Бабушкин сад. Деревянные мостовые. Часть 7

Наталия Тимченко
     Проснувшись рано утром, едва протерев глаза ото сна и ещё даже не умывшись, я бежала к окну, чтобы распахнуть его и насладиться нежными лучами утреннего солнца. Ворвавшийся лёгкий ветерок наполнял комнату свежестью, запахами цветов, а также звуками пробуждающегося после ночного сна сада.

     Перед окнами дома, выходящими в сад, были разбиты три большие клумбы, в центре которых росли красные, белые и бордовые георгины. Вокруг них рядами высаживались львиный зев, настурции, бархотки, а по краям самые низкие кустики - анютины глазки.

     Оторвать глаз от клумб было просто невозможно. Моё внимание привлекла стрекоза, которая сидела на ярко-оранжевом цветке настурции, переливающемся  в лучах утреннего, но уже горячего солнца разными оттенками. Она пила воду из капельки росы, лежащей как хрусталик на лепестке цветка.

     По всей территории сада небольшими островками росли садовые маки, цветущие красными, оранжевыми и бледно желтыми цветами. Они были махровые и шелковистые. Кругом жужжали пчёлы, собирая нектар с цветков, образовав при этом целый хор.

     Налюбовавшись садом из окна, я бежала на крыльцо, чтобы оказаться на просторе, вдохнуть в себя целебный пьянящий запах лета и запомнить его на всю зиму. Потом, надев бабушкины галоши, которые всё время стояли около крыльца, я шла в сад, чтобы поздороваться с каждым кустиком, но в первую очередь, спешила к жёлтым акациям, растущим вдоль забора, выходящего на улицу. Мне надо было нарвать стручков, чтобы сделать свистульки.  Я буду ходить по саду и посвистывать, увидев за изгородью кого-нибудь из знакомых.

     Сад у бабушки и дедушки был очень ухоженный. В нём мы все проводили много времени. В хорошую солнечную погоду, пока я была совсем маленькой, мне нравилось играть в песочнице, которую сделал для меня дед. Я насыпала лопаткой в детское ведро песок или лепила куличики. Бабушка в это время недалеко от меня собирала ягоды или полола траву.

     Потом, когда я стала постарше, любимым занятием стало поваляться с книжкой в руках, изогнувшись в виде змейки между вишней и кустом смородины. В это же время наша кошка Сильва отправлялась на прогулку в сад. Увидев меня, она усаживалась где-нибудь рядом и начинала утреннюю процедуру умывания. Затем приводила в порядок свою чудную шубку, вылизывая её языком. Весело щебетали птицы, словно вели друг с другом забавную беседу. Шум листвы успокаивал своей тихой песней.

     Однажды я так зачиталась, что не сразу заметила, что бабушка и дедушка, надев одежду пчеловодов, пришли в сад, в котором стояли два пчелиных улья. Они находились достаточно далеко от меня, и мне показалось, что в этих костюмах они были похожи на инопланетян, прилетевших с другой планеты. Пчёлы, растревоженные вторжением в их владения людей, стали воинственно летать по всему саду. Одна из них села на страницу книги, которую я читала. Я попыталась смахнуть её рукой, но она стала кружить надо мной, враждебно посматривая в мою сторону. Я стала махать на неё изо всех сил двумя руками, которые стали похожи на пропеллер вертолёта. Тогда пчела разозлилась, впилась мне в палец и укусила.
     -Дедушка, меня ужалила пчела, - завопила я всхлипывая. Дед подошёл ко мне, погладил мою руку и хитро улыбаясь, сказал:
     -Покажи, которая из них, я её накажу.

     За обедом я стала расспрашивать их о пчёлах и задавать глупые вопросы:
     -А зачем вы надеваете такие костюмы: на голову сетки, а на тело белые халаты и перчатки.- Дед очень любил надо мной подшучивать, он ответил:
     -А как же иначе? Это чтобы пчёлы нас потом не узнали, а то закусают, - а бабушка сказала:
     -Дед, зачем ты разыгрываешь Наташу? – она повернулась ко мне и ласковым голосом продолжила, - пчёлы могут быть агрессивными, поэтому работать с ними без специальной одежды опасно.

     У деда был приятель Иван Тимофеевич, который не ладил со своими соседями. Он тоже недавно поставил в своём саду два улья. При встрече дед спросил его:
     -Ты доволен своими пчёлами?
     -Очень. Мед я пока не собирал, но они изжалили всех моих соседей.

