Олег Погудин. Песчаные сказки наитий

Кристина Французова-Януш
Концерт Олега Погудина "Звезда любви. Вариации Серебряный век", состоявшийся сегодня на сцене БКЗ "Октябрьский", стал благородным поклоном Серебряному веку, родному городу певца, ушедшему от нас в этом году мсье Шарлю Азнавуру и зрителям. Никто из ныне живущих лирических певцов не мог бы сделать это с такой душевной красотой и изяществом, как Олег Евгеньевич.


Это был совершенно иной "Серебряный век", не как в Кремле 22 декабря. Такой, каким он был или мог бы быть лишь в Петербурге, когда сквозь терпкий мороз тепло улыбок и признаний кажется еще более желанным. Все, что воссияло, свершилось и получило воплощение по воле Сказочника - было рождено точно в срок. Мы ждали сказку, она пришла.


Олег Евгеньевич принадлежит к редкому числу артистов, которые при первом своем появлении словно зажигают небеса. Вот так просто, - улыбкой, голосом, летящим взмахом руки, будто указующим нам, что где-то там, чуть выше и левее, есть заветное окошечко в волшебный мир. "В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне....". Именно так, по-блоковски ярко, образно, страстно, с непременно светлой грустью сегодня Олег Погудин зажигал звезды на праздничном небосклоне.


Все увиденное свидетельствовало о том мастерстве, что рождает в артисте верное ощущение пространства и времени. Если 22 декабря нынешнего года на просторной сцене концертного кремлевского зала Олегом Погудиным был устроен сияющий бал, то здесь, в уютном пространстве петербургского БКЗ "Октябрьский", состоялся камерный, добрый, душевный вечер, подобно тому, что мы переживали в далеком детстве, когда, замирая от восторга, ждали момента рождения сказки. И оно состоялось. Именно сегодня, 31 декабря 2018 года, сказка пришла и облегчила нашу боль - к сожалению, беспощадные реалии внесли суровые коррективы в праздничный вечер, трагедия в Магнитогорске еще раз доказала нам, как изменчива и непредсказуема жизнь. Концерт начался с минуты молчания в память о погибших.


Вопреки горю все-таки свершилась сказка, созданная живописью на песке, проникновенными шедеврами классической музыки, лиричными и утешительными строками знакомых нам романсов, но главное, - присутствием основного героя, в чьих устах слова былого наполнялись жизнью дня сегодняшнего, а его необыкновенно сильные, идущие от самого сердца стихотворные истории, в которых слились воедино земля и небо, победы и потери, благодарность и тоска, - исцеляли. Так мощно и лично Олег Погудин еще никогда не читал стихи, даже не читал, а жил ими, - как будто он сам был героем и поэтом Серебряного века, пропустившим сквозь себя любовь и трагедию того времени.


Многое понимаешь и подмечаешь не сразу, потом, уже покинув концертный зал. Первое впечатление верное, но иногда мимолетное. Важнее эхо, то, что остается и легко вспоминается, вспыхивая, подобно звездочке на зимнем небосклоне. Если раньше Олег Погудин представлялся талантом-одиночкой, то сегодня пришло понимание, что он подобен Солнцу, притягивающему к себе звезды, планеты, большие и совсем юные миры. Он - целая Вселенная, энергии которой хватит еще на долгие годы. Так и видится, что из его программы "Серебряный век" народится нечто новое, несвойственное нынешней концертной эстраде - истинно петербургское, благородное по стилю, душевное - может, творческие вечера "Олег Погудин. В кругу друзей", может, музыкальные салоны в каком-нибудь нарядном особняке Петербурга, которые непременно будет записывать телеканал "Культура" и давать в эфир субботними вечерами. Может, эти уютные встречи, наполненные музыкой, классической поэзией и мудрыми, душевными разговорами Олега Евгеньевича с его гостями будут разворачиваться, как и сегодня, на сцене БКЗ "Октябрьский"... Как знать, будущее от нас скрыто, мы можем только надеяться.


В нашей повседневности так мало ситуаций, дающих возможность задуматься об ценном, заглянуть в себя, вспомнить то настоящее, что есть в каждом из нас, порадоваться тому, что нам дарит судьба. И когда звучат простые, но бесконечно ласковые строки стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Я встретил Вас, и всё былое в отжившем сердце ожило. Я вспомнил время золотое, и сердцу стало так тепло…», усиленные стократно бережным голосом Олега Погудина, приходит осознание, насколько важен тот дар, что дан нам от Бога, – дар любить.


