О мгновенном перемещении людей и ангелов

Константин Матаков
                ***

Может ли человек перемещаться с бесконечной скоростью? Ответ, казалось бы, очевиден: нет, конечно.  Вам расскажут про современную физику и запрет на превышение скорости света. Возможно, этот запрет не абсолютен, и вообще, я не собираюсь тут выяснять, какая именно физическая теория верна. Допустим, верна нынешняя. Но с человеком в любом случае все не так просто. Ведь мысленно мы можем мгновенно переместиться куда угодно во вселенной и даже за ее пределы, рассуждая, например, о рае и аде. Получается, ответ на вопрос, могу ли я двигаться бесконечно быстро, может быть только двойственным: как сознание – да, как тело – нет. Я сказал именно «как сознание», а не «как душа», - ведь когда мы мысленно путешествуем по вселенной, наша душа не покидает тело и не путешествует по космосу реально. Есть еще вариант бесконечно быстрого движения во сне: разница в том, что, размышляя наяву, мы делаем это по своей воле, а во сне – по воле сна.
Таким образом, в мысли мы способны на то, на что ангелы способно физически, реально. С точки зрения православия ангелы тоже имеют тела, только более тонкие. Стало быть, у ангелов тело способно двигаться так же быстро, как сознание и душа, а у людей – нет. Люди – это мысленные ангелы (или демоны, но это уже вопрос этики). Почему так? Очевидно, дело в нематериальности ангельской природы – никакого парадокса здесь нет. Ангелы имеют тело, но по сравнению с нашим, – оно явно менее материально. Я намеренно отвлекаюсь от вопроса, почему природа нематериального такова, что оно способно к бесконечно быстрому перемещению, - видимо, такие преимущества даны ей изначально при творении. Могут ли ангелы быть вездесущими? Строго говоря, нет, ибо не являются абсолютным духом, как Бог, а лишь конечными духами. Ангелы именно что сходят с небес на землю – в то время, как в случае с Богом это все-таки метафора, если не иметь в виду Боговоплощение, - впрочем, пермещение ангелов с небес на землю, нельзя понимать как обычное физическое движение, ведь они движутся из «метафизического» в «физическое». Но двигаясь бесконечно быстро сквозь вселенную, они, видимо, способны одновременно быть в разных местах, т.к. это следует из идеи мгновенного перемещения, когда устраняется различие между «здесь» и «там». Человек, опять же, может только мысленно быть вездесущим – скажем, когда представляет вселенную как целое. Относительно ангелов еще нужно учитывать, что по своей «трансфизической» природе, они не занимают какого-то места в физическом пространстве, - так чтобы одна половина ангела находилась в одной области, а другая – в другой. Можно наверно сказать, что ангелы «причастны» какому-то месту в пространстве, но явно не локализованы в нем как тела. Тут снова срабатывает аналогия с человеческой душой – мы же не можем сказать, что одна половина души в верхней части моего тела, а другая в нижней, - нет, душа как целое присутствует в каждой клеточке тела. Сама же наша плоть присутствует частями в разных местах пространства, ибо такова участь всех физических тел. Т.е. душа присутствует в пространстве «по воплощению», - т.к. она воплощена в теле, но не физически. И здесь очевиден парадокс: душа как целое присутствует и во всем теле, и в каждой, даже мельчайшей его части,- но это парадокс кажущийся, это парадоксально и невозможно только для материальных вещей. Зато помогает нам по аналогии понять, как именно в пространстве присутствуют ангелы, - только и телом, и духом..
Наконец, ангелы не принуждены перемещаться во времени строго из прошлого в будущее, застряв в настоящем – как люди. Ведь они живут в сотворенной Богом вечности (которую следует отличать от несотворенной божественной вечности), и не привязаны к какой-то одной точке времени, не локализованы в нем, как и в пространстве. Поэтому для них нет принуждающего нас различия между прошлым, настоящим и будущим – и они могут присутствовать во всех временах, не отрываясь от своей ангельской вечности. Мы же можем путешествовать по временам только мысленно. А, попытайся мы это сделать реально – нам пришлось бы покинуть «свое место» в настоящем времени. Ангелам не приходится этого делать. Почему же наше тело не способно к ангельским мгновенным перемещениям? Потому что как физическая вещь привязано к реальности этого мира, который «во зле лежит». Однако, в христианстве верят, что когда воскреснет человеческая плоть, - мы станем ближе к ангелам. И уже сейчас мы видим, преддверие этого в причастии – ибо плоть Богочеловека Христа дана нам здесь и сейчас, но при этом Христос находится на небесах, и не сходит с них для участия в Евхаристии; эта Плоть доступна во всех временах и пространствах, и причащаясь ее, мы мгновенно перемещаемся на небеса, где и должен закончиться путь нашей плоти и нашего духа..