Голубая Надежда. Игры Богов ч. 35

Анна Магасумова
Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Игры Богов


"Зона ожидания"

"Обиды записывайте на песке, благодеяния вырезайте на мраморе"
(Пьер Буаст)

  Зевс - глава олимпийских  богов, отец и богов, и людей.  Его имя на индоевропейских языках озна­ча­ет  почти одинаково:  "свет­лое небо", "ясное небо", "днев­ное сия­ю­щее небо".
   Первоначально Зевс  был богом неба и небесных сил. Люди в те давние  времена полагали, что Зевс единственный бог, который занимался благополучием  Вселенной постоянно, день ото дня,  и всегда стремился сохранить равновесие вещей во всём мире.
    Не удивительно, но сло­во "Зевс" в античности свя­зы­ва­лось с кор­ня­ми греческих слов "жизнь",  " то, через что всё суще­ст­ву­ет". Наряду с однокоренными  словами "кипе­ние", "оро­ше­ние" может означать бурную жизнь или торжество жизни в противовес смерти. А Зевс, как и все Боги бессмертен. Только мы, люди, не бессмертны, возможно, к нашему общему счастью.
Все смертны, бессмертного нет человека,
В посмертной молве о нем - след человека.
Жизнь -  малая горсть, и глядишь - ее нет,
Но плох ли, хорош, а останется след.
(Юсуф Баласагуни)
   В увлекательной коллекции притч "Итог: сорок рассказов из загробного мира" современного нейробиолога Дэвида Иглмана (2) описывается мир, в котором человек окончательно умирает лишь тогда, когда его совсем забудут. После физической смерти человек покидает Землю и попадает в  огромный зал, покинуть который будет можно лишь после того, как имя человека будет произнесено на Земле в последний раз.
"Это похоже на бесконечную зону ожидания аэропорта", - ;пишет Иглман. "Но состав людей в зале - ;просто потрясающий".
   Зона, от греч."пояс", многозначный термин. Первоначально - это полоса плотной ткани, которой римлянки бинтовали грудь. Позже, зона - ограниченная каким-либо образом территория:
1. Природная зона, физико-географическая зона - часть географической оболочки Земли и географического пояса. Это - климат, рельеф,  почвы, растительность и животный мир;
2. Зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны и защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, согласно ст.105 Земельного Кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
3. Демилитаризованная зона -  территория, на которой по международному договору запрещено содержание вооружённых сил;
4. Демилитаризованная пограничная зона:
1) зона, разделявшая Вьетнам на два государства в 1950 - 1970-х годах;
2) зона, разделяющая Корейский полуостров на две половины.
5. Советская зона (оккупации) Германии (1945-1949, Ostzone) - одна из четырёх оккупационных зон на территории Германии, находившаяся по окончании Второй мировой войны в Европе под управлением советской военной администрации.
6. Зона отчуждения Чернобыльской АЭС -  в 1986-1987 гг. именовавшаяся 30-километровой зоной,запрещённая для свободного доступа территория, подвергшаяся интенсивному загрязнению радионуклидами вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
7. Зона пожарного оповещения: часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей;
8. Пригородная зона - 10-километровый отрезок в пригородном железнодорожном сообщении
9.  Жаргонное название пенитенциарных* учреждений.
* пенитенциарные учреждения -  система правоприменительных органов, государственный аппарат принуждения, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом:
Исправительно-трудовой лагерь и исправительно-трудовая колония в СССР,
исправительная колония в Российской Федерации.
  Кроме того:
1) Зона в музыке - количественная характеристика  качества музыкальных звуков;
2)  Zona - программа для просмотра фильмов онлайн и также для скачивания разных книг, игр, фильмов.
  Но  ко всем существующим зонам, зона ожидания Иглмана не относится, ведь души умерших на Земле не остаются...
    Но, что вполне возможно, зоны ожидания "небесного" суда у разных людей и похожи на перечисленные ограниченные территории. Кто чего достоин. Но всё же, у кого-то эта зона ожидания, как обыкновенный зал на ж/д вокзале или в  аэропорту. А у кого-то зона -  очень комфортабельное место, как в отдельном номере фешенебельного отеля.
   Большинство людей относительно быстро покидают "зону ожидания", как только туда прибывают их самые близкие, - супруги и дети, те,  кто вспоминал о них на Земле.
   Но по-настоящему знаменитым личностям  приходится "тусоваться" в "зоне ожидания" очень долго. Хорошо, если время они здесь проводят интересно и благополучно. Некоторые, намучившись бесконечно пребывать в вечном ожидании молят богов о разрушении на Земле их последних памятников … (3)
" - У тебя поразительная память.
  -  Сейчас не об этом"
("Ирония судьбы, или С лёгким паром!")
  Рассказ Иглмана; - ;метафора * того, что психологи и социологи называют коллективной памятью.
* метафора -  оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
  Итак, у каждого из нас  непредсказуемый (!) срок пребывания в "зоне ожидания"  Иглмана. Ведь на Земле всякое случается, и нас неожиданно могут снова вспомнить даже через 100 лет. Например, прочитав в Интернете наше "творение", хотя бы вот этот рассказ, и пожалуйста, придётся пребывать ещё сколько-нибудь лет в "зоне ожидания". Как там, нам это неизвестно.Но, возможно всё-таки, не скучно...
