Такелаж

Виктор Балена

https://vikbal.livejournal.com/

 
Двадцатипятилетию «Еt Сetera»

    Нано-драма с картинками

    Шум, грузового порта перекрывает хохот огромных чаек, проносящихся над головами. Они чудовищно срут.Гуано мерзких тварей падает с колосников прямо на подмостки. Со стаканом в руке, так чтобы не расплескать, на сцену выходит чувак в лохмотьях «Звездного мальчика». Он лавирует и петляет, уклоняясь от несущегося сверху дерьма.

ЧУВАК: Я хочу предложить тост за ТАКЕЛАЖ! /сверху на него падает дохлая чайка, как падает ворона в спектакле «Звёздный мальчик»; ставит на столик, предусмотренный для такого случая, стакан, подбирает дохлую чайку, и кладёт рядом со стаканом/
ЧУВАК: Такелаж с нидерландского – оснастка.   
/В это время, на сцену выходит «Слава РАБОЧИЙ" и уносит чайку за кулисы.
ЧУВАК: /продолжает/ Такелаж - морской термин, наизусть запоминать не нужно, просто знайте, что такелаж – название снастей рангоутного дерева, употребляемое для крепления рангоута. Поняли, да? Рангоут – это круглое дерево,к которому крепятся паруса. Короче, мачта по-русски.Раньше мачты делали из цельного дерева и называли «рангоутное дерево».Такелаж (оснастка) крепится к этому дереву.
В нашем случае, кто-то думает, как-то по-другому, думает, что настали времена, когда без такелажа можно.Не думаю.
Такелаж – это крепёж. Без крепежа нельзя! 
Так вот, рангоутное дерево двадцать пять лет без крепежа продержаться не смогло бы.
(здесь, если кто хочет, могут быть аплодисменты) Оно (имеется в виду дерево)  будет стоят и дольше, если рангоуты удержат все паруса, надуваемые разными ветрами и бурями (Буря, к нашему дереву, имеет прямое отношение). 
Управляется ТАКЕЛАЖ опытными ТАКЕЛАЖНИКАМИ. Иногда двумя, иногда тремя, редко одним большим, в нашем случае очень БОЛЬШИМИ ТРЕМЯ.

