2. Духовное служение апостола Иоанн Богослова

Сергей Михальчук 7
«Апокалипсис» как образ духовной жизни человека.

2. Духовное служение апостола Иоанн Богослова.

Началом этого служения святого апостола Иоанн Богослова, любимого ученика Иисуса Христа, было положено на острове Патмос.
Почему он взял на себя все тяготы этой миссии воцерковления и сохранения соборного сознания Церкви?
Почему он стал соборным духовником Церкви, её, можно сказать, совестью?!
Причина символически кроется в евангельских словах Сына Человеческого, поручающих Иоанну заботы о Богородице и Приснодеве Марии, как раз и символизирующей собой образ соборной души Церкви - души каждого человека: - «При кресте Иисуса стояли матерь его и сестра матери его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит матери своей: - Жено! - се сын твой. Потом говорит ученику: - Се, матерь твоя! И с того времени ученик сей поят её восвояси» (Ин. 19, 25-27).
Об этом же служении апостола Иоанна духовником Церкви символически свидетельствует нам и другой евангельский эпизод: - «Пётр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди его, сказал: - Господи! - кто есть предаяй тя? Его увидив, Пётр говорит Иисусу: - Господи! - сей же что? Иисус говорит ему: - Если я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе? - ты по мне гряди» (Ин. 21, 20-22).
Как нам известно из экзегезы Предания святых отцов, Пётр (Кифа, Камень) символизирует каждого человека, уверовавшего в Сына и верного ему, до той степени и меры, в которой и при которой, он всегда, покаянием, возвращается к своему учителю, не смотря на все свои падения и отпадения. Только поэтому Симон и назван Петром, тем камнем на котором основана Церковь! Сам же Иисус назван камнем краеугольным, основанием веры …
Сын Человеческий говорит каждому из нас: - «Гряди по мне»! - А этот мой любимый ученик будет, по моему желанию, следовать за тобой, чтобы ты не сбился с пути ко мне! И будет он следовать за тобой до тех пор, пока я сам не приду к тебе, потому что ты - по мне грядёшь» (следуешь по моим стопам)!
Откровение в Откровении не начинается с единого Послания всей Церкви! - Это, по сути, Откровения в Откровении предназначенные семи церквам - полноте Христа как Всечеловека!! - «Тайна семи звёзд, которые ты видел в деснице моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей» (Откр. 1, 20).
Семь церквей - нуменорологияеский библейский символ полноты человеческой природы, который «обнимает» собой и всю Церковь, и каждого из её членов, переживающего в разные периоды своей жизни, и в разные моменты своего состояния, различный опыт страстных искушений и борьбы с грехом: - «То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис и в Филадельфию, и в Лаодикию» (Откр. 1, 11).
Откровения в Откровении содержит и символическое описание того, как проходит эта борьба человека с самим собой, что его ждёт впереди и к чему ведёт и приведёт человека его духовная жизнь: «Итак напиши в книгу, что ты видел, и что есть, и что будет после сего» (Откр. 1, 11, 19).
Не погрешат против истины и те, кто увидит в Посланиях семи церквам символ разнообразия и смены исторических периодов или эпох в соборно жизни Церкви, от её основания до настоящего времени, ибо, если соборная жизнь Церкви может видиться нам подобием жизни каждого конкретного человека, то верно и обратное - всё что случается в жизни конкретного человека подобно тому, что ожидает и Церковь в её соборной жизни, так как жизнь Церкви и собирается из жизней каждого из её членов, которые и составляют собой - соборное лицо Святого Духа, несущего нам - совершенный образ совершенного Сына. - Образ богосыновства несётся Духом лично каждому человеку: - от лица Сына тому лицу, которое жаждет богосыновства и богоусыновления.
Целый эпизод «Апокалипсиса» (Откр. 1, 10-18), как раз и рисует нам образ богосыновства.
Сначала нам показывается образ богочеловека, который есть: - «Альфа и омега, первый и последний … в сиянии семи золотых светильников, и подобного Сыну Человеческому посреди этого сияния, облечённого в подир [1] и по персям опоясанного золотым поясом: глава и волосы его белы, как белая волна, как снег; и очи его как пламень огненный; и ноги подобны халколивану, [2] раскалённые в печи, и голос словно шум многих вод» (Откр. 1, 10-15).

[1] Подир - длиннополая одежда иудейских царей и первосвященников.

[2] Халколиван (точное значение слова не известно) (Отк.1, 15; Отк.2, 18) - некий неизвестный металл, сплав. Предположительно зелёная медь, или бронза, род металла из золота и серебра. Согласно другим источникам, это слово означает блестящий металл или блеск металла, например, текущую медь, в расплавленном состоянии ... То же слово, использованное в Езд.8, 27; Иез.1, 7; Дан.10, 6 переведено как «блестящая медь», а в Иез.1:4,27; Иез.8:2 как «сияние».

Он приходит ко всем, ибо желает всех объять, и первых, и последних! И не желает никого прогнать от себя, разве сам человек становится «сыном погибели», желая отступить от него. Никакой твой грех не страшен ему, так как он врачует и мёртвых! - На таковое служение подвиг Сын человеческий и Иоанна: - «Он держал в деснице своей семь звёзд, и из уст его исходил меч обоюдоострый; и лице его, как солнце, сияющее в силе своей. И, увидев его, пал я к ногам его, как мёртвый. И простёр о десницу свою над меня, и сказал: - не бойся; я сбираю и первых, и последних, и живых, и мёртвых; ибо сам: жил и умер, и восстал, победив смерть; и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1, 16-18).