Ч. 5 Условия жизни на подводной лодке

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/01/01/1201

Когда пишешь о подводниках любых стран, которые служили на дизельных подводных лодках, невозможно промолчать об условиях, в каких им приходилось находиться дни, недели и месяцы.

Как ни горько и ни обидно, но об этом не прочитаешь в мемуарах советских подводников. В то время жёсткая партийная цензура не пропускала ни одного живого слова и правдивого рассказа.

Все мемуары как будто написаны под копирку, как правило, казённым суконным языком. Правдивые документальные свидетельства попадали в печать просто чудом. Например, такой была книга Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».

Сейчас, когда появилась возможность писать правду, в живых не осталось никого из участников войны, которые могли бы это сделать или рассказать.
 
Но поскольку подводные лодки времён войны были похожи одна на другую, то условия службы на них мало чем отличались в разных странах, поэтому то, что я рассказываю о немецких подводниках, можно в части быта проектировать и на советские подводные лодки.

Подводники были элитой, особой морской кастой. Это определялось условиями их службы.

Что такое подводная лодка времён Второй мировой войны? Это большая железная труба длиной примерно с два железнодорожных вагона, разделённая отсеками с герметично закрывающимися люками, набитая всевозможными механизмами, приборами, торпедами, минами, снарядами и продовольствием.
 
Для людей оставался узкий проход из отсека в отсек, а там, где это возможно, находились по бортам узкие койки в два-три яруса. Главное требование, которое предъявлялось к подводнику, - он не должен страдать клаустрофобией (боязнью замкнутого пространства). Теснота – это первое, с чем приходилось сталкиваться на подводной лодке.

Каждый поход во время войны проходил на пределе человеческих возможностей. Поэтому  подводник должен был обладать не только крепким здоровьем, но и иметь устойчивую психику. Воздух внутри лодки был тяжёлым, влажным, заполнен вредными испарениями.

Если увеличивался процент содержания углекислого газа, то людей начинало клонить в сон, что было крайне опасным.

Вся жизнь каждого члена экипажа делилась на вахту, которая длилась четыре часа, и свободное от вахты время, заполнявшееся техническим обслуживанием механизмов и учениями. Коек на всех не хватало, поэтому, когда товарищ становился на вахту, то сменившийся ложился в его ещё тёплую постель.

Не несли вахту только два человека: командир и кок, потому что эти люди практически находились на вахте постоянно. Понятия времени года и суток стирались. Пресная вода выдавалась крайне ограниченно, только для питья и приготовления пищи.

Из-за невозможности умываться подводники не брились, не чистили зубы. Неудивительно, что появлялись всевозможные заболевания ротовой полости и кожных покровов, сыпь, раздражение кожи.

Вентиляция и контроль климата в лодке были плохими. Температура в дизельном отсеке поднималась до 48 °C. Когда лодка шла в надводном положении, то можно было оглохнуть от шума дизелей.

На подводной лодке имелся душ, но только врач и командир давали разрешение для его использования: должна быть веская причина. Время пребывания в душе контролировалось по секундомеру. Предельное время помывки – три минуты.

В южных широтах в надводном положении корпус лодки нагревался, внутри становилось нечем дышать, зимой, в северных широтах, в отсеках страдали от холода. Даже посещение туалета было событием. Один туалет на несколько десятков человек работал только на глубине до 24 метров.
 
При погружении подлодки на бОльшую глубину нужно было пользоваться  ведром, а по малой нужде трюмными водостоками. Можно себе представить, какие запахи разносились по кораблю.

Подводная лодка – маленький корабль (напоминаю, что пишу о Второй мировой войне). В надводном положении её немилосердно швыряют волны.

От такой качки развивалась морская болезнь, людей тошнило, при  этом ни умыться, ни убрать как следует. В бурную погоду вахтенные в рубке привязывались, потому что большой волной могло смыть за борт, как случилось на одной из подводных лодок в Северной Атлантике.

Тогда волной вырвало и крепления, к которым привязывались вахтенные. Всю вахту смыло, люди погибли, а узнали о случившемся только тогда, когда пришла смена.
Никакая одежда не защищала от брызг океанской воды, разъедало глаза, а следить за горизонтом и небом нужно было очень бдительно, чтобы не пропустить самолёт или вражеский корабль.

В такую погоду вахту несли по два часа. Высушить одежду было негде. Тогда большинство людей курили, о вреде курения ещё не знали, поэтому воздух был синим от дыма. Подводники уходили в патрулирование иногда на три месяца.

Свежая еда заполняла все отсеки подводной лодки. В любой стране подводников кормили всем самым лучшим. Но места для хранения продовольствия были маленькими, поэтому заполняли все открытые пространства.

Между торпедами висели окорока и связки сосисок, в ящики для личных вещей экипажа укладывали свежие яйца и фрукты, консервы. Но очень скоро свежей пищи не оставалось.

Консервированный хлеб не любили, а свежий называли «кроликом», он тоже подвешивался в сетках и быстро покрывался белой пушистой плесенью, отсюда и прозвище.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/01/03/1153