В то время

Валентин Долматов
«В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала». – 4 Царств 2.1.

Как мы уже не раз говорили, человечество живет между двумя главными событиями. Первое событие, когда пришел Иисус и призвал человека в Новое Царство Отца Небесного, где вечная жизнь, и все самое лучшее и радостное, что существует во вселенной. И второе событие, ожидаемое пришествие Христа с неба. Во втором Пришествии Библейское учение различает два события – собственно Пришествие Христа, которое будет видимо для всего мира - «как молния от края до края неба». И второе явление за Его народом, которое по времени предназначено быть первым и состояться раньше, по отношению видимого Пришествия миру. Об этом явлении, а по другому определению оно называется – вознесением или восхищением, Иисус сказал так – «пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете». Но, ученик Фома сказал Учителю – не знаем, куда идешь, и как можем знать путь? Для этого явления в Евангелии, вообще, не ставится вопроса – когда? но – знаете! И об этом знании пойдет речь, дальше.
Для начала, заметим, что существует невидимое восхищение людей и видимое вознесение Его народа. Невидимое восхищение людей, существовало во все времена, о котором пророк Исайя сказал – «праведник умирает и никто не примет этого к сердцу, что он восхищается от зла к миру». Из ветхого Завета мы узнаем, что были восхищены, невидимо - Енох и видимо - Илия. Конечно, нас не устраивает восхищение через смерть, а потому мы вспоминаем слова Иисуса, который сказал ученикам, что – «есть среди вас некоторые, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в облаках. Но, чтобы попасть в это число, необходимо, прежде, стать Его учеником и, опять же, нечто знать или познать. Здесь необходимо заметить, что таинство понимания события восхищения, не есть главное в жизни человека, но способность пройти свой путь. Пророк Иеремия говорит в одном месте о необходимости на своем жизненном пути поставить путевые знаки и столбы. И этот путь со многими вехами и подробностями мы находим в жизни пророка Илии и его восхищении в конце жизненного пути.
Любопытно, что Писание не дает нам всей жизни пророка Илии от начала, но начинает историю его жизни в служении, с повеления Господа – «пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана». И таких вех служения пророка, которые начинаются с повеления – пойди, мы выделяем семь основных. Вот, они в перечислении – Хораф, Сарепта, Кармил, Хориф, Вефиль, Иерихон и Иордан. О всех вехах его пути мы будем говорить подробно, но пока заметим, что в начале служения у Хорафа, сказано о реке, - «что против Иордана». Той самой реки, после которой произошло восхищение Илии к конце служения. У потока Хораф пророк должен был скрыться от преследования царя Ахава, в дни которого было произнесено пророчество об отсутствии дождя. Была засуха и голод, но пророка там кормил ворон, который приносил ему утром и вечером, хлеб и мясо. А пил он из потока. Напрашивается первый вопрос - почему ворон, нечистая птица по закону Моисея, почему мясо и утром и вечером? Апостол учил, что все тайны Писания даны в прообразах, а потому, не претендуя на все откровения, скажем так: Современный человек живет в большом нечистом мире, где он питается от воронов и их нечистой пищи, мясом. Хороший анекдот нечист, но он смешон и необходим в унынии. Телевизор, телефон и компьютер, штука «нечистая», заразная, с точки зрения способная занимать все свободное время человека, но необходимая для получения информации, чтобы выжить. Простое знание о мире и, даже, научное знание об устройстве мира, может быть хлебом, потому что улучшает и облегчает жизнь здешнюю. Но, при всех успехах научного знания, оно  что не способено ввести человека в жизнь вечную. И так далее.
Но, чтобы сохраниться в этом мире от нечистоты ложного знания, необходимо пить из обновляющегося потока слова Божьего, что и делал Илия, когда пил из источника. Здесь можно вспомнить чудо Иисуса с хлебами и рыбами. Первый раз, когда Он накормил 5000 человек, у учеников нашлось 5 хлебов и две рыбы. Все ели, насытились и из остатков собрали 12 корзин. Второй раз ученики предложили ему 7 хлебов и несколько рыб, то есть больше, чем в первый раз и накормлено было 4000 человек и собрано 7 корзин. Вот, так, при увеличении хлеба и мяса от низа, уменьшается число накормленных и собранных корзин. 
И так. Засуха продолжалась долго, поток высох, наступил голод и пророку было сказано – встань и пойди в Сарепту к женщине вдове, она будет кормить тебя. Когда она собирала дрова, он попросил у нее воды и хлеба. Она сказала, что у нее ничего нет печеного, но есть немного масла и муки, и когда она испечет это и съест с сыном, и умрут от голода. Он сказал, чтобы она приготовила хлебец ему, а потом и себе. И тогда мука и масло не истощится у нее. Трудно было поверить пророку женщине, но она поверила и сделала так, и пока был голод на земле, не истощались ее источники муки и масла. Можно было говорить здесь о муке и масле, как прообразах слова и знания. Но мы обратим внимание на другое. Илия был одинок и черств в чувствах, он мог заколоть десятки человек и очевидно, ему нужен был опыт общения с женщиной. При встрече с ней он попросил хлеба криком (закричал) и когда жил с ней, очевидно, корил ее грехом. Когда заболел ее сын и был при смерти, она сказала – ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. Пророк оживляет ее сына по молитве и только тогда, она сказала – «теперь то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно». То есть, человеком Божиим он становился не тогда, когда кричал и убивал, но исцелял и был внимателен к бедам человека.
