Тебе взгрустнулось? Ходишь сам не свой? Нырни-ка в “Тихий омуТ” с головой!
В тихом омуте, говорят… В общем, вы меня поняли! А в театре-студии “Тихий омуТ” всяко-разно водится. Ибо театр этот не простой, а рок-н-ролльный. И возник он совершенно неожиданно, когда трем участникам рок-группы “Прах Шакала” из подмосковного Ногинска вдруг захотелось воплотить в жизнь некое действо, органично сочетающее энергетику рок-н-ролла с эстетикой драматического спектакля.
Попробовали – и покатило, да еще как! Зрители откровенно обалдевали от того, что им предлагалось, а самые безбашенные из них, придя сюда хоть раз, ныряли в “Тихий омуТ” надолго – по крайней мере до тех пор, пока не пересмотрят весь репертуар.
Режиссер-постановщик театра Александр Прахов искренне радуется тому, что его спектакли зачастую живут своей самостоятельной жизнью, а камерность театра позволяет видеть глаза человека, сидящего в последнем ряду.
Мой рассказ о творчестве театра-студии “Тихий омуТ” ни в коей мере не претендует на нечто монументальное, а тем более критическое. Это просто заметки, сделанные в потрепанном журналистском блокноте аккурат после просмотра спектаклей театра. Итак, знакомьтесь…
“ПЕС МОЙ”
“Я не могу защитить тебя от папы. Взрослые люди – большие и тяжелые, а мы – маленькие и легкие. Вес, все дело в весе… Когда я вырасту, я не буду таким, как папа”, – шепчет своему другу Псу маленький мальчик. А у взрослых своя, жестокая логика: “Если кто-то протягивает тебе руку, не думай, зачем он это делает. Просто перекуси ее!”
Ах, если бы собаки умели говорить! Уж они бы наверняка высказали все, что о нас думают!
“ПТИЦА-ШУТ”
Саша Прахов и К дружно лезут через весь зал, используя в качестве опоры для ног спинки и подлокотники кресел… Девочка Зина отламывает по кусочку от мягкого белого батона и раздает зрителям. Не взять – значит обидеть не только артистов, но и в первую очередь самого себя. К Кому-то из зрителей долго и упорно предлагают в подарок мраморную плиту. Не будет дураком – так согласится сразу. И тогда дарующий непременно раскается в своей щедрости.
Вы наивно думаете, что всякий раз сами решаете свою судьбу? Что ж, тогда над вами не случайно хохочет очаровательная Птица-Шут. Ибо только она знает, чем может закончиться все это безобразие.
“БИЛЬЯРД”
А вы знаете, что все люди, в сущности… бильярдные шары? Вот ударит Судьба – Всемогущий Кий – по безнадежно лысому затылку, и ты летишь куда-то, охваченный восторгом столкновения с такими де побитыми.
Шары-женщины, шары-мужчины, шары-дети. И что вам, дуракам круглым, от жизни надо? Лежали бы себе спокойно да нежились лениво в бархатистой глади бильярдного стола!
Но…азартные мира сего безжалостно лупят по шарам. Ведь бильярд – это так же круто, как и сама жизнь.
“КАРНИЗ ДЛЯ БЕСЕДЫ”
Кто здесь только не встречается: и коты, и голуби, и небожители, и суициды. Даже сам Господь Бог изредка появляется, чтобы вершить свой суд.
А у подсудимых – свои трагедии, и каждый из них порой настолько увлечен собой, любимым, что не слышит того, что пытается донести до него собеседник. Которому, в свою очередь, просто необходимо рассказать что-то важное. Именно здесь и сейчас. Потом будет поздно. Так пусть же увеличится возможность того единственного разговора на карнизе, когда каждый говорит о себе, а другому это интересно. И пусть отныне с карниза слетают только птицы…
“С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ДОКТОР!”
Коль не хочешь, мама, ты до смерти
Плакать от сыновнего таланта,
Лучше не ходи на рок-концерты,
Замуж не ходи…за музыканта!
Такой экспромт возник у меня после первого просмотра “Доктора”. Этот спектакль – настоящий подарок поклонникам музыкального творчества Саши Прахова, на две трети состоящий из его лучших песен, связанных общей драматической линией. Не театральное действо, не рок-концерт, а нечто среднее. Песни “Повремени, пророк”, “Кит”, “Нет меня”, “Доктор” большинство зрителей знают наизусть – благо кассеты с их записью продаются тут же, в “Тихом омуте”. На мой взгляд, это самый высокоэнергетичный спектакль, своеобразная визитная карточка театра.
***
Так чем же “Тихий Омут” так привлекателен для зрителей? Прежде всего, своей непредсказуемостью, раскованностью, а также своеобразной “роковой терапией”, позволяющей излечить душу от негативных эмоций. А также тем, что каждый зритель воспринимает все творящееся на сцене по-своему. Пример тому – мои заметки.
Нырните в “Тихий омут” – и, возможно, воображение подскажет вам совсем иное. Или что-то подобное, чему я буду искренне рада. И вам тоже захочется об этом рассказать – не важно, в прозе ли, в стихах или в рисунках. Ибо даже у общепризнанных снобов после посещения этого театра просыпается творческая активность. И в этом смысле “Тихий омут” – театр, равного которому нет.
(Апрель 2001 года, специально для молодёжной газеты «Свои ребята»).