Спасибо Олегу Евгеньевичу, его замечательному ансамблю - Алексею Баеву, Елене Молотиловой, Ирине Козыревой, Михаилу Радюкевичу, Андрею Иванову, Роману Тентлеру, Юрию Молотилову, пианисту Олегу Вайнштейну, артисту Владимиру Кошевому, солистке Мариинского театра Оксане Шиловой, артистке театра музыкальной комедии Манане Гогитидзе, "Театру иллюстраций" и его художникам по песку Марине и Еве Сосниным - всем, кто радовал нас сегодня на сцене БКЗ "Октябрьский", за этот добрый, сердечный, вдохновляющий вечер.


Особая благодарность Владимиру Кошевому, который, по словам Олега Евгеньевича, совсем недавно познакомил его с "Театром иллюстраций" Марины и Евы Сосниных. Благодаря этому знакомству в контекст концерта был помещен красивый литературно-художественный этюд, основанный на заключительных строках гофмановской сказки "Щелкунчик и мышиный король". Счастливая развязка, лиричная, столь желанная для многих из нас, но невозможная в жизни реальной, получила необычное по стилистике визуальное воплощение. Картинки сбывшегося счастья по воле художниц-мастериц создаваемые из песка легкими движениями рук на специальном стекле, тут же появлялись на главном экране концертного зала. Сколь легко рождающиеся, столь же быстро исчезающие, они символизировали быстротечность и непрочность всего самого радостного, к чему стремится человеческая душа.


Вообще тема "ускользающей жизни" стала идейным акцентом представления, - в первом отделении, в глубине сцены, на том же экране иллюстрациями происходящего были песочные фотографии Петербурга. Их иллюзорная точечность порождала непременное ощущение, что одно неосторожное движение, и весь этот город, этот гармоничный вечер, дающий надежду на лучшее, растворится в дымке минувшего. И уже никогда не вернутся ни чудесные открытия, ни радостные, окрыляющие нас чувства, ни встречи с редкими, небывало-прекрасными людьми, талантливыми, грустными, сильными, благородными. В этом легком, любовном очаровании жил и пульсировал весь Серебряный век, - утраченное "прекрасное далекое", разбередившее нас призрачной мечтой о возможности счастья, но разрушенное беспощадностью реалий и рационального мировосприятия. Такие сказки помогают набраться сил для новых битв за прекрасное. Но они подобны утекающему сквозь пальцы песку. Чтобы вдохнуть в них жизнь подлинную, нужна абсолютная вера, умение просить прощения за ошибки и прощать, великодушие и смирение.
 

Еще очень тронули монолог Олега Евгеньевича в конце первого отделения и несколько теплых поздравительных слов в финале всего концерта. Он говорил о том, что концертный зал "Октябрьский" является для него "пристанью успокоения, радости и надежды". О том, что "... в тех словах и мелодиях, которыми мы с вами начинаем этот новый год, столько надежд и любви, что абсолютно невозможно не поверить в лучшее. Уверенность в том, что мы живем для счастья, красоты, чистоты, правды и любви, это уверенность совершенно незыблемая. Собственно так и должно быть в наших сердцах, хотя жизнь текущая, нынешние обстоятельства сопротивляются этому очень часто и очень серьезно, но все-таки каждый из нас прекрасен, а все вместе мы, если любим друг друга, прекрасны бесконечно....".


Интонация нынешнего праздничного спектакля "Звезда любви. Вариации Серебряный век", созданного "узорами тонкой резьбы", была настолько прозрачно-чистой, волевой, иногда звенящей, как морозный воздух, но чаще - согревающей, что сказанное Олегом Евгеньевичем про непременную веру в лучшее на эти 2,5 часа стало настоящей опорой. В наш мятежный, тревожный век именно такие слова способны вершить чудеса. С абсолютной верой дела обстоят непросто, пусть будет хотя бы надежда. Надежда на то, что новое время даст нам, наконец, силы для полета к солнцу. И понимание, что нет абсолютного конца: эпохи не исчезают, герои не умирают, они переходят в будущее и возрождаются в тех, кто о них помнит. По-настоящему любящие нас не утрачивают способность любить и жалеть, чтобы с ними ни происходило. Смерти не существует, материя всего сущего - пески времени, а время, как известно - не только лучший в мире целитель, но и неплохой архитектор. И хотя у каждого времени свои образы, лучше, чем сказал Николай Гумилев, уже не скажешь:

"...И мы до сих пор не забыли,
Хоть нам и дано забывать,
То время, когда мы любили,
Когда мы умели летать...".