейчас: у состоятельных бизнесменов обязательно есть постоянная любовница, да, порой, и не одна. Но тогда на Руси и у простолюдинов было обычно по 3 – 4 жены. Например, устав новгородского князя Всеволода Мстиславича в 12 веке, то есть уже после христианизации, регулировал доли при наследования имущества между детьми от первой, второй, третьей и четвертой жены. И хотя греки активно настаивали на моногамии, по крайней мере, для простолюдинов, обычай многожёнства крепко сидел в сознании народа, как основа нравственного и физического благополучия.  Согласно былинам у богатыря Ильи Муромца были дети от Омельфы Тимофеевны, Авдотьи Горычанки и бабы Латыгорки.
       Николай Петрович покивал головой.
- Так богатырь тот при князе Владимире был, когда христианство только приходило на Русь, а основой было обожаемое вами язычество. Тогда и у самого святого князя Владимира до 800 наложниц насчитывалось. Но я готов признать, что как способ восстановления и увеличения численности населения после войн и набегов в то время многожёнство было допустимо. В пределах разумного, конечно, и как временная мера, пока мужчин мало. Но в наше время… Женщины первые же будут против! Мол, мужикам лишь бы разврат устроить, да ещё на законных основаниях! Попробуйте-ка своей жене нечто подобное предложить!
       Сергей пожал плечами.
- Никто же не говорит, что без всякой подготовки современной женщине можно такое предложить. Тысяча лет вашего христианства даром не прошла, - понимание многих жизненно важных аспектов утрачено. Нужны пропаганда и соответствующее воспитание с детских лет! Сейчас, конечно, верх берут сторонники сокращения народонаселения. Все эти лозунги «Дети должны учиться вместе», когда в сознание детей внедряется противоестественная мысль, что инвалиды, включая тех, у которых заболевание носит генетическое происхождение, настолько ничем не отличаются от них, что с ними не только дружить, но и семью создать можно, - это же реальное воплощение идей «Скрижалей Джорджии». Но принцип маятника не отменить: он обязательно качнётся в обратную сторону.
       Николай Петрович потёр ладонью лоб.
- Ну, в данном случае на противоположном конце маятника должна, скорее, оказаться  Спарта с её скалою.
- Мы сейчас не про инвалидов, а про женщин говорим. Надо вернуть им право на выбор мужчины, от которого они могли бы родить здорового, успешного ребёнка. Ведь не все поголовно в те времена имели по 3-4 жены. Бывало такое, что одни мужики были одиноки, в то время как у других было и больше 4-х жён. Женщины сознательно отказывались от союза с теми, кто по нравственным или физическим параметрам не соответствовал стандартам. В этом смысле наличие жён у кандидатов не было препятствием. Конечно, для женщины характерно установление монополии на «владение» перспективным мужчиной, так как это создаёт преимущества для её детей и отсекает от успешных генов вероятных детей других женщин. Но это уравновешивается природной полигамностью мужчин, склонных расширять ареал распространения своих генов, без оглядки на интересы конкретной женщины. Все это вело к тому, что наряду с численностью росло и качество населения. Распространение же христианства положило этому предел.
         - Опять у вас христианство во всём виновато!
         - Этот очевидный факт и Екатерина Вторая признавала, когда писала в своих дневниках, что не стоит слишком усердствовать в насаждении христианства среди инородцев, так как многоженство более полезно для умножения населения в наших обширных землях.
         - Ах, оставьте свои спекуляции! Скажите-ка лучше, откуда в вас, язычниках, такое пристрастие к эвтаназии, почему в Спарте вообще возник обычай бросать хилых детей со скалы?
