Я всё от этой жизни получил

Ольга Немежикова
«Я всё от этой жизни получил». Рецензия на книгу лирики Александра Ёлтышева «Рваная верста»

Рваная верста: сборник стихов / А. В. Ёлтышев. — Красноярск: ООО «Палитра», 2017. — 148 с.

 Обложка цвета ночного неба, снимок Луны, тени влюблённых на скамейке под деревом — так встречает читателя книга Александра Ёлтышева «Рваная верста». Небольшой, приятный ладоням формат. По страницам следуют размышления о судьбе, о прихотливом её маршруте, измеренном поэтической меркой — той самой рваной верстой, испещрённой перекрёстками, развилками и остановками, когда философская лирика перемежается то гражданской, то любовной, то иронической, воспоминания — с текущими раздумьями.

Книгу можно открыть наугад, читать с любой страницы, но сколько не перемешивай, в итоге складывается характерный узор. В нём не встретишь уныния и стенаний: лирический герой при завидном здравомыслии полон жизнеутверждающего пафоса, он  неизменно в пути, он любит и любим.

В книге нашлось место сюрреалистическим снам и реальности, городу и родной природе, исцарапанному ветвями небу и земле, сердце которой трепещет обречённым воронёнком. Лирический герой, как любой человек, не избежал блуждания в трёх соснах, болота мелкотемья, житейских слабостей, предательства друга, потери любимых людей. Но такие как он, не боятся страданий и стычек — словно заговорённым, даровано им возрождение. Видимо, за этим стоит какая-то тайна, вот и у нашего героя есть амулет — осина в осеннем наряде. Лирический герой не из тех, кто хватает звёзды с неба, гордыня и зависть не душат его, он надёжный и здешний — свой, на наших просторах. Рядом с ним близкие и друзья, которым в книге посвящено немало стихотворений.

Булат Окуджава и Владимир Высоцкий, эхо ВОВ, Афганистан и Чечня, перестройка и выборы, красноярская ГЭС и часовня, что изображена на 10-рублёвой купюре — гражданская лирика Александра Ёлтышева не обошла ни одной для него значимой исторической вехи, будь то личность, событие или сооружение.

Само название «Рваная верста» подразумевает движение со спонтанными остановками, и остановки эти воплощаются в свежих поэтических образах среди прозаического, по-житейски узнаваемого мира:

Тормозни пилот, за этим облаком —
навещу знакомые места.

Любовная лирика «Рваной версты» чарующе незабываема. Быть может, потому, что на словах скупа по-мужски? Этих стихотворений немного, но каждое волнует бережным отношением к чувству. Облака нежности скрывают вулкан. Взгляд любимой женщины подобен стихии. Лишь образы, спаявшие жизнь и смерть, способны передать его накал. Вспышка имён, и  мы в сердце Куликова поля:

Как выдержать твои глаза?
Молчат столетия об этом...
Знать, до сих пор Темир-мурза
летит на гибель с Пересветом.

Всё пространство книги пронизано символикой дороги и изменений, неизбежных в пути.

Опять дорога нас кидала,
Как потрясение основ…

Машины, поезда, суда, самолёты. Звездолёт. Велосипед, сани и даже дельтаплан. Мосты, реки, радуга, море, горы и горизонт. Времена года. И ...открытие Америки с коллизией награды. Напоследок — ода колесу, под занавес — ироническая пьеса об азимуте.

На задней стороне обложки портрет Александра Ёлтышева, бывалого путешественника. Енисей. Осень. Вереницей плывут облака — так в книге одно за другим сменяют друг друга стихотворения о том, что жизнь продолжается.


*Рецензия написана для Международного литературного Волошинского конкурса "Лучшая поэтическая книга 2017 года"

**Рецензия опубликована в Красноярском литературно-художественном и краеведческом альманахе "Енисей" 2/2018