История Тамани часть 62

Николай Мринский
В октябре 1918 г. командующим Таманской армией Северокавказский Реввоенсовет назначил Е.И. Ковтюха. При нём была произведена реорганизация армии, намеченная ещё ранее и в значительной мере подготовленная штабом во главе с Батуриным: вместо трех колонн, все части были сведены в две пехотные дивизии, три кавполка и артбригаду. Важную роль в руководстве Таманской армией сыграл Григорий Николаевич Батурин и в боях под Ставрополем, когда Е.И. Ковтюх через неделю после вступления в командование выбыл надолго по болезни из строя, а командующим временно был назначен помощник Ковтюха М.В. Смирнов. Документы (приказы и указания Батурина, донесения командиров частей на его имя) свидетельствуют о том, что нити руководства войсками сосредоточились тогда в руках начальника штаба. Затем соединением командовали Н.К. Кича и С.В. Воловик. 9 сентября тяжёлый бой Таманской армии прошёл в районе ст-цы Пшехской. Белоказаки были разбиты. 11 сентября в бою за Белореченскую ст-цу, Таманская армия разгромила белоказачьи формирования ген. Покровского. Было убито 700 белоказаков и 300 взято в плен. 17 сентября на помощь казакам В. Покровского, ген. А.И. Деникин перебросил крупный отряд под командой полковника Мюллера. В это время под Белореченской на Хаджудских высотах генералы Покровский и Гейман сосредоточили 11 тыс. штыков и сабель. Объединившись с отрядом Мюллера, они готовились нанести удар по таманцам. Но те, ночью неожиданно для белоказаков, напали на них и разогнали «покровцев».

Часть белоказаков отступила в Майкоп, другая – в с. Солдатское (Царский Дар, а ныне Великовечное). 18 сентября, чтобы отвлечь белоказачьи части от Таманской армии 1-й и 2-й Майкопские рев. полки выступили из ст-цы Кужорской, и завязали тяжёлый 16-ти часовой бой за Майкоп, с гарнизоном ген. Геймана и освободили город от белоказаков. Таманская армия с боем освободила от белых ст-цу Дондуковскую. 19 сентября казаки ген. Покровского попытались взять г. Майкоп, но были отбиты. 20 сентября все объединённые силы белоказаков под командой ген. В.Л. Покровского были снова брошены на город и полностью окружили его. Начались ожесточённые кровопролитные бои на улицах. На защиту Майкопа поднялись рабочие заводов. Из двух Майкопских рев. полков из кольца окружения вырвалось только 250 чел. во главе с Г.Ф. Татарковым. За неудачи в боях с Таманской дивизией весь свой гнев ген. В.Л. Покровский обрушил на пленных красногвардейцев и жителей Майкопа. Начался белый террор, заливший город кровью. В декабре 1918 г. Таманская армия была расформирована и вместе с некоторыми другими частями вошла в состав 11-й армии, как 3-я Таманская стрелковая дивизия. Командовать ею был назначен Г.Н. Батурин. В начале 1919 г. 11-я армия, израсходовав все боеприпасы, полураздетая, охваченная эпидемией тифа, вынуждена была отойти к Астрахани. Г.Н. Батурин после отступления командовал 1-й Особой кавдивизией, переименованной позднее в 7-ю кавалерийскую; был начальником кавалерии 9-й армии и начальником 6-й кавдивизии.

Вследствие тяжёлых ранений он не мог уже ездить верхом и поэтому с разрешения полевого штаба Реввоенсовета Республики в ноябре 1919 г. был переведен в 50-ю Таманскую стрелковую дивизию для исполнения должности начштаба. Вместе с этой дивизией Батурин дошел до Чёрного моря, где в районе Сочи весной 1920 г. тысячи деникинцев капитулировали. А на Тамани было создано «Таманское правительство», вернулась атаманская власть. 11 августа 1918 г. один из передовых отрядов ген. Деникина занял Темрюк. С приходом на полуостров Белой армии немцы возвращаются в Крым, который также вскоре покидают. Оставляют они и всю Украину, потерпев поражение на западе. Активно действовавшая долгое время немецкая разведка, так и не смогла реализовать политические цели своего правительства. А они заключались в том, чтобы привести к власти в России прогермански настроенных политиков и заключить с ними выгодный для Германии договор. На дальнейшую политику Германии повлияло её поражение в ПМВ, которое закончилось подписанием Версальского договора 28 июня 1919 г. В итоге страна лишалась права иметь Генштаб и разведку, получила экономический кризис и внутренние неурядицы. По всей Кубани продолжало полыхать пламя Гражданской войны. 15 августа 1918 г., орудийные залпы и аэроплан в небе над столицей Кубани возвестили екатеринодарцам о приближении белых. Вечером того же дня казачьи разъезды появились на окраине города, а ночью он был уже полностью занят добрармейцами и казаками.

