В начале и в конце времен

Ирина Красильникова 2
« «В начале и в конце времён» – окно сумасшедшего дома с видом на безумную действительность».
(Роман Виктюк)

Автор пьесы, Павел Арие, посвящает ее  «сотням людей бросившим вызов страшной катастрофе, государственной системе, вернувшимся домой, патриотам родной земли, последним носителям культуры украинского Полесья».
Создать достойный спектакль по такому произведению нелегко, но Роман Виктюк и артисты его театра справились на «пять с плюсом».

«Действие происходит в тридцати-километровой зоне отчуждения вокруг Чернобыльской Атомной Электростанции, в брошенном селе, неподалёку от реки Припять - маленький хутор, тупик ... дальше ехать некуда. Вокруг леса и болота» - сие тоже из описания драматурга. Но здесь, представьте себе, живет семья из трёх человек: бабушка Фрося, мама Слава и больной сыночек Вовик. И не уезжают не потому, что нет сил и средств на переезд, а потому, что там, в «другом мире», по словам Славы,  «люди осатанели давно».
 «От не любила я советскую власть, но при них хоть что-то понятно было, а теперь, ничего не понятно», - резюмирует баба Фрося, и лучше, пожалуй, не скажешь.

Коллективу «Театра Романа Виктюка» гениально удалось создать не просто «спектакль-катастрофу», а «чёрную комедию». И мы смеёмся над ужасом Участкового, которому баба Фрося предложила «домашнюю еду» (светящиеся грибочки, ага!)...Хохочем над рассказом этой же бабушки о мистическом подземном метро, сработанном некими синими человечками, главный из которых - сама Раиса Максимовна Горбачева!

«Бабушки радиации не боятся, наоборот радиация очень сильно опасается бабушек и всегда убегает от них», - гордо говорит баба Фрося, и мы опять смеёмся. Но при этом ни на минуту не забываем, что комедия сия в любую минуту может обернуться трагедией.
«И тебе говорю, сыночка, осторожней з людьми, среди них одна гадость», - увещевает Вовика бабушка. И не напрасно. Эта самая «гадость» умело проникает даже в зону отчуждения, неся гибель ее немногочисленным обитателям.

***
Отдельно - об артистах, исполнявших главные роли в этой постановке. При первом взгляде на бабу Фросю и не понимаешь, что играет ее мужчина... Олег Исаев создал на сцене образ супербоевитой бабки,  бодро говорящей на суржике и имеющей не только навыки знахарки-целительницы, но и умение общаться с русалками и разгадывать «тайные знаки природы».

Вовик в исполнении Игоря Неверова - реально «больной молодой человек»: вся его походка, жесты, речь говорят об этом. И когда он выходит на поклон, искренне радуешься, что он исцелился! Необыкновенное мастерство!

Слава (Людмила Погорелова) - измученная жизнью женщина, от которой сбежал муж, и вот теперь она живет в заражённой местности, в полной неизвестности, что завтра будет... С одной стороны - авторитарная матушка, с другой - больной сын, рвущийся в город к «Интернету, кока-коле и... тра@@нью»... Вот и крутись себе  как хочешь! Многогранный у Славы характер, молодец Людмила, справилась!

Участковый (Александр Дзюба) мастерски воплощает на сцене образ так называемого «представителя власти». С одной стороны, он очень хочет, чтобы эта проклятая семья наконец съехала и перестала портить ему статистику. С другой - ещё больше ему хочется зачать наследника, а это никак не получается без целительной мази бабки Фроси, коей она его снабжает. Вот и получается, что мотается Участковый в запретную зону, бабку песнями под гармошку развлекает, а в рапортах отмечает, что все у него в порядке.
«Я глаза на вас закрывал, по закону — ВАС НЕТ!» - с горечью восклицает он, когда в мятежной семейке случается трагедия, и бабка просит его «наказать виновных».

***

«Весь мир давно живёт по прямому времени, у них нет ни дня ни ночи, каждый спит и работает когда хочет, а у нас время круглое - встаём с восходом, лягаем с заходом. У нас, зима, весна, лето, осень, а у них дитько знае шо, клубника зимой, рождество летом. Весь мир спешит куда-то и повсюду опаздывает, у них же там время прямое, у нас здесь спешить некуда, у  нас время — круглое, всему свой час. Мы живём на начале и конце времён» - вот вам и объяснение «мудреного» названия спектакля. Спектакля, скажем прямо, «не для всех». Были и те, кто не выдерживал и уходил прямо во время действия.

Ну а разве «Театр Романа Виктюка» когда-нибудь был «для всех»? По себе и своим подругам сужу: ты либо влюбляешься в театр сей с первой постановки, либо категорически отказываешься вновь в него идти, не слушая никаких увещеваний на тему: «А вдруг тебе другой спектакль понравится?»
Этот театр - либо «твой», либо «не твой». И я искренне счастлива, что отношу себя к первому списку.