Анализ алкоголических стихов

Геннадийй Воловоой
Паша Бабенко - Омар Хаям русского разлива

Эпиграф:

Все царство мира — за стакан вина!
Всю мудрость книг — за остроту вина!
Все почести — за блеск и бархат винный!
Всю музыку — за бульканье вина!
                (Рубаи Омар Хайям)

Тема пьянства неотделима от поэзии. Бахус верный друг поэта. Он дарует вдохновения после чарки вина. В русских землях он испокон веков обретал в виде славянского бога "Зеленого змея", покровителя веселья и виноделия, однако как свидетельствуют летописи иноков Киево-Печорской лавры, при крещении русского люда и купании его в Днепре, из вод первый раз поднялась трехглавая голова "змия" известного как Змея Горыныча, который сразился с Добрыней, но был посрамлен, вильнул хвостом и скрылся в мутных водах "Пучай-реки" (Днепра) С тех пор уж сильно он обозлился на православную веру, которую приняли наши славные предки и стал вредить в виде спаивания народа. И ныне он является в парах алкоголя, не всегда с тремя головами, но всегда зеленый и радостный с чаркой водки. Как же русской поэзии не попасть под чары этого змея-искусителя?

Не хочу я водку пить
Не хочу закусывать
Не хочу я жизнь губить
Вот за это выпью я

***
в небе маленька такая
тучка беленька висит
в рюмке махонька такая
горе горькое лежит

***
вот проплыли облака
листья отшумели
с грустью я беру стакан
нет того веселья

***
вот снова вечер наступил
и луч последний гаснет
закуску вдруг он осветил
и край стола и скатерть

Удивительное дело, сколько талантов погубил вредный змеюка. У всех на памяти Сергей Есенин, который допился до таких чертиков, что заработал "белую горячку", которая его и сгубила, а власть, которой приписывают намеренное убийство поэта... Находясь в алкогольном бреду Есенин шесть  раз пытался свести счеты с жизнью и наконец свел... Увы...

Потемнело все вокруг
Дни зимой короткие
Я налил себе стакан
Пью я водку горькую

***
снова небо потемнело
снова дождь закапал
снова я напившись водки
очень горько плакал

***
Голова моя пьяна
Руки золотые
Пью я жизнь свою до дна
С алкашами милыми

***
форточка открытая
свежий воздух льет
друг сидит за столиком
мою водку пьет
мне не жалко водки
друга мне не жаль
водка скоро кончится
вновь придет печаль

Картинка будто срисованная с жизни русского человека, коротающего денек у себя дома, и ведь нечем ему заняться, нет перспектив в жизни, не нашел он ничего, что утешило его сердце, кроме "горькой"...

я пешком люблю ходить
видеть лица встречные
обнимите вы меня
братья мои вечные
обнимите вы меня
я слегка шатаюсь
и налейте мне вина
я по жизни маюсь

***
вечер тихо опустился
со мной рядом он присел
я налил ему стаканчик
выпей парень ты успел

на дороге рос небольшой бурьян
я по жизни шел и не пьяным пьян

Дружки само собой сразу же нальют, потому что, водка давно заменила не только жизнь одного человека, но всю духовную жизнь русского народа, так плотно вошла в его жизнь, что те же реформы Горбачева по деалкоголизации страны вызвали лютую ненависть и злобу, до сих пор бывшему президенту СССР припоминают антиалкогольную компанию. Вспоминается притча обыгранная Тарковским в фильме "Ностальгия":

"Один человек спасает другого из огромной, глубокой лужи. Спасает с риском для собственной жизни. Вот они лежат у края этой глубокой лужи, тяжело дышат — устали. Наконец, спасенный спрашивает — ты что? — Как что? Я тебя спас. — Дурак, я там живу, я там живу."

вот я снова со стаканом
вот я снова на коне
пью я тихо сам с собою
наливаю я вдвойне

***
со стаканом чокаясь
я один сижу
мне не нужен собутыльник
сам с собою говорю

***
я смотрю на дно стакана
шо ли черти пляшут
я плесну туда еще
пусть они поскачут

Вообщем герою и не так скучно, раз товарищ не идет, есть черти в качестве компаньонов, и как же им не плеснуть туда новую порцию "огненной воды"? "Белая горячка" и общение с чертями - итог обильных винно-водочных возлияний, что прекрасно и показал нам поэт. Но кто же автор таких проникновенных стихов про эту грустную сторону жизни?.. А поэта зову Павел Бабенко. Паша король натюрморта, как он себя называет, основатель и руководитель товарищества наивных художников Кубани, сего слов, разумеется. Но мы верим на слово.

