Луча бегин луча

Николай Абоимов
ЛУЧА БЕГИН ЛУЧА

 

     Стадо Ток. Олени, пастухи-эвенки, бригадир Юра Трифонов - внук знаменитого Улукиткана. И я среди них. О чем еще можно мечтать романтику, мальчишкой начитавшемуся увлекательных книг Фенимора Купера, Григория Федосеева? Ночью мне еще снятся сны, что я снова в Ташкенте. Просыпаюсь, осознаю свое истинное положение и радуюсь: "Слава Богу, я в тайге". Как-то утром Юра сказал: "Сегодня едем искать отбившихся оленей". - "А маут брать?" - спросил я. "Смотри, как хочешь", -ответил он. Едем всей бригадой. Юра впереди прокладывает тропу, и я уже знаю, что у него правый олень - знаменитый в стаде передовой Эрнай. Он даже по наледям ведет караван прямо. А вот и олени - голов тридцать. Пастухи достали мауты*, стали ловить оленей. А я свой не взял. Ловля оленей - занятие увлекательное и азартное, каждый старается показать свою ловкость - один я без дела. Когда поймали оленей, я подошел к Юре и обиженно сказал: "Я же спрашивал тебя, брать маут или нет". - "Коля, солдат оружие должен иметь всегда под рукой. Маут - оружие пастуха. Будет маут - будут олени. Что будет с солдатом, если он не возьмет оружие в бой?" - с хитроватой улыбкой ответил Юра. Он обернулся к пастухам, и сказал: "Ехор-мохор! Луча бегин луча". Все засмеялись. "Говори по-русски, я же не понимаю", - сказал я ему. - "Я про это и говорю, что русский есть русский". А "Ехор-мохор", как я узнал позже, было придуманное им самим выражение, и вставлял он его, когда был особо чем-то недоволен. Позже, мы с улыбкой вспоминали этот эпизод, а если у меня что-то  не получалось, то уже я в свое оправдание говорил: "Лучабегин луча".

*Маут - аркан, которым ловят оленей. Сделан из кожи дикого оленя.