И вот, по прошествии многих дней или трех лет засухи, ему опять было сказано – пойди. И он оказывается на горе Кармил, где восстанавливает разрушенный жертвенник из 12 камней по числу колен Иакова, то есть все делает, как сказано – и сделал все по слову Твоему. При этом он говорит любопытную молитву, где призывает Господа, услышать его, ныне в огне. Об этом огне мы будем говорить, далее. А пока, скажем, что в итоге он призывает дождь и останавливает трехлетнюю засуху. На горе происходит соревнование между ним и пророками Ваала. Пророки Ваала не смогли совершить чуда со своим жертвенником и пророк Илия в порыве восторга убивает несколько сотен человек. Надо заметить, что в Писании мы не находим повеления убить этих пророков, но сам Илия проявил эту инициативу. Царица Иезавель, услышав об этом поступке пророка, пишет ему, что завтра к этому дню он тоже будет убит. Он в страхе бежит в пустыню, садится под можжевеловым кустом и просит у Бога смерти. И говорит такие слова – «довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под кустом».
Ситуация кажется странной, через пророка совершено одно из самых сильных пророческих дел – восстановлен жертвенник, враги повержены, пошел дождь. Он давно обличает нечестивых царей и народ, и когда ему грозит опасность, никто не заступается за него. И, даже, Бог не говорит ему слов утешения, но повелевает – пойти. Но, прежде, пророк начинает скорбить и понимать, что он не лучше отцов своих. И вот здесь можно поставить вопрос – в чем заключается великая скорбь, о которой не раз говорится в Евангелиях. Очевидно, не смерть, которую он просит у Бога и не голод, которые преследуют его служение. Он не имеет ни семьи, ни детей, которые определяют смысл человеческой жизни. Он просто устал и хочет разрешиться. Эта усталость проявилась в Иисусе, когда Он говорил, что лисицы имеют свои норы, а Ему негде приклонить свою голову. Или тогда, когда говорил ученикам – доколе Я с вами? Илия засыпает, думая умереть. Очевидно, на то время, такая смерть была самой благословенной для человека Божия. И, видя великую скорбь пророка, Бог приготовил ему лучшую, более славную долю – видимое восхищение в небо. Но прежде, он должен еще познать нечто важное для него.
Ангел дважды приходит во сне к Илии и будит, говоря – встань, ешь и пей, ибо дальняя дорога пред тобою. Это была дорога на гору Хорив (Синай), гора у которой Моисей повстречался с горящим и несгораемым кустом и получил откровение вывести народ из Египетского рабства. Гора, в которую ударил Моисей и из нее потекла вода. Гора, на которой Моисей получил скрижали закона и из расселины, которой ему было дано увидеть Бога. То есть, при которой было много откровений, огня и внешних сил, проявленных Богом. Илия, очевидно, знал о том, и потому, когда пришел туда, прежде спрятался в пещере. Но, Бог сказал Илии – «Стань на горе перед лицом Господним. Пройдет сильный ветер, раздирающий горы, но не в ветре Господь. После ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь, но не в огне Господь. После огня тихое веяние ветра, и там Господь». Очевидно, эту главную истину о тихом веянии ветра, должен был познать пророк, который много раз до этого, призывал разрушительные силы стихий мира на грешников.
Далее, Господь говорит пророку помазать вместо себя Елисея, который пахал землю и орал на быков своих. Проходя мимо, Илия брасает на Елесея свою милоть (внешняя одежда), которая означает, что он призывается к внешнему служению. Такому же жесткому и неотвратимому, в котором страдал Илия. Кстати, именно это мы замечаем в начале служения Елися, когда гибнут от его проклятия 42 подростка.
И вот, после нескольких лет служения Илии и обучения пророка Елесея, сказано в Писании – В то время, Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо. Для начала заметим, что основным принципом восхищения остается все тот же принцип – один берется, другой оставляется. Двое в поле, двое на ложе, двое мелющих, - один из них берется, другой оставляется. Так было в древности, Енох был взят от земли, а праведник Ной оставлен. И так было с пророками Илией и Елисеем, первый был взят, второй оставлен. Этот случай нам необходимо рассмотреть подробнее, потому что их история раскрывает нам некоторые тайны нашего восхищения.
И так! В то время Господь захотел вознести Илию. Нет сомнения, что и в наше время Он хочет вознести и нас, свою церковь. Не будем ханжами, но заметим, что не может весь народ, находящийся в здании церкви вознесен сразу весь. Хотя бы потому, что все люди разные по вере и ожиданию.  Кто-то ждет Христа лично, а кто-то воскресения и тысячелетнего Царства Божия, пришедшего в силе. Кто-то сейчас в поле, а кто-то спит на ложе. И потому сказано, -  пошлю Ангелов и они соберут избранных, со всех концов земли, ожидающих Его.