     Бабушка спросила у деда:

     -А ты получил на почте новую книгу, которую мы заказывали в последний раз?
     Они много выписывали литературы по пчеловодству, а также изучали лечение всевозможных болезней пчелиным ядом.

     -Неужели правда, что пчелиные укусы лечат болезни, - удивлённо спросила я. Лицо моё выражало полное недоверие, так как укушенный пчелой палец опух, покраснел и очень болел. При воспоминании об этом мне становилось просто плохо. - Я бы ни за что не согласилась на это добровольно.
     -Конечно, лечат, - ответила бабушка, так как в нашей семье она лучше всех разбиралась в этом вопросе, - пчелиный яд хорошо помогает при лечении радикулита, ревматизма, полиартрита, избавляет от бессонницы и неврозов. Лечение пчелиными укусами очень болезненно, зато более эффективно, чем использование мазей и настоев на пчелином яде.

     Сначала бабушка лечила только себя. Она часто делала пчелиные уколы в шею, руки, ноги и говорила, что чувствует себя после этого гораздо лучше. Пойманные утром пчёлы находились в литровой банке. Бабушка их по одной отлавливали за крылышки. Она пыталась донести их до места, куда хотела сделать укол. Пчёлы извивались, пытаясь вырваться, и иногда жалили её в пальцы, но она терпеливо продолжала лечение.

     Многих знакомых она лечила пчелами от радикулита и других болезней. Когда моя тетка Света приехала к ней погостить, она решила полечить ей тромбофлебит. Но тут случилось непредвиденное. Несколько укусов сделанных Свете в ногу оказались не совсем удачными. Кожа в этих местах вдруг резко вздулась и превратилась в огромные волдыри. У Светы оказалась аллергия на пчелиный яд. На этом её лечение прекратили.

     Ближе к вечеру к бабушке зашла в гости её старая знакомая Мария Егоровна. Она была очень старенькой, жила на окраине города в маленьком полуразрушенном домишке со своей дочерью и кучей внуков. Дочь никогда не работала и часто выпивала. Семья всё время была на грани голода и нищеты.
     Маленького роста, сгорбленная, одетая в поношенную одежду с чужого плеча, она поднялась на крыльцо, поздоровалась и прошла в чисто убранную кухню. Бабушка налила ей стакан тёплого деревенского молока, которое мы покупали у соседей, и положила на тарелку выпечку. Это были вкусные, пышные шанежки, от которых веяло теплом и уютом.

     -Анечка, какие вкусные у тебя получились шаньги! Они у тебя похожи на ватрушки. Из какого теста ты их пекла?

     -Из дрожжевого. Угощайтесь, Мария Егоровна! Вот шаньги со сметанной, творожной намазкой, есть и с картофельной. - Сказала бабушка заботливым голосом и положила на тарелку ещё несколько пирожков.

     Дедушка в это время отдыхал в своей комнате, а я присела рядом с ними, взяла шаньгу с творогом и стала запивать её молоком. Я помню, как в детстве я не могла дождаться, пока бабушка испечёт шанежки и вынет их из печи. На Урале это очень распространённая еда.

     -Мария Егоровна, подлить вам ещё молочка, - спросила бабушка у гостьи, - расскажите, как ваши дела?
     -Да что хорошего, еле-еле выживаем. Осенью детям в школу идти, а надеть нечего. Нет ни обуви, ни одёжки.
     -Я напишу Эличке. Она скоро приедет за Наташей, так попрошу её прихватить какие-нибудь вещи, - Дома у нас скапливалось много моей одежды, которая быстро становилась мала. Некоторые вещи я не одевала ни разу. Особенно много было обуви, так как нога росла очень быстро. Мы всё время привозили одежду для Марии Егоровны, а иногда посылали в посылках.
     -Спасибо тебе, Анечка! Добрая ты душа.

     Мария Егоровна посидела, поела, поговорила, тяжело вздохнула и стала прощаться. Бабушка уже во время разговора незаметно упаковала ей с собой пирожки, десяток яиц от собственных кур, конфеты и пряники для детей.
     -Приходите, - сказала она, - как только будет время.

     Старушка поклонилась и тихими маленькими шажками поковыляла к калитке.

     Таких несчастных обездоленных старушек было несколько и все они, то одна, то другая, постоянно заходили к бабушке попить чаю. И ни разу я не слышала, чтобы бабушка сказала, что ей некогда, она ни разу не отказала им во внимании.

     Продолжение следует.

     02.01.2019.