Надлом. Часть 2. Глава 29

Любовь Голосуева
Реорганизации.

Почти месяц входила в курс дела Елена Ивановна. Ходила по фермам, что-то записывала в тетрадь, советуясь с доярками, с животноводом. Особенно интересовалась новорожденными телятами, которых доярки досматривали  до 20-дневного возраста. Посетила птицеферму и свиноферму, там тоже женщины делились с ней своими проблемами.

На следующем колхозном собрании Елена Ивановна выступила с докладом. Немного смутившись, начала говорить:
- Я не буду читать вам постановления в целом. Хочу поделиться своими впечатлениями и выводами при осмотре хозяйства молочно-товарной фермы. Первый и считаю главный вопрос, это новорожденные телята. Почему большой падеж новорожденных телят?
- Помещение сырое, - ответили доярки почти хором.
- Что условия содержания новорожденных телят не соответствуют нормам, это точно.
Но есть еще немаловажных факторов, которые влияют на выживаемость молодняка.

- Выходит, что мы виноваты? - выкрикнули из зала, - а ты стань на мое место и поработай.
- Например, оплата труда доярок за новорожденного теленка, - не обращая внимания на выкрик, продолжала Елена Ивановна. - Я никого не хочу обидеть, но доярки не заинтересованы материально в выживаемости ново-рожденного теленка. Есть вопрос. Сколько доплачивают доярке за теленка?
- Доярка получает за количество надоенного молока, - пояснил животновод.

- Я проверила начисление заработной платы дояркам и ужаснулась. За телят они не получают фактически ничего. А нужно доплачивать за каждого новорожденного теленка при сохранности девяносто процентов не менее пяти процентов от количества надоенного молока. Нужно поощрять труд женщин, чтобы стимулировать отношение к работе. 
- Девяносто процентов цифра невыполнимая. Нужны идеальные условия для содержания новорожденных телят.
- Есть такое предложение. Оборудовать пристрой под Профилакторий, который пустует из-за ненадобности, чтобы за новорожденными телятами ухаживали специально обученные и ответственные телятницы.
- Правильно говоришь, дочка, - встала Антонина, пожилая доярка, - мы только будем рады, если с нас снимут эту обузу.

- Юрий Алексеевич поддержал мое предложение об открытии Профилактория в нашем отделении. Помещение есть и затраты минимальные, провести отопление, сделать клетки. Новорожденные телята должны со-держаться в теплом светлом помещении. Такое практикуется в совхозах и колхозах области давно.
- Новорожденные телятки, что детки малые, - встрял скотник Кеша, - мы, к примеру, когда дома зимой корова телится, несем теленка в дом. Там он живет за печкой недели две, пока не окрепнет.
- Не только в тепле нуждаются телята. В Профилактории должен быть обязательно оборудован ветеринарный пост первой помощи, - продолжила доклад зоотехник.
- Правильно, порой пока разыщешь ветеринара, теленок окочурится.

- А что насчет птицефермы и свинофермы решили?
- Об этом разговор будет позже. Для того чтобы получить полноценное, здоровое потомство, нужно родильное помещение, где ухаживать за коровами будут специальные доярки.
- Как это? Самый большой удой у отелившейся коровы, мы должны отдать тете?
- В родильное отделение коровы будут переводиться в запуске, потому что с этого времени им нужен специальный рацион в питании. Доярки получают пшеничный фураж для коров, а овсяной для стельных коров. Теперь по два раза не придется ходить на склад. 
- Правильно! Открывайте родильное отделение.
- А я против! Не доверю своих коров никому! Вспомни, Люська, как прошлый год коровы стельные полегли от некачественного силоса.
- Такое разве забудешь, половина народившихся телят пропало. Никто не ответил за падеж.
- Кому отвечать?  Забыла, что комиссия тогда три дня пьяная ходила, пока вела расследование. Подмазали где надо, и все шито-крыто.

- Чудно говорите.  Бабы детей рожают безо всякого специального рациона, а тут коровы. Я понимаю, что бык специальный должен быть, племенной, - вставил Устин.
Управляющий постучал по графину карандашом.
- Говорите по делу.
- Скоро при молочно-товарных фермах колхоза не будут держать племенного быка. Придумала наука искусственное обсеменение, - пояснила Елена Ивановна.

- Перейдем ко второму вопросу. В вашем отделении птицефермы в Хахарее, Мудоне и  Володькино имеются.  Правление колхоза постановило произвести реорганизацию, т.е. птицефермы в Володькино и Хахарее ликвидировать, а в Мудоне увеличить поголовье кур-несушек.
- А мы чем будем заниматься? - спросили птичницы.
- В Володькино запланировано строительство нового телятника, так что работы хватит всем, - пояснил животновод.
- Правду говорил Васька, что новый телятник будут строить.

- Опередил Василий Васильевич меня, телятник строить начнем по весне. А со свинофермой вопрос остается открытым. Она будет в Володькино функционировать пока.
Колхозники безоговорочно приняли молодого зоотехника в крестьяне. Наша, деревенская!

К осени оборудовали пристрой под Профилакторий. Зоотехник выбрала двух женщин, кому можно доверить новорожденных телят. На правлении колхоза предложила свои кандидатуры. Председатель колхоза, дал добро и на состоявшемся в конце августа собрании кандидатуры были оглашены.
- Предложенные Еленой Ивановной Завъяловой кандидатуры, Копосовой Алены Степановны и Тришкиной Валентины Ивановны, считаю правильным решением, - сказал управляющий.
Желающих, работать в теплом и светлом помещении, было хоть отбавляй. Первыми возмутились телятницы:
- Я столько лет проработала с телятами! Теперь недостойная оказалась. Алена птичница, как ей можно доверить новорожденных телят? – возмутилась Волька.
- И сколько же ты лет проработала? – спросила Валентина.
- С пятнадцати годков.
- Ты, Волька, не путай коров и телят. На телятах ты сама без году неделя, - сказал Кеша. -  Или напомнить тебе, как коров своих чуть не угробила. Как тебе можно после такого доверять?

-  За телятами может ухаживать любая из женщин, - сказал животновод, - а в Профилакторий нужны добросовестные и ответственные телятницы. Я считаю кандидатуры Алены Степановны Копосовой и Валентины Ивановны Тришкиной подходящими.
- У кого еще будут предложения? – сказал управляющий.
- Да, что там дискутировать! Пусть поработают, а там видно будет, - выкрикнули из зала.

В Володькино происходили реорганизации, закрыли птицеферму, ждали, когда закроют свиноферму. Теперь в каждой деревне второго отделения колхоза будет своя специфика. На одном участке будут держать несушек на яйца, в другом свиней, а в третьем - молодняк на откорм. Птичницы остались без определенной работы, числились рядовыми колхозницами.

Ликвидация птицефермы для Зойки была трагедией.  Она помогала матери дежурить, охранять несушек от коршуна. Любила сидеть на крыше курятника, следить за движущимися по небу облаками, любоваться полем, которое окружало высокий забор птицефермы. Сочиняла свои первые стихи, о которых даже не знала подружка, записывая свои неопытные вирши в дневник. Теперь здание курятника перевезли на другие нужды колхоза. От него остались только столбы посреди поля.

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/01/02/1743