стихи пишет он давно
не поэт он знает
он с омаром пьет вино
хаям наливает

А ведь действительно. Поэтическое творчество побочное у Бабенко, он художник, насколько хорош он как художник судить не могу, потому как мало что видел из него. Но вот плоды "побочного" творчества оказались весьма смачными и талантливыми.

синее утро в синем тумане
синяя водка в синем стакане
синие лица пьют эту водку
тихо струится в алые глотки

Вот сразу чувствуется глаз художника. Поэту так не увидеть, как художнику цвета алкоголя, и вот это свое художественное виденье воплощается в стихотворной форме.. И и мы буквально попадаем в этот "синий мир".

звезды мреют в вышине
месяц проплывает
допиваю свой стакан
в другой наливают

***
вот он месяц молодой
не достать его рукой
слишком руки коротки
выпью с легкой я руки

Это просто эпопея пьющих людей. Сразу вспоминаются родственные духу Паши картины Нико Пиросмани, с людьми за длинным столом, пьющих вино. И тогда уже поэзия приобретает другой смысл, все же не только грустная и безысходная жизнь царит кругом, но есть темы философические, наводящие на смысл жизни...

неотвратимо солнца бег
и вот опять луна взошла
короток комариный век
я хлопнул по уху себя

***
лунный лунный лунный свет
жизнь моя прекрасна
подрезаю огурец
пью я водку сладку

***
я сижу сижу сижу
ноги холодеют
выпью я сейчас сто грамм
ноги потеплеют

Вот и радость приходит, после очередной рюмки, и жизнь кажется прекрасной и ноги теплые.

дождик течет по стеклу
ветка в окошко стучится
выпить с утра я хочу
жду когда мир мой проспится

Пришел новый день и он наполнился новым смыслом. Еда и пьянство все вытесняют, ночные грустные думы, днем веселье, днем друзья, днем все радуется и танцует. И в ожидании дружка поэт ведет разговор сам с собой.

закуска на столе стоит
часы мне кажут время
вот вот товарищ подойдет
и выпьем мы с похмелья

***
от идет идет идет
в голове разруха
отгоняю рукой прочь
со стакана муху

***
вечерком иду домой
небо уж темнеет
вон он месяц молодой
и душа светлеет

***
я смотрю на небеса
облака лохматые
голова моя седа
и душа распахнута

***
дождь пролился на земле
сыростью запахло
наливают мне вдвойне
жизнь полынью пахнет

Тема луны мрачно-горько вписывается в стихи, сквозь призму граненного стакана, луна приобретает особый смысл, становится верной подружкой героя.

слышу ночью чей то вскрик
или мне мерещится
одинокий лунный блик
меж стаканов светится

***
за окошком лунный свет
лампа электрическая
чай мешаю я в стакане
ложкой металлической

***
вот опять луна взошла
в рюмке отражается
я не буду пить до дна
пусть она купается

ТЕМА ХУДОЖНИКА
В Санкт-Петербурге жил художник история которого полна невероятных событий и приключений. В годы войны он отбился от семьи и нашел ее только спустя много лет. Однажды я попал на его выставку и он мне показал свое любимое произведение, которое очень похоже на стихотворение Бабенко.

луч солнца
на полу лежит
гребет песок
в корытце кошка
и я сижу
передо мной
все тот же нож
стакан селедка

***
на моем окошке
кактус да герань
на столе бутылка
полон мой стакан
вот немножко выпью
и пойду я спать
может мне приснится
как богатым стать

Как пересеклись сюжеты художника и поэта. Произведение было дорого художнику за какие-то его переливы цвета, но то что этот натюрморт был подлинно художественным говорил тот факт, что к нему подходил алкоголик, который случайно забрел на выставку и долго просил подарить эту картину. Художнику не жалко было ее подарить, но там был, как он говорил такой уникальный цвет, что не отдал... Хотя, если взять с точки зрения служения, должен был бы и отдать.. Даже пожертвовать, ведь картина нашла своего самого преданного почитателя...

Есть у Паши Бабенко и тема любви. Куда же без нее поэту?..  Как же любовь вплетается в стихи и что находит в ней герой?..