         - Ответ лежит на поверхности. Вы верите в то, что душа бессмертна, а они это просто знали и применяли знания на практике. Поэтому содействовали тем, кому не повезло сразу обрести достойный скафандр для души, в получении нового, хорошего скафандра в следующей жизни. И, наверное, ещё потому, что идеи евгеники древни и бессмертны. Но давайте не будем сворачивать с темы. Соответствующие пропаганда и воспитание должны вернуть женщинам понимание их истинных интересов, настоящей свободы выбора: не из того, что осталось, а из всех возможных вариантов. И понимание настоящей взаимовыручки в деле деторождения, воспитания детей, совместного ведения хозяйства.
        Николай Петрович сделал останавливающий жест.
- Послушайте, у меня какое-то дежавю развивается, когда я вас слушаю. Я, кажется, уже читал подобное в интернете. Там автор с какой-то простой фамилией, то ли Иванов, то ли Петров был…
- Может, Сидоров?
- Может, и Сидоров, - не помню. Помню, что бросил его читать после того, как он начал утверждать, что мужчине нужно несколько женщин, потому что у одной для него слишком мало энергии, а еще, что женщины сами приходили к мужчинам домой, чтобы пожить там полгода, поработать на него, а после этого он соглашался взять их в жены. Ну, ерунда же полная. Он моей Натальи Степановны не видел: у нее энергии на десяток таких Сидоровых хватит…
- Вот видите, благодаря её энергии вы и достигли в жизни таких успехов!
- Да, вы еще скажите, что она и кандидатскую с докторской за меня написала…
- Ну, я же не в этом смысле. Георгий Алексеевич – человек весьма глубоко погруженный в вопросы эзотерики и все объяснения у него лежат в этой плоскости, нам, с нашим уровнем развития, его не понять.
- Георгий Алексеевич – это ваш Сидоров что ли? Стало быть, вы признаете, что сами его не понимаете, но беретесь транслировать его идеи.
- Прелесть ведического миросозерцания в том, что оно подразумевает наличие учителей, но не признает авторитетов. Это позволяет воспринимать идеи без догматизма. Если идея хороша, но её объяснение по каким-то причинам не устраивает, всегда можно найти объяснение самому. Достаточно подумать.
     Николай Петрович хмыкнул.
- Ну-ну, и до чего же вы додумались?
- До чего додумался? Сейчас расскажу. Только прежде отмечу, что и посыл про энергетическую подпитку не лишен оснований. Многие мужчины, включая живущих в браке, погруженные в рутину будней, вдруг оживают, становятся энергичными, когда в их жизни встречается красивая женщина…
      Николай Петрович почему-то рассердился.
- А что вы на  меня так смотрите? Намекаете, что и я от Натальи Степановны погуливаю?
- Господи, Николай Петрович, ничего такого я не имел в виду, тем более, что про присутствующих мы не говорим и не подразумеваем. Но есть люди публичные, которые постоянно на виду. Артисты, например. Играет он роль влюбленного, достоверно играет, всю гамму эмоций и переживаний выдаёт. А потом из жёлтой прессы мы узнаем, что у этого, кстати сказать, семейного человека, действительно был роман на съемочной площадке с соответствующей актрисой…
- Ну, это они в роль вживаются… Система Станиславского и всё такое…
- Вполне допускаю. Возьмем какого-нибудь маститого писателя или поэта. Вроде бы давненько от него ничего нового не видали, а тут вдруг новый роман выходит или сборник стихов. Да такие, что все о них говорят. А потом из той же жёлтой прессы узнаем, что на съезде молодых литераторов мэтр выделил некую начинающую поэтессу, похвалил её зарождающийся талант, взял над нею шефство. Теперь молодой талант публикуется в ведущих изданиях, а на днях их видели в ночном клубе, где поэт поразил окружающих энергичными па, которые он выделывал вокруг своей подопечной.
- Это обычная химия, вызывающая любовную эйфорию. Тут без всякого энергообмена прыгать начнёшь, хоть и не очень долго.
