Ч. 3 Авантюристы

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2018/12/27/1011

Уже не скрываясь, после договора с Англией немцы с 1935 года приступили к строительству первых шести подводных лодок. Сначала это были малые лодки водоизмещением 250 тонн. Они предназначались для обучения будущих подводников.

Первая флотилия оперативных подводных лодок была создана 28 сентября 1935 года под командованием капитана цур зее (капитана 1 ранга)  Карла Дёница. Этот офицер был командиром подводной лодки в годы Первой мировой войны.

Лодку потопили при атаке английского конвоя, но части экипажа, в том числе и Дёницу, удалось спастись, и остаток войны он пробыл в плену у англичан. После войны, до назначения командующим флотилией, он служил на надводных кораблях.

Дёниц был фанатиком подводных лодок, в своих мемуарах он написал: «Я непоколебимо верил в боевую мощь подводного флота». Эти взгляды не разделяло высшее командование германского флота.

Следует отметить, что и английское Адмиралтейство после изобретения гидролокатора, широко известного под названием «асдик», считало, что подводные лодки, которые теперь можно было обнаруживать в погружённом состоянии, могут играть лишь второстепенную роль во время войны.

1-го сентября 1939 года началась Вторая мировая война с вторжения германских войск в Польшу. Связанные с Польшей союзническими обязательствами, Великобритания и Франция 3-го сентября 1939 года объявили войну фашистской Германии, позже в войну оказались втянутыми шестьдесят одно государство, три четверти населения земного шара.

Когда началась война, Дёница назначили командующим подводным флотом. Во время войны его служебный рост продолжился. Впоследствии он занял высший пост в военно-морской иерархии и получил высшее звание гросс-адмирала.

Гитлер перед своим самоубийством назначил Дёница рейхспрезидентом и верховным главнокомандующим. В этой должности Дёниц пробыл двадцать дней до капитуляции Германии.

Когда в Нюрнберге судили военных преступников, Дёниц всячески открещивался от нацистской идеологии, изображая из себя простого служаку своему отечеству, выполнявшего приказы. Но своё он получил: международный трибунал приговорил его к десяти годам тюрьмы.

Дёниц отсидел свой срок от звонка до звонка, после освобождения писал мемуары. Ему платили пенсию. Не адмиральскую, а по тому званию, какое он имел до прихода Гитлера к власти, - капитанскую.
Оба его сына погибли во время войны. Младший, Петер, был вахтенным офицером на подводной лодке U-954. Её потопили в северной Атлантике 19 мая 1943 года. Старший, Клаус, погиб 13 мая 1944, когда его торпедный катер S-141 уничтожили у английского берега.

В должности командующего подводными силами Дёниц воплотил в жизнь идею совместных действий подводных лодок, которая получила впоследствии название тактики «волчьих стай». Это было новым в истории действий на море.

Тактика «волчьих стай» оказалась для англичан ушатом холодной воды на голову. До этого английское Адмиралтейство заявило: «Немецким подводным лодкам больше никогда не удастся поставить нас перед проблемами, с которыми мы столкнулись в 1917 году». Но людям свойственно ошибаться.

Готовясь к войне с Англией, германское командование ставило перед военно-морским флотом задачу уничтожить британское торговое судоходство. С этой целью в Германии был принят план грандиозного строительства флота, в том числе 233 подводных лодок.

Однако когда началась война, из 56 подводных лодок, которыми обладала Германия, готовых к действию было 46. При этом в Атлантике по боевым возможностям можно было использовать лишь 22 подводные лодки.

Начинать морскую войну с Англией, не имея достаточных сил, было откровенной авантюрой фашистского руководства: военно-морской флот Германии по общему водоизмещению был в семь раз меньше английского. По расчётам Дёница только подводных лодок следовало иметь не менее трёхсот.

В мемуарах он написал: «Должен признать, что подавляющее большинство офицеров военно-морского флота не имели обыкновения тешить себя иллюзиями, тем более по такому серьезному поводу».

Итак, немецкие подводники, выполняя приказ гитлеровского командования, вступили в войну, не веря, что смогут её выиграть. При этом они рассуждали, как Дёниц: «Лично я, будучи солдатом, считал, что обязан сделать все от меня зависящее, чтобы обеспечить нашу победу».

Подводным лодкам, как немцы, так и англичане, до войны отводили второстепенную роль. Развития не получили не только подводные лодки, но и средства противолодочной обороны. У англичан на десять тысяч транспортов было едва лишь двести кораблей противолодочной обороны.
 
Авантюристы, как правило, плохо заканчивают, хотя на начальном этапе могло показаться, что у них всё получится. Расчёт гитлеровцев строился на внезапности нападения и разгроме противников поодиночке.
 
Главнокомандующий военно-морским флотом гросс-адмирал Эрих Рёдер распорядился блокировать подводными лодками все британские порты. Дёницу удалось убедить своего начальника в нереальности исполнения такого приказания.

Английский флот был рассредоточен по многим военно-морским базам. И чтобы их блокировать, у немцев попросту не было достаточного количества подводных лодок.

Поэтому Дёниц предложил направить подводные лодки на пути следования торговых судов вне зоны действия береговой авиации. Рёдер с ним согласился.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/01/01/1201

На фотографии: Дёниц первый слева