Дюрер. Полиптих. Семь скорбей

Алина Алексеева-Маркезин
   Альбрехт Дюрер .Семь скорбей. ок. 1500г.Дерево, масло.  Старая пинакотека (центральная часть), Картинная галерея (боковые панели), Мюнхен (центральная часть), Дрезден (боковые панели)Центральная панель - 109х43, боковые - 63х46

      Представленная картина относится к раннему периоду творчества художника. На ней изображена многострадальная Дева Мария, ее сердце пронзает меч (аллюзия на Евангельские слова Луки: «И Тебе Самой оружие пройдет душу»). Семь скорбей были провозглашены церковным праздником в 1432 Кельнским собором, дабы сформировать соответствующую параллель с уже существовавшим тогда праздником Семи радостей.

     Произведение было заказано Фридрихом III вскоре после его встречи с Дюрером, состоявшейся в Нюрнберге в апреле 1496 года. Исходя из стилистических особенностей полиптиха, исследователи полагают, что художник начал работать над полиптихом только около 1500 года.

     Впоследствии, после начала Реформации, алтарную композицию высотой 1,8 метра разделили. Семь панелей, посвященные эпизодам из жизни Иисуса, от обрезания до снятия с креста, оказались у художника Лукаса Кранаха Младшего, чей отец был живописцем при том же саксонском дворе. После смерти Кранаха Младшего "Семь скорбей" были проданы в Дрезден и вскоре оказались в картинной галерее города.
 
      Изображение Богородицы, находившееся в центральной части алтаря, отправилось в Баварию, в монастырь Бенедиктбойерн. В 1804 году в результате секуляризации из монастыря работу Дюрера передали в Мюнхен; в конце концов, она оказалась в Старой пинакотеке.
   
     Работа Дюрера «Семь печалей девы» или «Семь скорбей Марии», композиционно состоит из семи картин:
 «Обрезание Христа», левая часть, верх;
 «Бегство в Египет», левая часть, центр;
 «Двенадцатилетний Иисус в храме», левая часть, низ;
 «Скорбящая мать», центральная часть, верх;
 «Несение креста», центральная часть, низ;
 «Прибивание Христа к кресту», правая часть, низ;
 «Христос на кресте», правая часть, центр;
 «Оплакивание Христа», правая часть, верх.

       Специалисты в настоящее время приписывают Дюреру авторство лишь центральной панели полиптиха с Матерью Скорбящей , в то время как семь внешних досок выполнены скорее всего по его рисункам помощниками.

        «Мать Скорбящая», уменьшенная по краям приблизительно на 18 см, в начале XIX века была получена мюнхенским музеем из женского монастыря Benediktbeuren. В тридцатых годах XX века она была отреставрирована. Тогда же было установлено, что это не часть, как полагалось ранее, диптиха с изображением Благовещения, вторая половина которого с архангелом считалась утраченной. Во время реставрации были сняты поздние записи авторской живописи и справа от Марии открылось изображение шпаги — атрибута Матери Скорбящей.

      Со временем знание об алтаре Дюрера утратилось, и о том, что мюнхенская "Мария" и дрезденские "Скорби" составляют собой одну композицию догадался лишь искусствовед Эрнст Бухнер (Ernst Buchner) в 1934 году. Однако воссоединены части изображения так и не были: сначала из-за войны, затем из-за разделения Германии. А затем из-за кислоты.


 ВАНДАЛ

         В 1988 году "Богородица" вместе с другими работами Дюрера подверглась нападению серийного вандала. Звали его Ханс-Иоахим Больман (Hans-Joachim Bohlmann). Больман с отрочества страдал психическими заболеваниями и проходил многочисленные курсы лечения, однако без особенного успеха. В 1974 году 27-летнему пациенту была сделана лоботомия, но и она облегчения не принесла.

    В 1977 году трагически погибла жена Больмана - она выпала из окна, когда мыла его. Как позднее утверждал Больман, именно после этого события у него появились наклонности вандала: ранее к искусству он относился вполне нормально. Теперь же он стал покупать серную кислоту и обливать ею картины на выставках.

 Первый удар он нанес в марте 1977 года в гамбургском Кунстхалле, уничтожив картину Пауля Клее. После этого за короткий срок он совершил акты вандализма в 10 немецких городах; в Любеке он даже поджег алтарь. В августе 1977 года он облил кислотой несколько картин в Государственном музее Ганновера, в том числе портрет Мартина Лютера и его жены кисти Лукаса Кранаха Старшего, а также повредил рубенсовский портрет Альбрехта VII Австрийского в Дюссельдорфе.

 В октябре того же года в Касселе он облил кислотой четыре картины, общая стоимость которых сейчас оценивается в 25 миллионов евро; среди них - две работы Рембрандта и одна - Виллема Дроста.

    
        В марте 1988 года освободившийся маньяк каким-то образом раздобыл два литра кислоты (ее продажу ему запретили), а в апреле посетил Старую пинакотеку в Мюнхене. На этот раз его целью был Дюрер: помимо знакомой нам "Богоматери" кислотой были облиты "Оплакивание Христа" и триптих "Алтарь Паумгартнеров". Ущерб был оценен примерно в 35 миллионов евро.

      После небольшого срока заключения Больмана поместили в психиатрическую лечебницу, где в течение 9 лет он проходил курс арт-терапии, рисуя чуть ли не по картине в день. Лечение, однако, прошло для него даром: последний удар он нанес в 2006 году, практически сразу после выхода из клиники.

 На этот раз местом преступления стал амстердамский Рейксмюсеум, а жертвой - картина "Банкет по поводу заключения Мюнстерского мира 1648 года" Бартоломеуса ван дер Хелста. В июне 2008 года Больман вышел из голландской тюрьмы, а в январе 2009-го умер от рака. Всего за почти 30-летнюю "карьеру" он повредил примерно 50 работ на общую сумму 138 миллионов евро.

      Эксперты завершили работу над реставрацией изображения Марии лишь в 2009 году, спустя 21 год после акта вандализма.

       После этого музейные работники решили восстановить работу Дюрера в ее первоначальном виде: собрать алтарь "Семь скорбей Марии" воедино. Семь изображений из Дрездена вместе с "Богородицей" изучили с помощью рентгена и инфракрасной рефлексографии, и в результате анализа искусствоведы окончательно подтвердили: восемь частей составляли одно целое. После этого все части алтаря наконец-то были собраны вместе: сейчас во временном обрамлении они находятся в Дрездене. Впрочем, "Семь скорбей" воссоединены не навечно: уникальная выставка продлится лишь до 7 ноября, после чего изображение Богородицы вернется в Мюнхен, к остальным Дюрерам Старой пинакотеки.