- И с этим согласен. А так как я не силен в эзотерике, то объяснения потребности наших предков в энергии у меня исключительно рациональные и приземленные.  Энерговооруженность и производительность труда в сельском хозяйстве в те времена была невысока, поэтому проще было вести дело артелью, причем семейной. На женщинах огород, уход за домашней живностью, заготовки на зиму, приготовление еды, уборка дома, присмотр за малыми детьми, прядение и ткачество, пошив и ремонт одежды, помощь в поле, на покосе и тому подобное. На мужчине изготовление и ремонт инвентаря, починка и наладка оборудования, тяжелые работы, товарно-денежные отношения с внешним миром, а также изобретательство и рационализаторство. Последнее, как вы понимаете, требует наличия свободного времени для размышлений, анализа и обобщений. Вот несколько женщин и их коллективная энергия ему и обеспечивали наличие этого свободного времени для творчества.
- Ну, так-то, пожалуй, поскладнее будет. Хотя, конечно… Как вы себе представляете наличие свободного времени в присутствии нескольких женщин? У меня от одной Натальи Степановны голова кругом идет: то в театр надо, то в кино, то на выставку какую-то, то на курорт, то в гости к кому-то, то к её маме, царствие ей небесное, не в гости, так на могилку. А с тремя женами, так и с соседом словом перемолвиться некогда будет!
- Это, Николай Петрович, издержки феминизма: тогда с этим попроще было, поэтому и проблем со временем для мыслей о жизни не было. А что касается того, что какие-то женщины сами приходили к мужчине, чтобы пожить у него, да приглядеться, конечно, все было не совсем так. Просто, когда жен было маловато для всей работы, они говорили мужу, ты, мол, смилуйся над нами, найди помощницу толковую для таких-то работ. Шел он к соседу, да просил его дочку прислать, смыслящую в этих делах. Вот она и приходила в его дом, где показывала свои рабочие навыки и способности к социализации в сложившемся коллективе. Если всё ладно было, так и замуж её брали, ну, а склочницу и неумёху к родителям на перевоспитание отправляли.
- Что-то у вас всё больно приземлённо получается. Без любви, стало быть, предки наши жили?
- Почему же без любви-то? И муж прикидывал, к кому обратиться, и отец дочку абы к кому не пошлёт. Да и её спросит, желает ли она у дядьки Добромысла пожить, или хочет к дядьке Бериславу пойти. Все друг друга знали, заранее прикидывали, где им оказаться хочется. А там уже, в совместной работе и проживании, симпатия да любовь возникали. 
- Так-так, стало быть, пришли мы, христиане, и всю эту вашу языческую благость порушили?
- Ну, Николай Петрович, если вы так ставите вопрос, то… Как сказать-то? Не всё так однозначно и прямолинейно. Всякая идеология является оружием во внутривидовой борьбе. Условным Западом была поставлена задача сокращения численности и понижения качества славян, а христианизацию, конечно, использовали как оружие. Но был и другой аспект: рост городов. В условиях городской жизни не нужно столько жён. Город развивает технологии, но ведет к деградации института семьи. Стали появляться многочисленные невостребованные женщины, а мужчинам стало проще оказать им единовременную материальную поддержку за отвлечение от житейских забот, чем брать на себя постоянную ответственность за их жизнь. Поэтому городские мужчины в целом поддержали привнесенную идею отказа от многожёнства. А в деревне практика многоженства в некоторых местах, пишут, сохранялась до 19 века. Кстати сказать, и в наше время вопрос о многоженстве ставят, главным образом, люди, обратившиеся к ведению фермерского хозяйства, к жизни на земле. У городских эти идеи не столь популярны. Кстати, Николай Чернышевский в «Что делать?» косвенно затрагивал вопрос о совместном проживании нескольких городских женщин и идеи его были в свое время благосклонно восприняты обществом и даже воспроизведены в жизни.
      Николай Петрович покачал головой.
- Ну, это вы, батенька, хватили! Он же не про их совместное проживание с одним мужчиной толковал, а, в некотором смысле, совсем даже наоборот, когда и с официальной-то женой физической близости нет, а не то, что со всеми приживалками!
