И вот, ко мне тайно принеслось слово,
и ухо (ОЗЕН слух) мое приняло нечто от него
Иов 4:12
1) Существующая этимология
Викисловарь
* Любезность. Корень: -любезн-; суффикс: -ость. Значение: свойство по значению прилагательного любезный; обходительность, учтивость; обычно мн. ч. любезные, лестные слова; любезная услуга. Этимология – нет.
* Любезный. Корень: -любезн-; окончание: -ый. Значение: устар. внушающий любовь, любимый; предупредительный, учтивый по отношению к другим; выражающий такую предупредительность; дорогой (в обращении); употребляется как фамильярное или пренебрежительное обращение к мужчине или к юноше. Этимология – нет.
2) Применение термина в древнерусском летописании и старорусских актах
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1981, вып. 8, с. 324
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_8.pdf
* Любезен, любезно. С любовью. «Муж некто бъ слеп и пришьдъ падаю у гробу стою и целовааше любьезно», Сказ о ч. Бор. и Глеб.; Усп. сборн., XII-XIII вв. (1399).
* Любезненый. Исполненный любви (1175). Андрей Боголюбский божественному писанию зело прилижаше, и трудно и любезнено влекий житие, и ум и смысл очисти», Ник. лет.
* Любезневый. 1. Любящий, исполненный любви, (1097): «Володимеръ же так есть любьзнивъ…», Ипть. лет. 2. (971) Имеющий склонность, пристрастие, приверженность: «искусим и любезнивъ ли есть злату и паволокам», Ипат. лет. 3. Чувствительный, чувственный: «женескъ род любезнивъ», Ев. Толк. Феоф. Болг., 1434 г.
* Любезный. 1. Внушающий любовь… 1096; 2. Дорогой, милый, XVII в.; 3. Дорогой, возлюбленный, 1528 г.
* Любовь, любы. 1. Любовь… «Да любы, ею же мя еси возлюбив, да в них будет», Ио. 17:26, Остр. ев., 1057 г. 2. Склонность, пристрастие. Гр. Наз. XI в. 3. Вечери любви, общие трапезы у древних христиан; XVI в. 4. Страсть, влечение к другому полу; XI в. 5. Мир, согласие. 996 г., Лавр. лет., и т.д.
б) Национальный корпус русского языка (НКРЯ)
* Киевская летопись (1119-1199, список XIV в.): «по немъ оць его стославъ. и тако любезно целоваста(с) въ днь пятокъ на похвалоу».
* Суздальская летопись (XIV в.): «и целоваше и любезно вси людьє • и въехаша».
* Александрия (1400-1500): «Александръ же со престола воставъ и Роксану за руку приим с радостию ея полюби, и любезно целова, и на престоле с собою посади, и венец, з главы своея снемъ, на главу ея постави, и перстень, с руки ея снем, и на руку свою положи».
* Сказание о Мамаевом побоище (1400-1425): «Князь же великий, слышавъ писание преподобнаго старца и целовавъ посольника любезно, темъ писаниемъ утвръдися, акы некыми крепкыми бранями».
* Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского (1417-1418): «любезно целующе раку мощей его».
* Из Хронографа 1512 года (1500-1525): «Увидев же царь греческий, кто есть, внезапу и той ис коня сседает и любезно целование дастъ брату».
* Никоновская летопись (1362–1424 гг.) (1526-1530): «и благослови великого князя Михаила Александровичя, и целовастася любезно, и седоста и беседоваста надолзе о ползе душевней».
* Повесть о болезни и смерти Василия III (1533-1550): «И возбудився, аки от сна, и приимъ образ великомученици, и любезно приложися к ней и коснуся рукою правою образу ея, понеже бо в те поры рука ему болна сущи».
* А. С. Пушкин. К Наталье (1813)
Как, смеясь во зло Амуру,
Я писал карикатуру
На любезный женской пол;
Но напрасно я смеялся,
Наконец и сам попался,
Сам, увы!
в) Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, 1902, т. 2, с. 87; https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012017#?page=62
* Любы = любъвь – любовь, привязанность, благосклонность, милость. XI век.
* Любьезнивыи - Пов. врем. лет (кн. Владимир).
* Любьезно – с любовью. Мин. 1097 г.
3) Обобщение и вывод
а) Корень термина «любезно»
Терминология «любьезно, любьезнивыи, любезно и т.д.» оформилась в период ранней русской литературы. Исследователь русского языка XIX века Стрезневский (также Преображенский) выводил термин «любьезно» – с любовью, как производный от терминов «любы» = «любъвь» (любовь).
* Словарь В. Даля
Любезный: любимый, милый, возлюбленный, дорогой, к кому или к чему мы сердечно привязаны; любви достойный, заслуживающий расположенье, сердечную привязанность.
Терминология древнерусской и старорусской литературы зафиксированная в НКРЯ, показывает, что слово применялось для обозначения акта «любви». В отношениях человека с человеком, мужчины и женщины, к детям или по отношению к какому-либо значимому предмету (золото). И естественно по отношению к священным реликвиями (мощам) и к Богу.
Итак, корень слова ЛЮБЕЗЕН, по версии этимологов - ЛЮБЕЗН, указывает на проявление «любви», в древнерусской терминологии – любо, любы = любовь. Основной корень ЛЮБ+ЕЗНО = ЛЮБ = Л.Б. = любовь.