С 16 августа на Кубани наступил период двоевластия: с одной стороны, Главком войсками Юга России ген. Деникин претендовал на всю полноту военной и гражданской власти, а с другой – Кубанская казачья Рада заявляла о строительстве своего самостоятельного государства, создании армии и вела активные переговоры с другими казачьими регионами Сев. Кавказа об их объединении в Казакию. А.И. Деникин открыто игнорировал соглашение кубанцев с Л.Г. Корниловым и проводил политику создания авторитарного государства – «Великой, единой и неделимой России», что, конечно же, не способствовало взаимопониманию его с казаками. Не достигнув полноты власти, ген. Деникин повёл себя как диктатор, что оттолкнуло от него не только кубанское казачество, но и союзников - французов с англичанами, требовавших взамен предоставления военной помощи гарантий дальнейшего демократического развития страны. Оставив 16 августа 1918 г. Екатеринодар и весь Таманский п-ов, красные смогли вернутся на Тамань только в марте 1920 г., в составе 9-й сд (стрелковой дивизии, состоявшей из 48-й бригады и 74-го сп - стрелкового полка). 30 апреля штаб этой сд разместился в ст-це Таманской. Комиссаром 2-го батальона 74-го сп, вставшего на постой в соседней ст-це Ахтанизовской, был Хрущёв. Спустя годы, 30 сентября 1957 г., уже в качестве Первого секретаря ЦК КПСС, Никита Сергеевич вновь побывал в Ахтанизовской. Для Главкома Русской Армии ген. П.Н. Врангеля становилось очевидным, что небольшая территория Крымского п-ва не могла долго прокормить войска, а незначительные ресурсы не позволяли начать масштабные операции против Советской России.

ДЕСАНТЫ НА КУБАНЬ

Решение этих проблем белогвардейское командование видело в захвате новых областей на Дону и Кубани, которые по его расчётам, позволили бы пополнитьармию людскими и материальными ресурсами, а также обеспечить заграничный кредит. В то же время расширение территории требовало увеличения численности вооружённых сил. Получался замкнутый круг. Тем временем обстановка на Юге страны стала складываться не в пользу белых. Поляки отступали, и красные получили возможность снимать воинские части с Польского фронта. Белогвардейская разведка докладывала о начале образования 2-й Конной армии, прибытии на Юго-Западный фронт новых войсковых соединений: 68-й и 69-й бригад 23-й стрелковой дивизии, 5-го особого латышского полка. сосредоточении южнее Александровска конной группы числом до 2500 сабель и высадке пехоты на станции Конкриновка. В разведывательных донесениях также сообщалось о получении красными значительного пополнения из внутренних районов Сов. России. Кровопролитные бои в Северной Таврии поставили Русскую армию в тяжелое положение. Красные имели численный перевес и непрерывно подтягивали свежие силы. Личный состав белых частей неумолимо таял, заставляя командование искать новые пути к получению подкреплений. С целью добиться перелома и взять в свои руки стратегическую инициативу на полях сражений в Северной Таврии было решено провести на Кубани войсковую операцию - высадить Улагаевский десант - общепринятое название (по имени её рук-ля - ген.-л-нта С.Г. Улагая) 1 (14). 08. -  25 августа (7 сентября) 1920 г.

В то время там действовало порядка 30 крупных отрядов, численностью 13 тыс. чел., в том числе «армия возрождения России» ген. М.А. Фостикова, отряд п-ка Менякова. "Сведения нашей разведки с Кубани и Дона были благоприятны. - пишет барон Врангель. - В целом ряде станиц казаки восстали против советской власти. население укрывало наших разведчиков и всячески помогало им". С июля 1920 г. штаб Русской армии в Крыму приступил к разработке плана крупной десантной операции на Кубань. Захват этой области, а затем и всего Сев. Кавказа позволил бы расширить военную, политическую, экономическую и демографическую базу Белого движения. Высадку войск наметили осуществить в трёх местах: станице Тамань; южнее Анапы (в пос. Абрау-Дюрсо) и в ст-це Приморско-Ахтарской. Заслонившись с севера, врангелевские войска должны были начать быстрое движение в направлении Тимашевская - Екатеринодар, Майкоп, присоединяя по пути повстанцев (в плавнях, вокруг Ачуева действовал отряд п-ка А.П. Скакуна свыше 400 чел.) и, поднимая в станицах враждебно настроенных к Советам казаков. Ген. П.Н. Врангель делал большую ставку на восставших казаков в Майкопе, станицах: Баталпашинской, Привольной, Новопокровской и других, полагая, что только с их участием можно очистить от красных всю Кубань. Для организации восстаний, из казачьих офицеров, оставшихся в тылу красных для подпольной работы, была создана "Всероссийская внутренняя и зарубежная сеть разведотдела главкома на юге России господина Деникина".

Продолжение следует в части  63                http://proza.ru/2020/08/26/1749