- Не хватало ещё, чтобы Николай Гаврилович за порнушку, как какой-нибудь Набоков, взялся. Тут главная идея в том, что мужчина составляет ту основу, вокруг которой организуется, начинает функционировать и развиваться женский коллектив.
- Постойте, я уже не очень хорошо помню детали романа, но там, вроде бы, у женщин были исключительно производственные отношения в швейной мастерской, без совместного ведения хозяйства…
-Да, как же! Они и общую квартиру завели, и совместные покупки организовали, и быт вместе обустраивали!
- Да, верно, припоминаю… Но это же всё трудами Веры Павловны! При чём тут её муж?
- Её муж был как идеологическая и материальная предпосылка для всего этого. Но речь-то идёт о совместном проживании и взаимодействии женщин к всеобщей выгоде. Там коллектив разросся до пары, а то и трех десятков человек, но если бы их было трое-четверо, то вполне могли бы при дефиците порядочных мужчин удовлетвориться прогрессивным мужем Веры Павловны.
- Слушайте, Чернышевский сейчас в гробу ворочается! Он же совсем наоборот писал: уважение к женщине, полное равенство и всё такое!
- А где же тут неуважение? Все на равных основаниях имеют на него право. С чего это одной Вере Павловне пользоваться таким хорошим человеком, если в работе и быту у них все общее, полное равенство в дележе доходов, можно и хорошего человека поделить!
- Иногда бывает трудно понять, когда вы говорите серьёзно, а когда шутите! Общие дела и вещи, - это далеко не общий мужчина!
- Так это только с непривычки! Начните с детских лет учить, что это правильно и нормально, и уже лет через 20 вы увидите такие семьи. В мусульманских странах никто не делает трагедии из того, что дочь выходит замуж за человека, у которого уже есть пара жён! Воспитание формирует мировоззрение! И в этом смысле мусульмане куда прогрессивнее христиан!
     Николай Петрович обиделся на отказ в прогрессивности.
- Что же вы в язычники записались? Шли бы в ряды прогрессивных мусульман!
- Желаете, чтобы я, как тот кулик, начал хвалить своё болото? Не получится. Не так уж много сторонников ведического миросозерцания разделяют эти взгляды: слишком сильны традиции. Даже умом осознавая правильность такого подхода, они не могут применить этого к себе на практике. Считанные единицы нашли подруг-единомышленниц и создали такие «расширенные» семьи. Но у тех, кого я знаю, лишь по две жены.
- Какие ваши годы! Дайте срок, так они ещё себе пару новых, молодых заведут! А тех, старых, так и бросят, пожалуй!
- Зачем же прежних-то бросать?
- А как же иначе? Где новых размещать прикажете? Пятикомнатную квартиру надо, как минимум, для таких дел! Это я еще от детей абстрагируюсь! А ведь вся идея-то под детей, как я понимаю, настроена! Иначе разврат один получается, а не решение демографических проблем!
- Вы абсолютно правы, Николай Петрович! Конечно, дети и их качество – ключевой вопрос. А те люди, о которых я говорил, имеют доходы значительно выше среднего, могут себе позволить квартиры большой площади. Но большинство живет в усадьбах, на природе, или в таунхаусах.
- Не для всех, получается, ваша идея доступна! Но скажите-ка мне вот что. Расписаться в ЗАГСе мужчина только с одной женщиной может, а как вторую женой признать?
- Так они ни с одной не расписываются! Равенство!
- Блуд это, а не равенство! Институт семьи на то и существует, чтобы оформлять и защищать права членов семьи! А так сойтись, да разойтись с кем хочешь можно! И дети беззащитные, и женщины!