* Сочетание знаков ЕЗНО мы можем представить как дополнение к корню ЛЮБ; ЕЗН+О должно указывать на орган человеческого тела, посредством которого воспринимается акт выражения любви.
Полагают, что человек 90% информации получает через органы зрения (глаза), 8-9 % информации поступают посредством органов слуха (уши). Данные эти очень приблизительны и не относятся ко всем областям человеческой жизнедеятельности.
В чистом поле и на море в информировании человека о действительности преобладает зрение, ночью и в лесу (в условиях ограниченной видимости), человек больше информации получает от органов слуха (звуки, шорохи, стуки, треск веток и т.д.). В общении между людьми большое значение играет информация, получаемая посредством органов слуха – кто, что сказал?
б) Мужчины любят глазами, а женщины ушами?
Недоказанное явление в отношениях между полами, «народная мудрость»: «Мужчины любят глазами, а женщины ушами».
Да, при первой встрече мужчины и женщины обращают внимание на привлекательность и физическое состояние будущего партнера, природой заложено у нас стремление получить красивое (а значит более удачливое) потомство.
Но только когда мужчина или женщина «откроют рот», станут говорить и воспринимать слухом речь собеседника, будет решаться вопрос ЛЮБО, ЛЮБОВЬ или НЕ ЛЮБО, НЕЛЮБОВЬ. Женщины лучше подготовлены к ОЦЕНКЕ партнера, ожидают от него комплиментов в свой адрес (тестирование мужчины происходит постоянно), словесных (слуховых) подтверждений в преданности и любви – напоминают; детей «поднимать» приходится именно женщинам.
Правило «будь любезен» - высказывания содержащие готовность к общению с собеседником и заверение в не причинении ему вреда. Действует во всех областях отношений между людьми, при контактах люди обмениваются рукопожатиями, обнимаются и целуются и говорят друг другу «любезные» слова.
Трудно представить себя подчиненного, который в глаза говорит начальнику: «Я тебя не люблю!» или продавщицу в магазине, которая заявляет покупателю: «Чего пришел? Я тебя не люблю!». Вся жизнедеятельность человека строится на ежеминутных проявлениях актов ЛЮБВИ – в форме ЛЮБЕЗНОСТИ.
Это явление общественной психологии заметили библейские философы-пророки и вывели определенные формы общения, где зрение и слух выступали как равные чувства в отношениях между людьми и между человеком и Богом. В иврите выражения: «преклонить ухо», «открыть ухо», означают – довести до сведения, внимать, внушить.
Притчи 20:12: «Ухо (ОЗЕН) слышащее и глаз видящий - и то и другое создал Господь».
Иов 12:11: «Не ухо (ОЗЕН) ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи?».
Иов 33:16: «Тогда Он открывает у человека ухо (ОЗЕН) и запечатлевает Свое наставление».
Вывод
Слово русского языка ЛЮБ+ЕЗЕН, не объяснено, предположительно - составлено из двух корней библейского иврита. Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
* русск. ЛЮБО, ЛЮБОВЬ = ивр. ЛЕВ сердце, чувство, разум; ЛИБА сердце; ЛЕВАВ сердце (сердечный, задушевный); т.е какой-либо факт действительности пришелся по сердцу, вызвал восторженные, положительные эмоции.
Распространенные термины в Библии, сердце в библейских текстах выступает как орган, который может чувствовать (мысли, эмоции, ум), такая тенденция сохранилась и в нашей современной речи: «почувствовал сердцем», «сердце подсказало» и т.д.
* русск. ЛЮБОВЬ = ивр. ЛИБЕВ пленять, очаровывать; ЛИБУВ привлекательность, миловидность.
* русск. ЕЗЕН = ивр. ОЗЕН ухо, слух.
Общий вид
Русск. корень ЛЮБЕЗН = ЛЮБ +ЕЗН = корень ивр. ЛЕВ сердце, чувство, разум; производное ЛИБЕВ пленять, очаровывать + ОЗЕН ухо, слух.
Любезный – человек, который располагает собеседника к общению, речи его пленяют, очаровывают; проявление сердечности в общении, которую человек воспринимает органами слуха.
Источник
* См. стронг иврита 3821-3826 ЛЕВ, сердце; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/3821.html\
* См. стронг иврита 241, ОЗЕН; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/241.html
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878
с. 13, ОЗЕН слух;
с. 227, ЛЕВ, сердце;
б) Библейский образ
* Песнь Песней 4:9: «Пленила (ЛИБЕВ) ты сердце мое, сестра моя, невеста! пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей».
* Исаия 44:18: «Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца (ЛИБА) их, чтобы не разумели».
* Исаия 50:5: «Господь Бог открыл Мне ухо (ОЗЕН), и Я не воспротивился, не отступил назад».
* Исаия 64:4: «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом (ОЗЕН), и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него»; и т.д., обширный круг речевых оборотов».
Таким образом, необъясненный этимологами термин «любезно», составлен из двух терминов иврита – русск. ЛЮБ+ЕЗН+О = ивр. ЛИБЕВ пленять, очаровывать + ОЗЕН ухо, слух.
2.1. 2019 г.