/снова, как специально, с колосников падает дохлая чайка;  чувак без всякого смущения поднимает птицу и кладёт на столик. Всё повторяется: снова выходит «Слава» и уносит падаль за кулисы
      ЧУВАК: /невозмутимо продолжает/ На флоте ТАКЕЛАЖНИКИ – это матросы, управляющие парусами судна для изменения скорости и курса.  Возвращаясь на берег, в перерывах между рейсами, матросы подрабатывали – перемещали и поднимали грузы на суше.Так профессия такелажник перестала быть только морской.
Нетрезвый кочующий сброд,  забавляющий королей и дворовую челядь, с драного «коврика», перекочевал в просторные залы из стекла и бетона, редко в одно, чаще в два, в нашем случае из трёх площадок для сценических эксприментов.
      В наши дни такелажник – это специалист высокого класса, имеющий прочный теоретический багаж знаний и солидный опыт работы во всех отраслях за что ни возьмись. К примеру, в театре нужно произвести «такелаж» какой-нибудь длиннющей пьесы в три, а то и в пять действий.
 Опытный такелажник «рангоутное дерево» обкорнает так, что как говорится, «родная мама не узнает». Все мачты, стеньги - вертикально стоящие рангоутные деревья, как продолжение мачт, по-нашему первое, второе действие, служащие законным продолжением третьего и четвертого,  где в соединении с мачтами, марсы и салинги, (по-нашему мужская и женская часть труппы), а сними реи, горизонтальные рангоутные деревья, (сторонние, приглашённые участники труппы) для несения прямых парусов, которые крепятся к реям своей верхней кромкой – шкаториной, (у нас монологи и диалоги), гафели – наклонные «рангоутные деревья», (мелкие реплики, служащие для утяжеления смысловой нагрузки произведения), поднимаемые по мачте - восходящие так к пятому акту, что перемещаются свободно от траверза одного борта до траверза противоположного то есть от начала пьесы, минуя экспозицию, завязку, развитие действия, и до её конца, в смысле развязки пьесы, имеется в виду, всё это на хер убирается так, что трехмачтовое парусное судно,  в нашем случае произведение из пяти актов (сценических актов, конечно) превращается в непотопляемый ковчег, укорачивающий пребывание пассажиров, в нашем случае зрителей, до небольшой обзорной экскурсии,  бредущих по волнам былого, в беспросветную даль грядущего. Как бы сказал поэт:  «Плыви мой член (простите – чёлн) по воле волн».
     Но есть и крайности. К примеру, в одной постановке, есть такое место, где такелаж, без всяких преувеличений, имеет неприкрытый полноформатный размер, и народ, в аллегорической форме, конечно, прёт на своем горбу, огромный колокол из папье маше.Мы, группа бояр, как раз идём им навстречу, и каждый раз я вижу, как на хрупких Лизиных плечах, почему-то мне на глаза попадается Лиза, все знают, о ком речь,  Лиза у нас одна.Лиза страдальчески запрокидывает головку, «тяжело, мол, нести пусть и наш колокол, но отлитый-то по-немецки». Страдает, Лиза, но тащит на себе эту громадину. Коленки подгибаются и спина гнётся. Она ещё не знает, что придётся ей такелажить лет так до шестидесяти.   
    Мы давно бы «встали с колен» и пошли бы,но никто команду «крепись» не отменял.Человечий животный мир охвачен крепотурой.Целые народы закрепощены. Не в смысле «крепостническом», конечно. Такелажники, поднимаясь с колен, понимают, что такелаж окончательно не отомрёт. ВСЕМИРНОЕ «Рангоутное древо» гнётся, скрепит и давно, обглоданное со всех сторон, стоит без парусов. 
Но поднимаясь с колен, такелажники чувствуют, что крепотура охватывает их с прежней силой. Возникают ненужные вопросы типа «куда идём» или «зачем встали»? 
Чем больше «крепит», тем больше понимаешь, что если крепёж сорвёт, то «мало никому не покажется». 
 Без крепежа нельзя, но и с крепежом тоже. Можно, конечно, выйти на пенсию после такелажных работ.  Но про пенсию никто не помышляет, так как разрыв «покойника и ещё не родившегося» растёт в обратной пропорции и способы крепежа возникают самые разные.
Молодые такелажники, к примеру, крепятся всем, что под руку попадается, так как выживать будут все, но выживут немногие.

Братья и сёстры, держаться надобно за «рангоутное древо типа ET CEТERA».   
(тут, желательно, аплодисменты) Ему минуло «ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ» – почти «двадцать шесть» (опять аплодисменты, по желанию)
Молодо, как говорится, – зелено! Древу сему цвести и расти. Будем беречь его, холить и лелеять.
Будем любить ТАКЕЛАЖНИКОВ – ВСЕХ ТРОИХ.   
Счастья им, и надёжного крепежу. /здесь, понятно, аплодисменты/
 /Будет трудно – держись, Глаз в ладони не прячь/ (имеется в виду не один глаз, а вообще глаза держать открытыми) / Если страшно – крепись/До премьеры – не плачь/За рангоут держись/И смотри – не промажь/ Твоя жизнь Т А К Е Л А Ж!
/и вот тут, специально, в третий раз падает с колосников чайка; чувак птицу на стол «кладёт»,
и поднимает стакан:
 
ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ, ТАМ,
И ХОРОШЕГО ВСЕМ НАСТРОЕНИЯ!
 /чувак уходит, как пришёл, петляя и лавируя, от падающего на него сверху дерьма/
*
Виктор Балена
int6991649@mail.ru