Размышления о вокальном жанре в новогоднюю ночь

Владимир Гречанинов
Как всегда на Новый год телепрограмма разнообразием не баловала.  Можно было в очередной раз гадать,  как это красавица Барбара Брыльска умудрилась   связаться с нудным бесталанным актёром Мягковым, чего я не мог понять последние сорок пять лет, а можно было  наслаждаться залежалой попсой всех сортов,  которая целый вечер буйствовала на большинстве каналов.  Видимо, как компенсация  унылых советских времен,  когда для того чтобы посмотреть какой-нибудь клип группы «Бонни М» нужно было не спать  до 4-х утра.
А главное, вот такая унылая кантилена продолжается уже много лет, хотя на отсутствие денег нашему убогому ТВ жаловаться сегодня не приходится. Видимо, не хватает чего-то другого.
Конечно, правильней всего было бы просто лечь спать, но новогодняя канонода за окном  заранее обрекала эту попытку на неудачу.   В результате я нашел два канала с оперой и какое-то время переключался с одного на другой, чтобы понять,  что мне  сегодня интересней.
Контент, или проще содержание,  было приблизительно одинаковым  -  и тут и там исполняли в основном классические оперные арии. И это радовало, потому  что-то  испохабить что-то в этом проверенном жанре  довольно трудно, хотя если сильно постараться, то можно.
По одному каналу транслировали Гала-концерт из серии «Паваротти и друзья», в котором  на сцене Арены ди Верона замечательно пели  Доминго, Каррерас и другие звезды первых величин. Выглядело это корректно, трогательно и невероятно профессионально.
По другому каналу шел концерт из «Геликона», стилизованный под  новогодний бал князя Орловского из «Летучей мыши»,  и поначалу я выбрал его. Потому что когда-то я любил и много снимал этот театр и его молодых симпатичных солистов,  сделал даже большую программу о «Геликоне» для 1-ого канала,  после чего замечательные  солисты  приезжали ко мне на дачу и под водочку устраивали оперные концерты, на которые сбегалась вся Клязьма.  И еще потому, что князя Орловского,  которого в те времена пел совершенно фантастический  контртенор Эрик Курмангалиев, сегодня исполнял тот самый знакомый, который потрясал дачный поселок великолепным голосом…
Но чем дольше я смотрел этот концерт, скорее напоминающий некий перфоманс,  тем чаще переключался на Верону, хотя и тут и там исполнялись одни и те же арии Штрауса, Бизе и Пучинни.  Но – не знаю… Конечно, тогда, в 90-е  были другие времена,  все были моложе,  у театра не было денег, это была как бы живая иллюстрация оперы «Богема», но зато было много идей, молодого задора и смелости, и тогда сборный концерт под видом бала  из «Летучей мыши» выглядел  замечательным новаторским приемом, а теперь стал бородатым  штампом.  Как и идея ТВ без конца крутить второсортную попсу всех времен и народов. Все это как-то не впечатляло.
А еще не к месту вспомнились какие-то скандалы из-за здания,  и, конечно,  тот  факт,  что худрук театра – это теперь доверенное лицо Собянина и председатель какого-то там совета… внимание  «художественных руководителей столичных театров и концертных организаций».   То есть большой человек и деятель культуры… Понятно,  всем нужны помещения и хорошие ставки.
А еще в глаза как-то сразу бросались   костюмы многочисленной  геликоновской труппы, которые выглядели довольно безвкусно, но при этом  фантастически дорого.  Настолько, что смокинги Доминго и  Каррераса  на фоне по-киркоровски разодетых геликоновцев напоминали  какую-то  спецодежду. Так что вышла какая-то оперная попса.
Конечно, художник вовсе не обязан быть бедным и плохо одетым  диссидентом, но доверенное лицо  и какой-то там председатель – это уже перебор.  Пахнет не очень, хотя вполне в духе давних отечественных традиций.   Типа,  «Богема» в современном исполнении или  их сиятельство на партсобрании.
Нет, вроде бы всякая там политика  не должна влиять  на тембр голоса и  качество постановки, но вот поди ж ты, влияет.  Рояль начинает фальшивить,  тенор петь мимо нот, а декорации – напоминать оформление партийного съезда.  И невольно возникает вопрос:  «Триумф воли» Лени Рифеншталь – это творение режиссера или политического конъюнктурщика?..
Кончено, вечную дилемму «художник и власть»  решает каждый для себя сам, это его осознанный моральный выбор. Потому  я тоже сделал свой выбор и решительно  переключил телевизор на канал, где друзья Паваротти.  Одеты они победнее,  но смотреть на них как-то приятней. Да и поют они все-таки лучше.