Исповедь матери

Мила Багрец
      Я шла   в церковь.
     Мне нужен был какой-то толчок, какое-то Слово,  чтобы выйти из круга  отчаянных мыслей и проблем, казавшихся совсем неразрешимыми. /В ту пору я еще не знала, что все проблемы, в общем-то, решаемы  и только позже научилась воспринимать  жизненные трудности, -  как возможность попрактиковаться  в применении  психологических принципов, работающих на успех./
    Придя в храм, подошла к пожилому,  пикнического телосложения священнику с вопросом об исповеди.
- А Вы были  на утреннем богослужении?- Строго спросил батюшка.
-  Не была, нет.
    - В следующий раз отслужите молебен, тогда и подойдете, -   вразумил меня  хмурый уставший человек  в черном длинном одеянии.
      
      Но я  не могла  ждать! Груз тревожных переживаний за детей и всепоглощающей  виноватости перед  ними переполнял мою душу.
   Церковь была наполнена верующими, и я узнала от них, что на исповедь сейчас можно попасть к другому, молодому священнику.
   Так я и сделала. Мне повезло: этот батюшка не стал спрашивать, отслужила ли я сегодня молебен, и  покаяние  началось…
      
      Я стала говорить о самом важном для меня – о детях.   Что дети для меня - величайший подарок.
  И замуж- то вышла,  так как очень  детей хотелось. Троих.  Но муж ушел из жизни рано, и я осталась с двумя малыми детьми одна.
 Вырастила их сама, просить о помощи не умела, и  в воспитании наделала много ошибок.
    Мне стало понятно, что теперешние  сложности  в жизни моих достигших совершеннолетия  детей – есть результат  моей  родительской неграмотности.  Оказывается, я не умела самого главного в отношении к ребенку – ЛЮБИТЬ. Прочитав  книгу «Как на самом деле любить  детей», поняла, что  делала  всё не так. Что  любить своих малышей не умела, хотя любила их безмерно. Не чувствовали они моей любви. 

    - Как Вас зовут? - Выбрав свободное мгновение в моей взволнованной речи, - задал свой 1-ый вопрос священник.
      
     Быстро ответив, вернулась к своим переживаниям.
      Заговорила о том, что осознала теперь: мать, если она хочет, чтобы ее дети выросли  счастливыми, непременно, во что бы то ни стало, должна уметь быть   счастливой! А надо мною довлело слово «надо»: череда бесконечных каждодневных дел, которые надо  было (как мне тогда казалось) обязательно успеть переделать.
   Не умела я  тогда расставить правильно приоритеты и ценности. В 1-ую очередь, на 1-ом плане должны были быть  эмоциональные потребности моих детей.
   Я же приходила с работы уставшая, расстроенная   неудачными делами, и не могла уделить им должного внимания.  А следовало  это делать « через не могу», ради  моих   детей,  во имя их будущего счастья.

    - Напомните, пожалуйста, Ваше имя. – Попросил 2-ой раз священник.
 
     Не придавая значения вопросу,  механически проговорила свое имя, и поспешила продолжить наболевшую тему.

         Моя вина еще и в том,  говорила -  сетовала я,- что  не научила их очень важному – ценить себя.  Потому что и сама не умела этого делать: не умела я любить себя и бережно к себе относиться.  Ни с одной работы не хотели отпускать, стараясь всеми способами удержать меня, как ценного работника, а мне сложно было попросить достойную зарплату, чтобы на всё хватало моим  детям.   
 И  к детям относилась так же, как относилась к себе:   одобряла мало, больше критиковала,  так как, к сожалению, вместо того, чтобы опираться на их достоинства, в первую очередь видела их  недостатки. 
  Не умела радоваться жизни.     Не умела быть всему благодарной.  - В общем, мне горько сознавать, что не была  достойным примером своим  детям,  и теперь не знаю, как им помочь в решении  возникших проблем. 

    - Так, как  Вы говорите,  Вас зовут? – спросил в 3-ий раз священник.
         
     Я назвала свое имя, поблагодарила батюшку и вышла.
   Едва успела выйти из церкви, как хлынули слезы, и сразу стало легче.
 Церковь была за городом, идти  предстояло два километра.
 Я шла и думала, почему  отец Николай  спрашивал,  как меня зовут, три раза?
 Долго потом об этом размышляла, перечитала много психологической литературы и ответ пришел. - Какой же умный этот отец Николай! Он абсолютно прав: я совсем забыла про себя. Весь свой смысл жизни сосредоточила на детях.
  А  мои дети выросли. Они научились быть ответственными за себя,  за свою жизнь.  Они ничуть не глупее меня, а в чем-то, однозначно, и умнее.  И, уж конечно, сами смогут разобраться со своими препятствиями на их пути к себе и достойно реализовать свое предназначение в жизни.
 А я, оказывается, «не могу ни изменить родного, но уже выросшего  человека, ни решить его  проблему, ни прожить за него жизнь».
 Я  буду их просто любить. Ведь теперь-то  я знаю, как на самом деле любить детей. А главное буду верить, что все у них в жизни получится. И они это почувствуют. И им это поможет. А я? -  Я теперь свободна  и могу заняться  своей давней мечтой.

 2010 год.