Кулики-чибики весенняя зарисовка

Любовь Баканова 3
               
Март движется к концу. В полнеба яркое солнце тОпит посеревшие снега, за зиму слежавшиеся, спрессовавшиеся в слоистые вафли. Взбухла напоенная талой водой ранее протоптанная в огороде стежка-тропинка.
Чтобы пройти к погребу в огороде, отцу приходиться снимать валенки и обуваться в резиновые сапоги с длинными голенищами. Я тоже обуваю чёрные литые сапожки и шагаю за отцом, стараясь ступать след в след. Я растягиваю свой шаг чуть ли не в "шпагат", но всё-равно часто не попадаю в снежную ямку отцовского следа, тут-же заполняемого водой и тогда ноги мои ощущают студёную влагу весеннего снега, но я не подаю вида, храню молчание. Отец открывает люк погреба, придавленный тяжелой деревянной крышкой, когда-то служившей семейному сундуку, заменённому на современный полированный шифоньер, что говорит об изменении нашего достатка в лучшую сторону.
Из квадратного раструба погреба отец вытаскивает утепляющие его элементы, как-то: старые выношенные ватники, фуфайки, называемые "кухвайкями" ( в нашей местности произносится не Райка, а Райкя; Валька - Валькя, Танькя, потому и кухвайкя); детские пальтишки, из которых мы давно уже выросли и лежащий в самом низу лаза погреба потёртый рыжий матрас.
На весеннюю свежую волю резко вырываются тёплые спёртые ароматы деревенского овощехранилища. Пахнет картофелем и свёклой, заплесневевшей бахромой моркови, квашеной капустой с примесью сырого запаха деревенской кадушки... Но среди всех ароматов погреба мой чуткий нос улавливает острый специфический запах мочёных яблок и груш. Отец по лесенке спускается вниз, а я, помощница, жду наверху, чтобы принимать грузы. Первым из тёмного чрева погреба мне подаётся картошка. Из ведра я пересыпаю её в большой джутовый мешок. Сильный папка сразу может унести три ведра картошки и ведро свёклы-морквы! Я жду не дождусь, когда же он подаст мне мочёные яблоки-груши, чтобы тут-же, на свежем весеннем воздухе вкусить эти яства! С нетерпением заглядываю в погреб, едва различая в нём силуэт отца, колдующего у объёмной кадушки. Принимаю ведро с белой горкой квашеной капусты. Удивляюсь: как же он понесёт все это?!
Наконец отец просит меня опустить в погреб небольшое капроновое ведёрко и я понимаю, что этот груз уже точно мой! Ведёрко с мочёными фруктами я несу с удовольствием как с неописуемым удовольствием на ходу вгрызаюсь крепкими зубами в сочную мякоть яблока-груши. Я не обращаю внимания, что давно не попадаю в следы отца, сапоги мои полны воды, жгучей, как огонь и я удивляюсь: как так холод может жечь?  Ведь эти свойства совершенно противоположны - лёд и пламень!
При подходе к хате, чувствую явное окоченение ног, но вся моя детская душа трепещет и ликует: завтра праздник! "Кулики-чибики"! Конечно, я ещё ничего не понимаю в весеннем равноденствии, к которому как раз и приурочивается этот праздник с научной стороны, но со слов деревенских взрослых знаю и иное его название - "СОроки" или "Жаворонки". Праздник птиц.
Считалось, что именно прилётом сорокА по счёту птиц знаменуется начало настоящей весны. И первыми прилетают жаворонки. По их прилёту определяли, когда можно было начинать пахоту и делать другие весенние работы. Песня жаворонка негромкая и приятная. Интересен и необычен его полёт: взмывая на большую высоту, жаворонок затем резко падает в крутом пике. В народе говорят: "Жаворонок небо пашет".  Позже я узнала, что "Кулики-Чибики" - праздник христианской веры, но своими корнями глубоко уходит в славянские языческие времена. Также он имеет название "Сорок сорокОв", "СОроки святые". Он является днем памяти сорокА мучеников севастийских.
Мы же, деревенские дети, знаем этот праздник как "Кулики-Чибики". Уже вечером мы с сестрою Томкой помогаем мамке лепить из текста эти самые кулики-чибики. Мамка споро и ловко перекручивает полоски теста и тут же в её руках появляется маленькая птичка с головкой, острым клювиком, крылышками. Мы с Томкой удивляемся "птушке"! Томке доверяется делать ножом на крылышках надрезы-пёрышки, а мне вставлять глазки из мелких семечек конопли.
Уже во всю топится русская печка дабы приготовить необходимый для выпекания "птушек" жар. Поздно - время движется к полуночи. У меня, отогревшейся и рассоловевшей, слипаются глаза и потому конопляные глазки моих куликов-чибиков вставляются как попало. "Доча, штой-та у тибе усе птушки косые!" - улыбаясь, замечает мамка. У сестры Томки крылышки тоже постепенно теряют форму и мамка, отбирая у неё ножик, отправляет нас спать: "Бягите-ка, девки, на печку! От греха подальше, а то, не дай бог, отхватитя сабе пальцы!" Куликов-чибиков налеплено две большие сковороды и мы с сестрой уже не видим, как мамка ставит их в протопленную печь.
Рано утром пышные румянобокие "птушки" - "жаворонки", "сОроки" стоят в сковородах на большом обеденном столе. Сверху они прикрыты льняным рушником  с ярко-синими васильками по краям, вышитыми мамкой "крестиком". Радости нашей нет предела. Наскоро одевшись, мы с сестрой Томкой хватаем со сковороды кулики-чибики, засовываем в карманы и выскакиваем на улицу.
Нас с сестрой опередили: у соседних хат уже толкутся девчонки и мальчишки. Девочки размахивают испечёнными птичками и зовут-зазывают:
                Кулики-чибики!
                Прилетайтя из-за моря,
                Приняситя нам здоровья!
                Кому каши горшок,
                Кому овечий котяшок!
                Кому добра у хату,
                Кому в дыру заплату!
Мальчишки скромничают. Своих куликов-чибиков они усаживают на острие кольев загородки и сравнивают: у кого "птушка" больше. Самые отчаянные передразнивают девчонок на свой лад. Нам с Томкой тоже достается:
                Кулики-чибики!
                Дайте Кулине горькой малины!
                МЁнуху Томке - гнилой соломки! "Кулина" - это я, дразнилка-кличка моя. Я сама её придумала, когда была совсем маленькой. Сестра Томка - "МЁнух". Кличка сестры в нашей местности означает очень спокойного, где-то даже неповоротливого человека, и в отношении спокойствия и уравновешенности это прозвище Томке вообще-то соответствует.
До позднего вечера то в одном то в другом дворе слышатся праздничные кричалки-зазывалки. У некоторых хат вкусные сдобные кулики-чибики остаются на верхушках изгороди на всю наступающую ночь. Каково же удивление, когда утром испечённых птичек на кольях не обнаруживается! Значит, прилетали живые настоящие птицы и угощались лакомством из теста! И, будто в подтверждение этого,  прозрачную небесную синеву вдруг оглашает первая жизнеутверждающая песнь жаворонка. Пришла настоящая весна. Здравствуй!