ДОМ

Ирина Красильникова 2
(«Школа Современной Пьесы»)

Михаил:  Чем тебе не нравится твоя квартира?
   Игорь:  Очень нравится. Дело не в квартире. Дело в доме. Понимаешь, свой дом — это… Это мне еще не понятно, но где-то внутри я уверен, что это правильно. Я даже уверен, что мне это необходимо. У меня появилась цель. У меня так давно не было цели. Цели, вокруг которой вертелась бы вся жизнь.
   Михаил: Это я как раз понимаю. Может, тебе найти какое-нибудь хобби?
   Игорь: Марки?
   Михаил: Зря ты так про марки. Между прочим, очень затягивает.

(Евгений Гришковец. «Дом»).

***
«Нужным быть кому-то
В трудную минуту -
Вот что значит -
Настоящий верный друг!»

(Из пионерской песенки).

***
«Мечты, мечты, где ваша сладость?»
 И ладно бы, мечты наши, в стремлении воплотиться в жизнь разбивались только о пресловутые «тупые канцелярские лбы»! А ведь чаще всего препятствия ставят нам как раз те, на кого мы больше всего рассчитываем: наши «добрые»  и «верные» друзья. Которые, оказывается, пребывали в ипостаси сей только тогда, когда мы им были нужны...

Именно об этом Евгений Гришковец написал пьесу «Дом», которую мы с подругой смотрели  сегодня в «Театре Современной Пьесы».

Актёр Игорь Золотовицкий, сыгравший в спектакле главную роль доктора (тоже Игоря), как модно сейчас  выражаться, «сделал наш вечер». Он так прост и искренен на сцене, что ты невольно  ощущаешь себя... самим героем. Это ты в его обличии решаешь, купить тебе дом взамен городской квартиры, или не стоит... Это ты, будучи по натуре человеком гордым, все-таки идёшь просить у друзей и знакомых денег взаймы...
И, чем больше препятствий возникает на твоём пути, тем больше ты желаешь, чтобы твоя мечта осуществилась...

Вполне предвижу я возражения со стороны некоторых зрителей: а что, покупать дом - такая уж необходимость, когда есть благоустроенная квартира? В конце концов, любая «хотелка» должна поддерживаться соответствующей «имелкой». А если не имеешь денег на дом - так и хотеть его нечего!
Конечно, все это вполне разумно и верно, и  уже прозвучало в разных интерпретациях из уст друзей Игоря...  Но разве можно запретить человеку мечтать? Стремиться воплотить мечту свою в жизнь, пока есть ещё на это силы? Оставить, как говорит Игорь, своему сыну то, что не смог оставить ему самому его отец? А когда мечта становится ещё и попыткой в зрелом возрасте снова пережить юношеский восторг от того, что нечто «происходит впервые» - тут уж ее совсем не удержать!

Да, и если вспомнить, что герой пьесы в детстве воспитывался в обстановке, когда существительное «друг» было неотделимо от прилагательного «настоящий» - все становится на свои места. «Друг в беде не бросит» - пел в садике и начальной школе маленький Игорек, и свято верил, что так оно и есть на самом деле. И будет всегда.

***
Войдя в зрительный зал перед началом спектакля, весьма нелегко самому отыскать своё место. Ибо кресла на этой постановке расставлены «строго в беспорядке». Я не шучу. Даже  особая схема для этого имеется. Типа: весь зал - наш «Дом».
Зато актеры находятся прямо в зрительном зале, среди нас, любимых. И очень радостно бывает, когда Игорь Золотовицкий ведёт диалог со своим первым другом на расстоянии вытянутой руки, да ещё и подмигивает тебе этак хитро, вопрошая: «Ведь ты не говоришь: «Я иду в квартиру», нет?» И, одобряя твоё «мотание головой», заключает: «Ты говоришь: «Я иду домой!» А потом обращается к ещё одной зрительнице: «Передайте мне вот этот журнальчик, пожалуйста!»
А для тех, кому не удалось созерцать артистов так близко, существуют специальные экраны, позволяющие разглядеть все в деталях и не вертеться на месте.

Особо отмечу великолепную игру в спектакле «певческого дуэта» - Елены Санаевой и Владимира Качана. Эти известные артисты, сыгравшие роли родителей Ольги, жены Игоря, превращаются  во сне главного героя в его давно умерших бабушку и дедушку. Они поют внуку милую песенку о том, что все у него в жизни будет: и дом, и машина - и обязательно лучше, чем у друга его, Михаила.

Этот спектакль хорош тем, что он - очень жизненный. И, обсуждая его по окончании, вспоминаешь превеликое множество подобных историй, которые приключались с тобой и (или) с твоими друзьями. Мне, например, припомнилась горькая фраза одной моей подруги: «У меня в соцсетях 1000 с лишним друзей, но когда я тяжело заболела и попросила у них  взаймы хотя бы по 20 рублей на очень дорогое лекарство, откликнулся только один человек. Тот, от кого я этого меньше всего ожидала. Он просто спросил, сколько стоит мое лекарство, и перечислил всю сумму».

***
Девушка, рассаживавшая зрителей в зале, поведала нам, что существуют две версии этого спектакля: укороченная и нормальная. Мы попали на укороченную, в одном действии, оканчивающуюся тем, что семья Игоря, несмотря на все «обломы» и разочарования, продолжает мечтать о своём чудесном двухэтажном домике с деревянной лесенкой, подоконниками, на которых можно сидеть и читать книги... И, конечно, с зелёным газоном и цветущей вишней под окном!
Но есть ещё и более длинная версия спектакля. Второе действие здесь длится всего 10 минут, во время которых на четырех экранах разворачиваются вероятные пути развития «истории с покупкой дома». От счастливого конца, когда Игорю удалось-таки купить себе дом (пускай не тот, который он хотел, не на главной улице, но все же...) -  до совсем уж «нехорошего» финала.

Кстати, мы от души порадовались, что показанная нам версия постановки окончилась хоть и не мажорно, но и не безысходно. Ведь пока отец, мать и дочь сидят вот так обнявшись и мечтают, пока длится эта «ночь перед расплатой» - жива ещё надежда. «А - вдруг... - утешаешь себя ты. - В конце концов, нашёлся же у моей подруги один Настоящий Друг из тысячи?