золото листвы
вьется под ногами
я ищу весну
пьяными губами

***
со стаканом или без
я немножко пьяный
посмотри ты мне в глаза
я с душою рваной

***
мы с тобою водку пьем
хлеб я подрезаю
ты мне верная жена
я всю жизнь гуляю

***
над забором расцвела
яблоня и вишня
выпью всю весну до дна
мне зима уж снится

***
веточки ломаются
ветер шапку рвет
я спешу к любимой
водки мне нальет

***
я иду спешу к тебе
ноги мои сбитые
я бегу лечу к тебе
с мордою испитою

***
одеяло тяну на себя,
потому что один я в постели,
и молитву шепчу про себя,
пусть останется все неизменным.

И тема Родины проходит в стихах поэта. Но она уже подмешивает горький вкус алкогольного зелья

мне не холодно сегодня
пиджак мой распахнут
я беру другой стакан
выпиваю махом

***
ночь уже накрыла
родину мою
варится картошка
я совсем не сплю
варится картошка
льется самограй
эх ты моя родина
мой домашний рай

***
вот опять луна взошла,
вот опять растаяла,
вот проснулся утром я,
вот зачем,не знаю.

***
посмотрю направо я,
гляну ли налево,
всюду Родина моя-
и душа и тело.

***
за окошком синева,
на окошке кошка.
потянулся я слегка,
выпил я немножко.

***
по дороге еду я,
лица вдоль мелькают.
остановку попрошу,
там,где наливают.

***
ночь уже накрыла
родину мою
варится картошка
я совсем не сплю
варится картошка
льется самограй
эх ты моя родина
мой домашний рай

Вписываются в поэзию и шуточные мотивы:

я вчера увидел в небе нло
помахал рукою сгинуло оно
я глазами шарю по небу сейчас
если вдруг появится я винца припас

***
как странно сложилась
судьба таракана
упавшего с полочки
мне в кипяток
я выловил пальцами
его из стакана
добавил лимону
и выпил чаек

***
что то бахуса не видно
пьет ли сволочь без меня
мне немножечко обидно
что трезвее его я

***
на диване я лежу
годы вспоминаю
под рукой стоит стакан
хлеб я в соль макаю

***
странно тикают часы
сон мне навевая
и рука моя висит
водку проливая

***
тикают все тикают ходики мои
в горле пересохло водки принесли б
огурца рассолу дело бы пошло
ходики все тикают но нейдет никто

***
Пушкин умер секунду назад
тело Лукреция еще не остыло
рядом с нами живые стоят
гении нашего мира

***
эх хочу я умереть
эх хочу я сгинуть
не допил я свой стакан
горло мое стынет

***
и заплачет небо горько
дождь прольется по траве
и скорбящею рукою
ветр закроет очи мне

***
утром рано солнце встанет
не найдет оно меня
лишь трава была примята
где прощался с миром я

***
поминальный стол накроют
всем по рюмочке нальют
вряд ли кто заплачет горько
только стукнут двери вдруг

***
Вот и все уже прошло
Водка выпита
Я прилег уже на дно
И землей присыпанный

Грустно... Очень грустно. Вот так закончилась жизнь человека. Совсем другой мотив, чем у Шевченко. Там широта души от любви к жизни, от тяжкой доли Родины, а здесь, конец жизни в которой было мало смысла, смысл которой свелся к водке, но это не лишает нас понимания и сочувствия, мы не ругаем наших алкашей, мы понимаем, что нечто более сильное висит над Россией и определяет жизнь людей.

Как умру, похороните
На Украйне милой,
Посреди широкой степи
Выройте могилу,
Чтоб лежать мне на кургане,
Над рекой могучей,
Чтобы слышать, как бушует
Старый Днепр под кручей.
(Тарас Шевченко)

И совсем другой мотив бессмысленно прожитой жизни сквозит в этих строчках Паши Бабенко:

травушкой муравушкой
ветерок колышет
я давно уже забыт
только ветер свищет

***
где-то где-то где-то здесь
меня закопали
надо мной растет трава
пчелки мед сбирали

Поэт нас уводит в мир воображения и там просто начинает вытягивать жилы. Ведь действительно. Только когда пчелки летают над могилой становится пронзительно ясно, что жизнь главное, а не водка и дружки...

Действительно явила же земля русская отечественного Омара Хаяма. Пришел он не с веселым стаканом вина, а горькой водкой. Явился он не в веселье и окружении друзей, а в одиночестве всеми покинутый, и другом его стала луна и водка. Отразила она жизнь русского человека, который находит смысл в водке, который в ней топит свою горькую жизнь. И можно было бы обвинять его, если бы сама жизнь, ее убогость, отсутствие перспектив, безразличие государства не толкали русского человека к пьянству. Живет он в чужом для себя государстве, не находит родственных людей, живет в своем мире, среди граненных стаканов, света луны и горьких воспоминаний о жизни...

P/S
Паша, не знаю, какой ты художник, но поэт ты настоящий!