- Вы забываете, что мы говорим о современном положении дел! Впрочем, и при нём женщина вполне может защитить и свои интересы, и интересы ребёнка. Сложнее, чем при официальном браке, но не слишком. Мы же имеем в виду комплексный подход к решению проблемы: и через воспитание, и через изменение семейного законодательства, и даже через новые архитектурные решения в домостроении! Кстати, некоторый прогресс в этом деле уже есть: с 1997 года в нашем Уголовном Кодексе нет 235 статьи, предусматривавшей наказание за многоженство. Осталось только 14-ю статью в Семейном Кодексе изменить, чтобы брак со всеми женами можно было регистрировать. Пока эта идея не проходит, поэтому сперва, что называется, идея должна овладеть массами, или хотя бы элитой.
- Что-то я сомневаюсь в нынешней элите. Её толком и национализировать-то пока не удаётся.
- А в себе вы, стало быть, уже не сомневаетесь!
- Вы меня не сбивайте! Я человек широких взглядов и рациональное зерно способен увидеть! Но так просто от традиций тоже отмахнуться не получится! В них тоже должно быть рациональное зерно! Наверняка ведь помните слова из обращения к Ефесянам: «Да оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть». Двое одна плоть, а не сколько-то там! Кстати, и у ваших любимых мусульман тоже проблемы с полигинией бывают, - вспомните-ка «Бахчисарайский фонтан»: зарезала соперницу ревнивая наложница!
- Ну, это замечание совсем даже не кстати! Там грузинка Зарема зарезала польку Марию, - даже под эксцесс не подведёшь, - чисто христианские разборки. Хан, конечно, тоже маху дал: надо было со своими дело иметь, должным образом воспитанными, а не поддаваться искушению пробовать всё время что-то необычное. В общем, это, скорее, пример негативных последствий, связанных с отступлением мужчины от нравственных принципов. Так и Османскую империю симпатичная хохлушка развалила: позарился султан на иностранную клубничку, да и растерял в результате национальную элиту. Кстати, очень неплохой сериал «Великолепный век» турки на эту тему замутили. А вот, если уж вы заговорили про обращение к Ефесянам, так там это ваше «рациональное зерно» прямым текстом объяснено! Чистая политика! Где там ваш планшет с закладкой на Библии? Ага, давайте, сейчас покажу… Вот: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь». Христос – Церковь, муж – жена! Параллели очевидны. Хотя, если обратиться к сегодняшнему дню, то встаёт вопрос, какую именно «Церковь» возлюбил Христос: вашу ли, ортодоксальную, или католическую, а то и пятидесятников каких-нибудь? Ничего не напоминает такое положение вещей? Ассоциации никакие не возникают?
- Нет, не возникают! Это всё христианские церкви за Христа ратующие! Есть различия, но в Христе их единство!
- Так и женщины не шибко друг от друга отличаются! У одной волосы посветлее, да грудь побольше, у другой волосы потемнее и рост поменьше! И в достойном муже должны они найти своё единство, как все разновидности христианских церквей находят единство во Христе!
- Слушайте! Как у вас всегда получается всё так вывернуть! Это уму непостижимо! Но сами-то вы осознаёте, что это всё за уши притянуто? Создал Бог Адама и Еву! Пару создал и в райском саду поселил, а не гарем ему предоставил!
      Сергей немного помолчал, задумавшись, а потом снова взял в руки планшет Николая Петровича.
     - Вы, стало быть, про Лилит ничего не слышали? Вот такие пробелы в знаниях и порождают ошибочные суждения. Будем восполнять эти пробелы! Смотрите и слушайте!

                ***

      Большинство христиан придерживается изложенной в Библии версии, что Змей-искуситель был простым безногим пресмыкающимся, в которого вселился дух Сатаны, чтобы иметь возможность разговаривать и сбить с пути истинного божьих детей. Тут в интернете полно соответствующих картинок, взять хоть эту: Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Грехопадение».
