Императорский фарфор и Гуго Шауфлер

Ирина Обухова
В Центральном Музее Тавриды открылась выставка императорского фарфора из собраний Санкт-Петербургских  музейных фондов. На презентации любители изящного искусства смогли насладиться не только ею, но и  акварелями Гуго Шауфлера, выставленными рядом, в галерее, поэтому день посещения обеих экспозиций выдался богатым на впечатления. 
 В зале великолепного фарфора было  много, но и места для такой фешенебельной выставки было также достаточно. Предметы обихода и пышных монарших приёмов и дворянских усадеб 18-19 веков были выложены под стеклом на тумбах разной высоты и размера, а самая значительная из них расположена в центре зала. Рецепт изготовления фарфора, изобретённого в Китае в 6 веке, не раскрывался до 17 века. В те времена его делали из белой глины с добавлением кварцевого стекла, и лишь позже придумали  тонкий, просвечивающийся на свету, костный сорт фарфора.     Местечко Севр в окрестностях Парижа прославилось первыми опытами фарфоровых мануфактур в Европе и этот поставщик представлен на выставке также.
 В начале осмотра интерес вызывает мейсенская тарелка с  изысканной веточкой-букетом, ставшей символом завода. Судя по тому, как выглядят   эти линии цветка,  к рисунку подходили нестандартно. Настоящий цветок, скорее всего, специально перед рисованием помещали в воду и срисовывали в этой «позе» на тарелки. Сквозь воду в стеклянном сосуде, как через лупу,  художнику становятся видны мельчайшие детали растения. Отсюда в букете и   такое настроение: вместе с торжественностью в цветах столько безысходности и ускользающей податливости, что любоваться ими хочется бесконечно.  Не торопясь, проходим дальше: несколько любовно сохранённых синих предметов для кофе притягивают своей совершенной формой и цветом. Сразу же представляешь картину Лиотара «Шоколадница» и понимаешь, с какой тонкостью относились в те времена к диковинному напитку. Чтобы оттенить вкус кофе или шоколада, для распознания вкусовыми рецепторами всех нюансов напитка, для контраста нужно было выпить холодной воды, подающейся в соответствующей посуде. Среди нескольких настольных статуэток  - чудесная «Аллегория ночи» Мейсенского фарфорового завода. Дева с филином шествует царственной поступью по золотому  шарику Луны. Окутывающая шлейфом  своего покрывала убаюкивающе-синего цвета Ночь подчиняет своим сонным взглядом, и лишь  филин у ног девочки  хищно вглядывается в темноту. 
  Звуки шагов поклонников таланта художника Гуго Шауфлера наполнили пространство всего крыла Музея. Акварели дышали только горными пейзажами многообразных нюансов серо-скального цвета. Но игра тёмно-синих и голубых оттенков в изображении неба и моря то и дело снова звала к необычным мазкам почти  масляной живописи. Очевидно, они точнее изображают ясные цвета природы Крыма, где автор прожил 20 лет. Приехав сюда со своей выставкой специально из Германии, где он сейчас живёт, Гуго Вильгельмович привёз и фотографии из личного архива. И студенты, пришедшие поучиться мастерству у автора, и взрослые ценители акварели отмечали на полотнах философское откровение художника о вечности и хрупкости природы.
 По пути из галереи  не можем не заглянуть снова в ярко освещённый, уютный зал с великолепным фарфором, слушаем рассказ Директора Музея Игоря Мальгина, его заместителя  Елены Вишневской, представителя Министерства культуры РК Алексея Зубарева и обращаем внимание на небольшие  растяжки над витринами на стенах. Эти фото на холсте показывают географию передвижения поставщиков  заводов Императорского фарфора во дворцы и усадьбы знати 19 века. Кроме того, они представляют особый геополитический интерес – Европа на этих картах показана в дореволюционных границах, и с «ять». 
 Шотландцы от фамилии Гарднер также оставили след в истории российского  фарфора – их чашечки с уютными  пейзажами и дымящимися  трубами от каминов домов не спутаешь ни с какими другими.
Здесь же рядом – небольшие, но очень подробно выполненные белые  скульптуры.  Однажды в гостях мне рассказали, как была сделана немецкая статуэтка танцующей девушки в юбке с богатыми кружевными оборками. Оказалось, что для этого сначала делали модель танцовщицы в настоящей, связанной вручную спицами, кружевной юбке, а потом её заливали фарфором, на весу корректировали детали в сыром виде и позже покрывали глазурью. Трио бюстов императоров Петра Первого,  Екатерины Великой,  Александра Первого выполнены из бисквита - неглазурованного фарфора.
 Мысленно примерить на свой стол чайную пару со знаменитой сеткой Корниловского завода или роскошное блюдо с изумительно-лазурной серединой от завода Попова – такое нескромное желание приходит, наверное,  каждому посетителю выставки.
 Окидывая взглядом богатое собрание коллекционных фарфоровых вещиц различных размеров и чарующих форм, отмечаешь, как заботливо-любовно предоставил Санкт-Петербург возможность побывать словно на приёме у самой Императрицы. Благородным позолоченным окаймлением фарфора повышается статус столицы Крыма как центра разнообразных искусств, она перестаёт пахнуть убогостью и пропитывается запахами самых дорогих, высоких чувств, когда за державу перестаёт быть обидно.