"Люди живут, люди жили, люди умирают, это так. <...> Люди живут, и единственное, о чём вспоминают после их смерти, единственное, что важно, единственное, что остаётся, - это их доброта"
(Анна Гавальда "Я признаюсь")
   Коллективная память разрушается двумя фазами. На первой она разрушается очень быстро, а на второй фазе значительно медленнее. Это можно объяснить  так. На первой фазе крутого спада преобладает процесс коммуникативной памяти, то есть идет прямая передача информации "из уст в уста". Человека вспоминают, о его делах, о том хорошем, что он сделал. Вспоминают и те, кого он обидел, не очень лестно, хотя говорят: о мёртвых или хорошо, или ничего.
"Великие люди умирают дважды: сначала как люди, потом как великие"
(Поль Валери)
  На второй, более длительной фазе, огромную роль играет культурная память, которая поддерживается записью информации о человеке в статьях газет, журналов, в Интернете.
   Забавно? Или странно?  Ничего подобного! Но авторы исследования считают, что двухфазность  функции затирания коллективной памяти открыта не ими, а чилийским поэтом Пабло Неруда, написавшим:
"Столь коротка любовь и столь длинно забвение".(4)
  Так ли это, уже не узнаем. Пабло Неруда умер 23 сентября 1973 года.  Вместе с Габриэлой Мистраль,  Висенте Уидобро и Пабло де Рока имя Неруды входит в Большую четвёрку чилийской поэзии.(5)
"Подожгите поэму, обезглавьте поэму… Возьмите любой матерьял, как звезды берут средь червей… Покуда живут Небеса Господни в теле людском… Ты, ты станешь центром для Бога, словно секс, будешь центром Его… Тело Бога стонет в моих потрохах. Я буду Вечность глушить прикладом ружья своего". Автор этих строк еще один чилиец Пабло де Рока. Даже не подумаешь, что этот поэт - в 30-х гг. XX века -  активный сторонник идей марксизма-ленинизма и советского сталинизма, сочетавшего их с христианской этикой.
"Если бы поэты отвечали в анкетах правду, они бы выдали этот секрет: нет на свете ничего прекраснее, чем терять время"
(Пабло Неруда)
   Можно с уверенностью сказать, что открытие формулы коллективной памяти, с лёгкой руки его авторов, среди которых венгерский физик Альберт Ласло Барабаши из университета Нотр-Дам в США, теперь заставит Пабло Неруда ещё долго торчать в "зоне ожидания" Иглмана. Мы вот тоже вспомнили о нём.   В  "зону ожидания" со  временем прибудет и сам Барабаши.(6) Там будем и мы. А вот сколько времени? А кто его знает?
"Между смертью и тем, что называют бессмертьем, я выбираю гитару"
(Пабло Неруда)
   Исходя из этих слов Пабло Неруды, он в зоне ожидания играет на гитаре и поёт:
 El pueblo unido, jamas sera vencido,
el pueblo unido jamas sera vencido...
Звучит наш гимн: народ непобедим!
Его ряды бесстрашны и тверды! (7)
  Исследования показали, что дольше всего в нашей коммуникативной памяти остаются биографии, в среднем на 20-30 лет. А самое быстрое затирание происходит с музыкой и фильмами, они ;забываются через 5-6 лет. Хотя, можно и не согласиться. Вновь по телевидению  демонстрируется фильм и мы вспоминаем актёров, ушедших из жизни: Анна Самохина, Любовь Полищук, Александр Дедюшко, Александр Абдулов и многих других, всех не перечесть. Но думается, что там, в "зоне ожидания", они создали небольшую киностудию или, по крайней мере, театр.
Разве же можно,чтоб все это длилось?
Это какая-то несправедливость...
Где и когда это сделалось модным:
"Живым - равнодушье,
внимание - мертвым?"
(Е. Евтушенко)
    Поэтому, если вы не признанная знаменитость, не возлагайте больших надежд, что написанное вами и о вас в Интернете, СМИ, блогах, соцсетях, надолго сохранит память о вас. Только  память наших друзей и близких, их детей и их окружения,; - ;оставляет нам шанс пребывания в зале ожидания Иглмана несколько десятков лет.
"Всегда труднее забыть, нежели вспоминать"
(Бернардо Бертолуччи)
   Всё написанное нами и о нас, даже самое важное и популярное сегодня, за 5-10 лет передвинется в Гугле на 30, 155 или 1001 страницу поисковой  задачи … Иными словами,; - ;затрётся в коллективной памяти.
"Пусть память о нас будет лучше, чем были когда-либо мы"
(Аль Квотион "Словоточие")
   Поэтому, не стоит  тратить время на тщетные попытки зафиксировать себя в коллективной культурной памяти. Общение с родными и друзьями оставит куда более прочный след в коллективной коммуникативной памяти. (3)
  И помните:"Столь коротка любовь и столь длинно забвение".
А может быть, жизнь - это и есть зона ожидания?
За тонким полотном всё просто и понятно,
земное мастерство там явно не в чести -
от самых громких слов там остаются пятна,
от самых тихих слез там небеса чисты.
За тонким полотном мы все как на ладони...
(Александр Амчиславский)
   Вот так и все люди,   как на ладони у великого Зевса. Греки  связывали Зевса и  со справедливостью.  Он наказывал злых   и вознаграждал людей, творящих добро.
"Так, видно, будет до конца моей жизни. Одна рука бьет, а другая - протягивает букет цветов, чтобы я не помнил зла"
(Пабло Неруда)
    Многие древнегреческие цари и военные полководцы утверждали, что они являются потомками бога Зевса.
"Создавайте о себе мифы, боги тоже с этого начинали"
(Ежи Лец)
***
"Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать"
(Е. Евтушенко 1961)