      Однако, если обратиться к разным старинным источникам, то можно увидеть, что Змей очень даже имел ноги, да еще и был в некотором смысле женщиной: вот «Грехопадение» Хуго ван дер Гуса.
      Отъявленные антисемиты, явно греша против истины, утверждают, что изображенное тут существо является первой дочерью Адама и Евы. Мол, Змей не фигурально прельщал Еву, а очень даже плотно поучаствовал в процессе. А стало быть, все евреи самые настоящие рептилоиды и ведут свой род по женской линии, ибо Адам является лишь отчимом своей первой дочери.
      Это, конечно же, полная чушь! На картине Хуго ван дер Гуса изображена не первая дочь Адама, а его первая жена Лилит. Не ясно, о чем именно думал Б-г, и не вмешивался ли в процесс сотворения Лилит Сатана, но вышла она весьма неказиста. К образу божьему тут явно добавилось нечто стороннее. Впрочем, у кого все получалось хорошо с первого раза?
     Но богобоязненному Адаму ничего другого не оставалось, как жить с этой данной Б-гом женщиной. А как иначе? Кругом всякой твари по паре, а он один был. Ну, поймает, бывало, какую-нибудь зверюшку, потискает, но чувствует, что что-то не то, да и отпустит. А тут все же какая-никакая, но женщина.
      И что вы себе думаете? Эту, так сказать, женщину Адам не устроил как мужчина! Мало того, что ей постоянно было мало и слово «ещё» просто не сходило с её уст, так её не устраивала и миссионерская поза, единственно дозволенная в раю, ибо лишь мужчина может возвышаться над женщиной, как небо над землей, и горе тому, кто поступит наоборот. Предрассудки скажете? А первая семья распалась! Где уж эта Лилит смогла добыть себе в раю демонов для укрощения либидо, то неведомо. Явно не без участия Сатаны произошло! Но древние книги утверждают, что прелюбодействовала она с ними так, что каждый день рожала от них по сотне демонят.
      Такого разгула феминизма Адам, конечно же, терпеть не стал и обратился к Б-гу с просьбой о разводе, то есть о замене старой развратной жены на новую, молодую и красивую. Никакого развода Б-г ему не разрешил, но согласился сотворить из его ребра кроткую, послушную, нетребовательную Еву. Всех демонов из рая изгнал, а троице велел жить совместно в дружбе и согласии. Кстати, когда упоминание о Лилит из Библии исключили, то понятие «троица» почему-то тесно связали с самим Б-гом, что породило большую путаницу и недопонимание...
       Ну, сами понимаете, сил у Адама от появления дополнительной женщины не прибавилось. Полагаете, что Лилит могла все это так просто оставить? Именно она с чего-то решила, что Б-г приберег яблочки с центрального дерева для себя в качестве аналога виагры, и нашептала Еве, что это эликсир любви: Адам будет ещё больше их обожать, холить и лелеять. Самой фригидной Еве дополнительные ласки были не особо-то и нужны, но она хотела угодить подруге... Ничего не вышло! За проступок всех из рая изгнали.
       Да... Говорят, что в изгнании Лилит снова связалась со слугами Врага человечества и ушла к ним жить, но иногда навещала Адама, который для разнообразия... Ой, то есть по старой памяти оказывал ей гостеприимство, отчего наиболее отвязные антисемиты всё же настаивают на рептилоидной сущности отдельных еврейских особей, рожденных хвостатой Лилит.
       Кстати, на картинах «Грехопадение» Микеланджело и «Адам и Ева» Рафаэля отражён переход от Лилит с ногами к Лилит без ног. Эдакий промежуточный вариант при переходе к ставшему классикой Змею-искусителю.

                ***

       Николай Петрович положил руку на лоб, словно проверяя, не повысилась ли у него температура.
- Боже мой, что мне приходится от вас выслушивать! Вы совсем не считаетесь с моими чувствами верующего! Я, конечно, человек широких взглядов, но всё же какие-то пределы должны существовать!