Так вот, Илия и Елисей шли из Галгала, то есть из города, который в переводе означает «скатывающий на землю» или «свержение». Надо думать, мы и есть та самая третья часть ангелов, скатанные и сверженные на землю. Илия говорит своему ученику Елисею – останься здесь (в Галгале), ибо Господь посылает меня в Вефиль. Елисей отказывается и говорит – не оставлю тебя. Они приходят в Вефиль, там тоже есть пророки, и они говорят Елисею, - «а знаешь ли ты, что сегодня Господь вознесет Илию над главою твоею?». Елисей отвечает – «знаю и я, молчите». Получается, что знают все пророки, но восхищения в этот день не состоялось. Почему? Казалось бы, вот, то место, где должен был вознесен Илия. Вефиль, означает «Дом Божий», в этом месте, во сне Иаков увидел лестницу, восходящую в небо, по которой ангелы опускались и поднимались. И это место он назвал «вратами Божьими». Здесь долго был ковчег завета, но в этом городе однажды были поставлены золотые тельцы и он превратился в дом идолослужения. Илия, опять говорит Елисею, - останься здесь, но он отказывается.
По повелению Господа они идут дальше, в Иерихон. Там тоже встречают их пророки, которые знают и говорят Елисею, знает ли он, что Илия будет восхищен. Елисей, опять отвечает, что знает об этом и говорит им, молчать. Но, этого не происходит и он, опять предлагает Елисею остаться в городе, на старом месте, Елисей отказывается. И опять вопрос - почему в Иерихоне не происходит восхищения Илии? Иерихон означает «благоухающий, благовонный», то есть, благоприятный для жизни. Там звучали трубы и пали стены во времена Иисуса Навина, там было училище пророков, но не хорошая, «вредная» вода. Надо думать, что «вредная» вода означала сомнение пророков в том, что Илия будет вознесен. В итоге, когда Илия был вознесен, они трижды просили Елисея, разрешить им поискать тело пророка в горах.
Они идут дальше к реке Иордан. Надо заметить, что от начала служения пророка Илии от потока Хораф, уже дается намек на его конечный пункт, когда упоминается, что этот поток находится «против Иордана». Если «поток» означает источник Слова из которого пил пророк, то большая река говорит о необходимости перейти через неё. Они переходят ее чудесным образом. Видя упорство Елисея, что он не хочет оставить учителя одного, Илия говорит ему, - проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. Елисей просит – дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. Илия отвечает - трудного ты просишь, но если увидишь как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. И, когда они шли дорогою и разговаривали, свершилось вознесение Илии на колеснице.
Можно поставить вопрос так – в чем, в главном, проявился дух Илии? Он был обычный человек, через него проявлялись большие силы Божии. Очевидно, в первых двух городах он только слышал от других пророков, что будет восхищен, но лично откровения не получал. И, ожидая восхищения, которого не происходило, он был в сомнении дважды. По этой причине, в первых двух городах,  Елисей дважды говорил пророкам молчать и не расстраивать учителя. И только в день вознесения, перед Иорданом, он лично получил это откровение. При этом он не терял веры и по духу силы ожидания был вознесен.
Еще сложнее было Елисею, который был молодым пророком, недавно избранным, который, видя сомнения учителя, когда вознесения не состоялось, не оставлял в вере его. И он попросил духа Илии вдвойне и получил его. Проецируя это событие на наше время и, вспоминая слова апостола Петра, который предупреждал, что «в последние дни явятся ругатели, говорящие – «Где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же». Сложно современному верующему, остаться в вере в то, что и он будет восхищен по вере в обетование Иисуса – о восхищении Его народа. А потому, нужно иметь духа вдвойне, чтобы не усомнится в исполнении Его обетования восхищения лично к тебе и ко мне.
Так же, можно заметить и такой момент в истории восхищения Илии. Он сказал Елисею – «если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вообще, суть связи видения и слышания, хорошо отражена в истории апостола Павла, когда ему явился Иисус в свете. В книге Деяний, когда речь идет от третьего лица, со стороны или на слуху, то мы читаем, что люди шедшие с ним – «голос слышали, а никого не видели». Но, когда апостол рассказывает эту историю сам, то говорит, что «бывшие с ним свет видели, но голоса Говорившего мне, не слышали». Другими словами, надо думать, что восхищение современных избранных верующих, одного из двух, для людей мира, для одних - будет «видимо и слышимо», и они будут получать силы для своего ожидания в восхищении. Для других - только «слышимо», на слуху и они будут в сомнениях.
Подводя итог вознесения Илии, и вспоминая слова Иисуса, сказанные после притчи о двух на поле служения, – «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет, но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет…». Из истории вознесения Илии, вытекает вывод, что есть некоторые из народа Его, которым будет дано знать в ближайшие три дня или день в день. И очевидно, это знание будет определять не великие дела внешнего служения, но великая скорбь верующего под можжевельником.
А о «временах и сроках» Его второго пришествия видимо для всего мира, мы поговорим в другой раз. Продолжение следует.
dwecut@mal.ru