(1) Бог Зевс - доклад сообщение на sochinite.ru/otvety/istoriya/
(2) Дэвид Иглман (род. 25.04.1971) - американский невролог, автор и научный коммуникатор. Он преподает в Стэнфордском университете и является генеральным директором NeoSensory
(3)  Сергей Карелов "Как долго неас будут помнить после смерти" на medium.com
(4) Пабло Неруда, имя при рождении Рикардо Элиэсер Нефтали Рейес Басоальто (12.07.1904 - 23.09.1973) - чилийский поэт, дипломат и политический деятель, сенатор республики Чили, член Центрального комитета Коммунистической партии Чили. Лауреат Национальной премии Чили по литературе (1945), Международной Сталинской премии "За укрепление мира между народами" (1953) и Нобелевской премии по литературе (1971).
(5) Лусила Годой Алькайяга, Габриэла Мистраль - взяла псевдоним в честь Фредерика Мистраля (7.04. 1889 - 10.01. 1957) -  чилийская поэтесса, просветительница, дипломат, борец за права женщин, лауреат Нобелевской премии по литературе (1945).
      Висенте Гарсиа Уидобро Фернандес (10.01.1893 - 2. 01. 1948) - чилийский поэт, прозаик, литературный и художественный критик, драматург и киносценарист, писал на испанском и французском языках. Участник гражданской войны в Испании на стороне Республики. Как военный корреспондент "Голоса Америки" в Европе вместе с войсками союзников вошёл в Берлин.
   Пабло де Рока (настоящие имя и фамилия - Карлос Диас Лойола, 17.10. 1895 -  10.12. 1968) - чилийский поэт-авангардист, публицист, педагог, общественный деятель. Лауреат Национальной премии Чили в области литературы (1965).
  Родился в аристократической семье, отец - разорившийся  землевладелец. Был старшим среди 19 детей в семье.  В браке с Луизой А. Сандерсон родились девять детей, в том числе, Карлос, который впоследствии стал поэтом, Луко и Хосе, стали художниками. Двое из детей умерли в детстве.
   Впоследствии, мучимый горем из-за преждевременной смерти его жены от рака, смертью сына Карлоса в 1962 году от передозировки наркотиков, самоубийства в 1968 сына Пабло, поэт через 4 месяца сам покончил собой, выстрелив себе в рот.
(6) Барабаши Альберт-Ласло  - венгерский ученый, автор книги Linked, в которой самые разные феномены рассматриваются с точки зрения сети - распространение знаний и религиозных учений, вирусные заболевания, сети киноактеров, сети метаболизма
(7) "Песня чилийских патроитов" музыка и слова Серхио Ортега, перевод Т.Огурцовой