Обратная сторона медали

Леонид Фульштинский
 


               
               
      Как ни вызывающе это звучит, счастье никогда бывает полным, безоблачным. Почти всегда, рядом с ним, как тучка на горизонте, соседствует несчастье. Если кому-то хорошо, то другому в то же время плохо. Так они и сосуществуют в мире - закон парных чисел, закон парных случаев, что в переводе на общедоступный язык, звучит примерно так: «Беда никогда не  приходит одна». А счастье?
      А у него, как у монеты, или медали, есть своя обратная сторона. Лицевая сторона монеты – аверс, орёл, – на ней отчеканен  портрет главы государства или выдающейся личности, либо герб, эмблема, надпись с названием страны. И обратная сторона – реверс, решка, - на ней обозначен номинал монеты, шильд, клеймо пробы. Есть ещё одна сторона, третья, это ребро монеты – гурт, накладка, которую не следует игнорировать, она бывает не только гладкой или с насечками, иногда гурт бывает украшен драгоценными камнями.

      Аналогичная ситуация с медалями. Там тоже имеется аверс, реверс, гурт. Но у медали есть своя фишка: пословица «обратная сторона медали» прочно вошла в лексику русского языка. Легко догадаться, что смысл её заключается в противопоставлении радостной и безрадостной стороны жизни.  Такой же, как счастье и несчастье. Первое – это что-то солнечное, светлое, ликующее. Второе – что-то мрачное, траурное, унылое. 
       Допустим, где-то в пыли, под забором, ты увидел бумажник. Другие тоже видели, но проходили мимо, очень уж он замусоленный, грязный, может кто-то выбросил за ненадобностью, отслужил, значит, свой срок, может «посеял» кто-то по пьянке, - мало ли какого хлама валяется на дорогах. А ты сперва пнул его ногой, потом не поленился, нагнулся и, преодолевая чувство брезгливости, поднял, развернул, и о-о!- увидел внутри солидную пачку денег. И уже найденный предмет не кажется тебе гигиенически нечистоплотным, уже не боишься ты облепивших его микробов, потому что ты нашёл, наконец, то, о чём может, исподтишка всю жизнь мечтал, - свалившуюся с неба халяву. В голове твоей  празднично бьётся мысль: да, сегодня мне пофартило, привалило такое счастье.
      В этот момент, как поёт Высоцкий, «Ты счастлив и нем», не находишь слов, да и к чему тут слова, когда «в зобу дыханье спёрло». И, конечно, ты не задумываешься о том, что у  твоего счастья есть обратная сторона – несчастье. Значит, кто-то потерял этот кошелёк, кто-то кусает губы, рвёт на себе волосы, у него ощущение утраты, большого горя. Но тебе нет никакого  дела до этого горемыки, ты не знаешь, кто он, разве можешь безадресно посочувствовать: растяпа, жаль тебя, да и только.

      Ладно. Находка – это примитивный случай. Просто тебе повезло. Тебя не мучают угрызения совести. Да и с чего бы это. Ты не сделал ничего предосудительного. Так что живи и радуйся.
      Но вот другой эпизод. По улице движется свадебный кортеж. Кто-то нашёл ту единственную, с которой собирается прожить до конца дней своих. Он счастлив. А по другой улице в тоже время шествует траурная процессия. Здесь счастье повернулось к кому-то  обратной стороной. Ну да. Не могут быть все одновременно счастливы. А должны. Хотелось бы.

      Ещё вариант. Как пел когда-то популярный певец Евгений Осин, «Плачет девочка в автомате…». А плачет потому, что провалила вступительный экзамен в институт. Но буквально наискосок от неё другую абитуриентку друзья поздравляют с успешной сдачей экзамена. Она выдержала непростой конкурс и теперь перед ней открыта широкая дорога к высшему образованию. Теперь она, как писал Карл Маркс, будет карабкаться по каменистым тропам науки, чтобы достигнуть её сияющих вершин. А та, первая, к которой фортуна повернулась спиной, будет долго переживать, мучиться, искать для себя самые нелестные эпитеты. Не плачь, дорогая неудачница, не огорчайся. Соберись, возьми себя в руки,  и через год сделай ещё одну попытку. Тебе повезёт, мы в тебя верим.

      У Александра Ермилова свой повод для радости. Наконец-то он получил долгожданный  ордер на квартиру. Теперь забот у него полон рот. Надо обставить квартиру, обзвонить своих близких и дальних родственников, и самое главное – устроить новоселье, как же без этого. Но это приятные заботы. Поздравляем, Саша!
      А  вот его сослуживец Максим не может адекватно воспринимать широкоформатную Сашину улыбку. Вот уже много лет он с семьёй ютится в маленькой клетушке, качает  права, пишет повсюду жалобы, ему аккуратно отвечают, обещают улучшить жилищные условия, но воз и ныне там.

      Как-то в комнату ко мне прибегает соседка. Вся в слезах.
      -Маргарита Аполлоновна, что случилось?
      -Разве не слышали? На Суматре землетрясение.
      - И вы из-за этого плачете?
      - Ну да.
      - Гм, понимаете, на земле каждый день что-то случается. Вы же не можете принимать так близко всякое тревожное сообщение.
      - Могу. Я могу. Так меня научила мама.
      - Да, но где вы, а где Суматра? Наверное, даже не знаете, где она.
      - Неважно. Там люди.
      - Правильно. Я тоже им сочувствую. Но, меня не хватит на всех. Своим состраданием я не могу охватить всё человечество.  Весь мир не поместится в моём сердце.
       - В моём поместится. Человек должен мыслить масштабно.
      - Ого, да вы настоящая Санта Лючия.
      - А кто это?
      - Святая  Люция, или, как у нас называют, Лючия, одна из самых почитаемых святых в Италии. Считается, что в трудную минуту она помогает всем, кто в этом нуждается.
       Наверное, есть и такие. Тех, кто способен прочувствовать чужую боль.
       Увы, их не так много. Большинство  рассуждает иначе, по принципу: «Мне всё до лампочки. Если эта лампочка не висит над моей головой».

      Да, не каждый может радоваться чужому счастью, когда своё обошло стороной. Не каждый способен на такой нравственный подвиг. Нужно систематически тренироваться: не завидовать тому, кому повезло больше, чем тебе, кто не такой удачливый, как ты, уметь посочувствовать кому-то,  поддержать добрым словом, кому-то подарить надежду, в общем, как советует композитор Шаинский, «поделись улыбкою своей». А  ещё, прикусить язык, когда хочется сказать кому-то колкость,  обрушить на чью-то голову водопад своих сумрачных пожеланий: «Чтоб ты….» и так далее, усмирять свою гордыню, не гордость, - у неё чистая подкладка, - гордыню, сдерживать порывы и взрывы своего неконтролируемого эго, в общем, шлифовать свой характер, сглаживать с него шероховатости и зазубрины, в конечном итоге, жить по  10-й Заповеди Закона Божьего.

      Непросто это. Но можно начинать хотя бы с малого. Александр Васильевич Суворов начинал со звания капрал, а  завершал свою карьеру званием  генералиссимус.
      Попробуем и  мы.