VI-14 Кас-саки

Михаил Илекский
 http://www.proza.ru/2019/01/02/364 



   Отступающих хазар с поля битвы, заметили дозорные туранские кас-саки и сообщили атаману Первуду. Атаман собрал на сход тысяцких и уточнил план действий.

   - Две тысячи оставим глубоко по флангам степи, столько же зайдут далеко в степь, опережая  хазарское войско. Когда раздастся горн, зажигаем степь с флангов и перед хазарами, таская огненные кули за собой. Наша задача создать панику в войске отступающих хазар, если их конница всё же повернет назад я с остатками буду ждать их в тылу и встречу наступающую конницу вместе с туранцами. Это все. Никон, ты пойдешь в моем отряде.

   В это время подошел воин.
   - Атаман, вернулся разведчик.
   - Зови.

   Подошел разведчик: - Нам удалось связаться с ас аланами и передать им твои слова.

   - И что они ответили?

   - Они не покинут войско хазар, поскольку их родные в его руках. Их вырежут, сделай они это. Они будут биться с нами за своих родных.

   - Ну что это хотя бы честно. Все ступай. Да и все свободны.
      
    Лощила, Надежа и Гордей готовились ко сну. Положили под головы седла, на земле были расстелены чепраки. Надежда уже спал, а Гордей и Лощила сидели у костра и тихо разговаривали. Лощила точил меч, который был и так острый.

   - Во время сражения старайтесь держится поблизости от меня. Надежа, ты слышишь?

   - Да, батя.

   - Сохраняйте линию строя и последовательность велений сотенных ... Ну да, вы и так все знаете...

   - Отец, а есть ли боевой зов у кас-саков? – спросил Гордей.

   - Мы кричим «Ра», когда бросаемся на ворогов.

   - Что это значит? – не унимался Гордей.

   - Для нас река Ра священна, как и Боги. И многим, идущим в бой, суждено перейти ее и отправиться к Богу и к предкам. Вот мы и кричим, стоя на ее берегу, Ра, Ра. ...  Лощила умолк, смотря неизвестно куда то отстраненно.

   - Не робейте погибнуть. Жутче струхнуть, а как потом жить далее, изводясь и хоронясь от всех. Припоминайте лицо матушки, сестриц, которые могут быть убиты из-за пужливасти твоей или того хуже в полон уведут. …

   Наступил день, солнце медленно поднималось перед битвой. Кас-саки, прощались друг с другом и конями, шепча молитву.

Облачусь пеленой господа.   
Взгляд мой зорче сокола,   
Я на коне стрелы быстрее. 
Сила мая – богатырская,   
Кости мои – булатные, 
Кожа моя – крепче панциря.   
Бойся враг треклятый,    
Будет тебе погибель.               
Господь во мне, я не коне.
у-Ра!   у-Ра!   у-Ра!


   Первуд выехал вперед, перед кас-саками. Вознеся над головой лук со стрелой, обратился к ним. 

   - Кас-саки, Бог как и Солнце с небес возвещает нам удачу или падения. Но нам ли робеть этого, ибо мы имеем жизнь вечную как верили наши предки в своих Богов. Потому мы сейчас и живы. Вы защитники рода! Ступайте за мной!
 
   Последние слова атамана утонули в воинственном крике и громыхании мечей о щиты. Воинство двинулось.




http://www.proza.ru/2019/09/18/1595