Душная ночь

Ирина Красильникова 2
(«Центр Драматургии и режиссуры)

«Бывают дни, когда слетает крыша,
И нет ни слов, ни музыки, ни сил...
В такие дни я сам себя не слышал,
И доктора помочь мне не просил...»
(Парафраз на тему известной песни)

***
«Трали-вали, крыша, где ты будешь завтра,
Да где ты будешь завтра - поздно или рано?»
(Из «Агаты Кристи»)

***
«И тебя... вылечат...»
(Крачковская, конец цитаты)

***

Когда тебя бросил любимый (в скобках - не на тебе женатый мужчина) - есть превеликое множество самых разных способов отреагировать на такую «пичальку». Например, от всей души посочувствовать ему, что он «отказался от такой красавицы и умницы»... Или, скажем, очень громко, чтобы все-все слышали, возблагодарить Создателя за то, что Он «отвёл от тебя недостойного человека».

Но, впрочем, о чем это я? Женщин, способных на такую реакцию, по пальцам пересчитать можно. Их-то как раз и  не бросают. А бросают мужики тех, от кого могут получить подпитку своей эгоистической гордости, себялюбия, мании величия. Чтобы этак в курилке или во время пьянки сослуживцам-друзьям лениво протянуть: «Была у меня недавно одна... влюблена - как кошка! Бросил ее - так еле в живых остался...»

***
Спектакль «Душная ночь»,  идущий в «Центре Драматургии и Режиссуры» (сцена на Беговой) - как раз о такой женщине. «Отделавшись» от неё, мужчина крестится на все имеющиеся в доме иконы, но и это не успокаивает. Чует он, что не кончился сей «нестандартный» роман, и много ещё чего может родиться в свихнувшийся головке бывшей пассии.

Театральной группе Николая Рощина «А.Р.Т.О.» и режиссеру Наталье Волошиной удалось просто-таки гениально  показать чувства, мысли, эмоции такой брошенной женщины Нины, доведённые до полного экстремума. Или до «апофигея»,  если вам так больше нравится.
«Это ж как нужно было его «любить», чтобы потом так возненавидеть!» - это первая мысль, возникающая при виде Нины, заключённой в клетке своего собственного бреда. Подобно грязному фонтану, все доселе «спавшие» ее обиды, комплексы, переживания вырываются наружу...
Ее бывшему любимому Сашеньке теперь не жить на свете спокойно. Потому что вообще не жить. А заодно, и всем остальным носителям имени сего, включая младенцев мужеского пола. Аннигилировать гадов - и точка!

Но, как Алиса в Стране Чудес не одинока в своём «слёзном» море, так и Нина не одинока в клетке, кою сама себе создала. Ее воспалённое воображение родило призраки милейшего Омоновца, говорливого Священника и... Ленина.
Боже мой, да Ильич-то тут при чем? - воскликнет читатель и будет очень даже не прав, задавая вопрос с превеликим множеством ответов. Ибо каждый из зрителей, коему нравится не просто смотреть то, что показывают, но и ломать голову над увиденным, сам вообразит себе что надо.

Мне, например, показалось, что Ленин «покинул» належанный Мавзолей как друг и защитник всех детишек. Может, патриотически настроенная бабушка Нине в детстве красную звёздочку с изображением золоченого кудрявого мальчика показывала - кто знает? И вот, выплыл он из  подсознания, да ещё и о женских животиках умно так философствует! Типа, беречь их надо, холить и лелеять. Как Матушку нашу - Землю!

А может, фанатично преданный мировому пролетариату и ВОСРу Владимир Ильич «явился» не менее фанатичной Нине как «друг, товарищ и брат» по «маразуму»?
Сколько людей в зале - столько и мнений вы получите. Но согласитесь, что смотреть подобные спектакли и разгадывать многочисленные загадки весьма интересно!

***
Должен ли зритель, по задумке постановщиков сего спектакля, сочувствовать главной героине, дошедшей до жизни (шИзни) такой? А это тоже каждый должен решить для себя сам. Я - не сочувствую, ибо в юности долгое время наблюдала за женщиной с подобным поведением. Она зверски изводила не только себя, но и всех, кто с ней соприкасался - и родных, и друзей.  И, несмотря на все советы  обратиться к специалисту, утверждала, что «с ней всё в порядке».

***
Спектакль сей - не для слабонервных. Грозно звучащие обвинительные акты «замечательно» соседствуют здесь с якутской сказочкой, а главная героиня справляет с Ильичом поминки по своей несостоявшейся любви... Глюки, навязчивые идеи, откровенная бредятина... Все это - ад, созданный Ниной для себя, любимой...

Нужно ли показывать в театре все вышеописанное (и многое другое, что осталось за пределами этого отзыва)? Мой ответ:  обязательно нужно, и побольше бы таких постановок. Огромный респект Николаю Рощину и его группе. С удовольствием посмотрела бы ещё что-нибудь подобное.

Конечно, не каждый день встретишь  женщину, коя реагировала бы на расставание с любимым человеком столь же бурно, как Нина. Но признайтесь, подруги: неужели вы никогда не жаловались на «него» «сёстрам по несчастью»? Не рыдали в подушку и, хотя бы «про себя» не грозились «убить его, гада ползучего?» Не рисовали себе красочный образ своего обидчика, ползающего в пыли и униженно молящего о прощении?
Наверное, все-таки надо «мягше и легше» на все реагировать. Чтоб уж до крайностей, показанных в спектакле, не доводить...

***
И вот, спустя час с небольшим, выскакиваешь ты на свежий воздух из театра, подгоняемая волшебной катарсической  метлой трудолюбивой уборщицы - и как будто сразу от всей мучившей тебя хрени освобождаешься...
Вокруг тебя - только светлые, красивые лица. И голоса - счастливые, радостные, певучие:

- Начальница наорала? - Ну и фиг с ней!
- Мужик с жиру бесится? - Ну и пущай хоть весь ожиреет!
- Пофиг на всех и вся, вместе взятых!

И  - тонкий голосок, захлебывающийся от восторга:
- Жизнь-то до чего хороша, бабоньки! И главное, Ленин никакой ко мне в гости не ходит: не то, что к Нинке...
... Надежда Константиновна, правда, пару раз в месяц захаживает, особенно когда распсихуюсь я не по-детски.
И, скажу вам по секрету: очень ей, Крупской, Нинкины ночные тусовки с Ильичом не нравятся!