Вышел Гофман из тумана

Алекс Нефедов
Как встретишь НГ - так и ... Эту хрестоматийно-выстраданную парадигму я уже давно дополнил тезисом о том, что в новогодние каникулы лежать на диване перед телевизором просто самоубийство в прямом и переносном смысле. Движение - вот в чём смысл жизни. А если это движение еще и осмысленное... Итак, сегодня (2 января 2019 г.) я с супругой и друзьями решил побывать в сказке. И вот что из этого вышло.

Вышел Гофман из тумана
 
Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает.
Эта цитата принадлежит человеку, который вёл загадочную во многом даже для себя самого двойную жизнь. Днём он формулировал строгие юридические вердикты в суде, а по ночам, поддаваясь власти видений, придумывал удивительные сказки и от невозможности выразить многие свои идеи и эмоции словами сочинял пронзительную музыку.

Рождён, что б сказку сделать…
 
Эрнст Теодор Вильгельм Гофман (1776-1822) , родившийся и выросший в Кенигсберге, нынешнем Калининграде, в соответствии с семейной традицией посвятил свою жизнь юриспруденции. Сын адвоката и выпускник университета, в котором в ту пору преподавал сам Иммануил Кант, Гофман начал работать в суде Берлина. Затем будут Познань, Плоцк, Варшава, силезский город Клогау и снова Берлин, где в 1814 году он станет советником судебной палаты, а через восемь лет умрёт. На его надгробной плите на Иерусалимском кладбище в Берлине указано, что под ней покоится прах всего лишь советника судебной палаты. Все остальные ипостаси его личности тогдашняя Германия пренебрежительно отвергла, посчитав музыку, живопись и литературу просто увлечениями уважаемого и добросовестного чиновника-юриста.
Но для нас Гофман совсем другой! Хотя он сам, теперь признанный величайшим немецким писателем-романтиком, считал себя прежде всего художником и... музыкантом. Да, был композитором, оперным и симфоническим дирижером, органистом, скрипачом, певцом, педагогом и музыкальным критиком. Писал зингшпили, а его романтическая опера “Ундина” с успехом прошла в Королевской опере. А ещё Гофман был капельмейстером, театральным художником и режиссером... В честь своего кумира - Вольфганга Амадея Моцарта - он даже заменил одно из полученных при крещении имен - Вильгельм на имя Амадей.
И всё же, он прежде всего сказочник! Гофман не любил окружающий его бюргерский мир - упорядоченный и нестерпимо скучный. Он пытался найти для себя иные мироощущения. И обрёл их в сказках собственного сочинения. Что удивительно: и по сей день дети с увлечением слушают истории, а теперь еще и смотрят мультфильмы, о чудесных приключениях маленького Мука в далекой восточной стране, о страданиях молодого угольщика Петера, променявшего свое горячее сердце на горстку “неразменных” талеров, о смертельной схватке Щелкунчика с мышиным королем...
 
В призрачном королевстве
 
Именно “Щелкунчик” сделал Гофмана знаменитым - особенно в России. Балет на музыку незабвенного Петра Ильича Чайковского с давних пор стал своеобразной визитной карточкой Большого театра. А сколько на тему гофмановских сказок во всём мире снято художественных фильмов и захватывающих внимание не только детей, но и взрослых, замечательных мультиков!
Удивительно, но факт: кукольный мультипликационный фильм «Гофманиада», который сейчас широко демонстрируется в кинотеатрах, стал первой полнометражной анимационной картиной «Союзмультфильма» за последние тридцать лет. Сценарий мультфильма написан в 2001 году режиссером Станиславом Соколовым и драматургом Виктором Славкиным. «Гофманиада» переносит зрителя в фантастический мир, созданный из четырех произведений великого писателя-романтика Эрнеста Теодора Амадея Гофмана: «Золотой горшок», «Щелкунчик и Мышиный король», «Песочный человек» и «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Материалом для сценария послужили и дневники писателя, а главным героем фильма стал сам Гофман. Работа над воплощением задумки в жизнь длилась семнадцать лет, и на исходе 2018 года фильм наконец вышел в российский прокат.
Теперь вы не только можете увидеть замечательный мультфильм, рассказывающий о судьбе Гофмана и его сказочных героев, но и соприкоснуться с таинственным миром закулисья. Музей Рерихов – филиал Государственного музея Востока совместно с киностудией «Союзмультфильм» до 24 марта представляют выставку «Волшебный мир. Гофманиада».
Знаете ли вы, что эскизы основных героев фильма подготовил культовый художник Михаил Шемякин? Что в руках талантливых кукольников простые материалы – металл, ткань, дерево, краска, поролон, нити, тесьма – превратились в фантастические декорации и сказочных персонажей: Гофмана, Серпентину, Труффальдино, Саламандра, Василиска? Кстати, в декорациях воссоздан вошедший в моду после наполеоновских войн в тогдашних германских княжествах стиль бидермайер. И они необычайно образно передают зрителю дух, атмосферу мира Гофмана. Да и музыка в этой ленте просто восхитительна, хотя и узнаваема. Но на то она и классика.
Выставочный проект в Музее Рерихов представляет более тридцати кукол и пять макетов декораций, задействованных в создании фильма. Проработанные до мельчайших деталей, они позволяют зрителю ближе познакомиться с таинствами кукольной мультипликации. Экспозицию дополняют эскизы и зарисовки к фильму, которые зримо демонстрируют процесс создания «Гофманиады» с момента задумки до воплощения в реальности.

Так говорил Мурр
 
Гофман и кошки – отдельная и совершенно сакральная тема. В творчестве многих писателей присутствуют пушисто-хвостатые герои. Кот учёный у Пушкина, коты и кошки разных мастей у Гёте и Шиллера, Толстого и Дурылина. А котище Бегемот у Булгакова разве не впечатляет? Кота же Матроскина мы видим подчас чаще не в экране телевизора, а на банке со сметаной из ближайшего супермаркета. Коты везде и мы все (или почти все) их очень любим! Уж не потому ли, что они воздействуют на нас на уровне подсознания и мы на том же самом уровне понимаем, как это понимали гораздо лучше нас более восприимчивые к окружающему миру древние египтяне, греки, римляне, иудеи, что коты и кошки являются проводниками в Другой мир. Не в иной, загробный, а именно в тонкие миры параллельной реальности, существование которой теперь уже в принципе не вызывает сомнений у учёных в области теоретической физики. А ведь от теории к практике порой бывает рукой подать…
Но вернёмся к Гофману. Он придумал истории про кота, ставшего главным героем масштабного и известного по большей части только западноевропейскому читателю романа «Житейские воззрения кота Мурра». И хотя произведение это насыщено многими вполне человеческими философскими парадигмами, кот в романе вполне себе реальный, его потомки, как утверждают сами калининградцы, и по сей день живут в этом старом прусском городе. Более того, по мнению некоторых биографов Гофмана, после смерти кота вся жизнь его хозяина пошла наперекосяк. Он всё чаще засиживался в винных погребках и тавернах, перестал писать прозу и сочинять музыку, его юридическая практика захирела, он лишился работы и скончался в загадочных муках в возрасте 46 лет… Может быть он ушёл совсем в Другой мир? К примеру, в такой, какой сотворён в «Гофманиаде»? Убедиться в этом теперь совсем нетрудно.