Сутки до конца света

Ольга Рогозина
Безразличие

Тихуана. Мексика. Лагерь для беженцев из «каравана обреченных». Запах пыли и потных тел. На грязных матрасах под открытым небом мигранты месяцами ждут своей очереди просить убежища в США.

Глаза. В одних в пелене бездонной усталости плещется надежда. В других  – отчаяние загнанного зверя. Но немало и таких, в чьих взглядах –  пустота и безразличие.

В лагерь входит группа полицейских. Один из них держит в руках мегафон:

- Atencion. Un mensaje urgente. Объявлено национальное чрезвычайное положение. Мы получили срочное сообщение НАСА. К орбите Земли приближается планета-странник Азара. Через сутки произойдет столкновение, которое приведет к катастрофе. Земля сойдет с орбиты и, по расчетам специалистов НАСА, столкнется с Меркурием. Наша планета будет полностью уничтожена приблизительно через двадцать четыре часа. Граница закрывается. Прием американской погранслужбой заявлений на беженство прекращен.

Люди, сидящие на матрасах под открытым небом, реагируют по-разному. Молодежь встречает новость недоверчивым свистом и ругательствами. Женщины плачут. Мужчины постарше окружают полицейских и пытаются выяснить детали.

***

На Исабель сообщение не производит впечатления. Что произойдет с ней и со всем человечеством через сутки не имеет ровным счетом никакого значения.

***

Муж Исабель, владелец овощной лавки в маленьком гондурасском городе на границе с Гватемалой, отказывался платить бандитам дань с прибыли. Они ворвались в магазин и расстреляли его и стоявшую за прилавком старшую дочь.

О караване Исабель услышала по радио. Через час сосед уже вез ее с двухлетним сыном Карлосом к границе, где они влилась в людской поток.

На подходе к пограничному контролю в Сан Изидро полицейский обстреляли караван газовыми гранатами. Одна из них пробила голову спящему в коляске Карлосу.

Радость

Уже два месяца с момента выписки из районного онкоцентра тело Елены Ивановны разрывала невыносимая боль. Боль разлеталась внутри на сотни маленьких взрывов, окутывала снаружи, заполняя все пространство маленькой комнатки. Деревня, где жила Елена Ивановна, находилась в сорока километрах от райцентра. Декабрь выдался снежный, врачи из поликлиники не могли к ней добраться, чтобы выписать обезболивающее, а в единственном на всю область хосписе не было мест.

Елена Ивановна очнулась от легкой беспокойной дремоты – ей снилось, что она несется на волнах боли в какой-то страшный черный водоворот. На кухне еле слышное бормотало радио. Говорили что-то непонятное:

-  К Земле приближается ... планета-странник… произойдет столкновение…. Земля сойдет с орбиты… планета прекратит свое существование через двадцать четыре часа.

- Боже мой, какой чудесный сон, - вздохнула Елена Ивановна. -  Как славно было бы, если бы завтра все закончилось. Гриша с Мишей меня давно уже заждались, а я все никак не отмучаюсь. – Хватит, пожила уже. Подумать только – девяносто пять. Неприлично так долго задерживаться на этом свете.

Боль немного отпустила и Елена Ивановна погрузилась в воспоминания.

Июль сорок пятого. Она вешает во дворе пододеяльник на веревку. Вдруг кто-то крепко обнимает ее сзади. Елена кричит на всю улицу – люди высовываются из окон. Это Гриша. Вернулся. Живой.

В саду на стеганом одеяле лежит карапуз Мишка. Щурится от солнца.

Мишкина свадьба – он такой взрослый и серьезный рядом с хрупкой испуганной девочкой в белом платье.

Хлопает дверь и в комнату входит бледная заплаканная соседка. Трясущимися руками поправляет одеяло у кровати Елены Ивановны. Выходит на кухню поставить чайник. Когда возвращается, Елена Ивановна спит спокойным крепким сном – впервые за два месяца.

Горе

- С вами Мишель Дракер и шоу “Vivement dimanche”. У нас в гостях - очаровательная Анна Серебрякова. Фигуристка. Почетная гражданка Франции. Чемпионка мира. Двукратная  чемпионка Европы. Трёхкратная чемпионка Франции.

Крупным планом показывают миниатюрную девушку в узких брюках и бирюзовом свитере.

- Анна, для тех, кто не знаком с подробностями вашей биографии, расскажите, как начиналась ваша карьера? 

Гостья широко растягивает губы в тщательно отрепетированной улыбке, хорошо знакомой зрителям по обложкам журналов и рекламным плакатам, которыми в преддверии Олимпиады увешаны автобусные остановки.

- Я родилась в Гомеле, в Беларуси. С трёх лет решила, что обязательно буду спортсменкой. Маме пришлось бросить работу и возить меня через весь город на каток. В тринадцать лет - место в национальной сборной. Переезд в Минск. Пятое место на юниорском чемпионате мира. Достигнув потолка в Беларуси, я стала искать возможность тренироваться за рубежом. С Жаком Дюбуа мы работаем уже десять лет...

- В вашей коллекции нет только одной, самой важной медали, - олимпийской? - интересуется ведущий.

Анна не успевает ответить. Дверь распахивается и в студию вбегает  запыхавшийся Франсуа, директор передачи:

- Ребята, стоп! Заканчиваем съёмки. Включите новостной канал. Катастрофа. Через сутки Земля столкнётся с другой планетой. Она движется прямо на нас!

Ведущий, операторы и ассистенты бросаются к экранам, и прослушав обрывки новостей, расталкивая друг друга, бегут  к выходу.

Только Анна, не шевелясь, продолжает сидеть на высоком стуле. В студии выключился свет, но девушка этого не замечает.

Анна пристально смотрит на экран телевизора, где ведущая новостей в ярко-красном костюме эмоционально рассказывает о надвигающейся катастрофе, но не понимает ни слова. Мысли её далеко.

Морозный февральский вечер. До тренировки осталось полчаса. Мама вышла в магазин и до сих пор не вернулась. Шестилетняя Аня стягивает с вешалки в коридоре шубку, подхватывает сумку с коньками и идёт по сугробам к автобусной остановке. Там и найдёт её перепуганная мама - дрожащую от холода, с замёрзшим на щеках слезами.

Чемпионат Европы. После короткой программы Анна лидирует с большим отрывом. Тренировка перед произвольной. После неудачного приземления каскада - парализующая все тело  боль. Заморозка. Произвольная как в тумане. Она третья, но запас очков после короткой выводит в итоге на первое место. Награждение на костылях. 

Промозглое мартовское утро. Похороны мамы. Вечером самолёт - чемпионат мира. Победу она посвятит ей - своему самому главному болельщику.

Всю жизнь она шла к одной цели, не замечая преград. И вот теперь, в шаге от триумфа, за месяц до олимпиады, все закончится.

Горько. Нелепо. Несправедливо. Бессмысленно.