Про что исход

Рыжов Александр Геннадьевич
В Библии не раз говорится о том, что евреи должны были вспоминать о своем выходе из Египта. У современных евреев с этим связан ряд праздников, основная цель которых – опять же побуждение к воспоминанию. В чем смысл такого воспоминания? Современные религиозные евреи говорят, что один из основных смыслов этого – в напоминании себе о том, что Установивший физические законы силен их в любой миг нарушить, т.е. главный в мире – Он (об этом говорит, например, в последнем влоге рав Мендель Агранович). Я подумал, что на основной смысл эта (на самом деле очень важная и большая) мысль все-таки не тянет. Я бы размышлял здесь в сторону темы искупительных действий Бога – есть тексты об исходе из Египта и последующем возвращении из плена как раз в терминах искупления, выкупа.

Но эта короткая мысль о заповеданном евреям воспоминании стала для меня поводом еще раз подумать о том, на какой или каких идеях должны больше сосредотачиваться мы, христиане, вспоминая о смерти Христа на вечере, евхаристии. В чем основной смысл этого ежемесячного служения? В проповедях на хлебопреломление бывают акценты на следующие темы:

• наше очищение, исправление, приготовление к достойному воспоминанию (достойным считается в таких проповедях именно участие после сосредоточенного исследования себя);
• жертва Христа – ее назначение, эмоциональный отклик на страдание Спасителя;
• круг верующих, в котором мы совершаем это служение, наше единство друг с другом и состояние как общины.

Пунктиром несколько мыслей. Первый акцент, который на местах бывает и самым распространенным либо делит первое место со следующим, думаю, наименее библейский. Во-первых, не ради себя мы на это служение собираемся, не мы в его центре быть должны, во-вторых, практически всегда тональность таких проповедей и последующих молитв – депрессивно-меланхолическая. Все-таки не к такому настроению размышление об искуплении должно искупленных приводить. Это не значит, что упоминать об очищении себя или заниматься этим не надо, но не стоит путать вытирание грязной обуви на коврике перед домом друга с захождением в гости к этому другу (или считать вытирание грязной обуви самодостаточной целью при походе к дому друга).

Второй акцент, думаю, должен быть первым, спору нет. Об этом не буду вообще писать, даже пунктиром (дело в том, что вся заметка пишется на бегу, я либо напишу ее так, либо не напишу никак). Сразу перейду к третьему. А вот его я считаю незаслуженно замалчиваемым и обходимым вниманием.

Во-первых, ему посвящен в 1Кор.10 целый фрагмент, когда речь идет о трапезе («Один хлеб, и мы многие одно тело»). И вообще, единство верующих как одного тела – одна из основных тем послания. Во-вторых, об этом же речь идет с самого начала и в самом отрывке в 1Кор.11. Верующие собирались по домам, вместе ели, общались. И вспоминали о Христе. Когда общины стали расти, совместные трапезы ушли, а от столов осталась небольшая символическая часть (об этом в последние недели много писал и говорил Виктор Шленкин, упоминая интересные детали, которых я раньше не видел или на которые не обращал внимания, жду статьи Виктора, которую он об этом пишет). Крайне важная часть, но и сам фон, сама атмосфера, в которой первоначально совершались трапезы, тоже важны. Об этой атмосфере, о поддержании связи между членами тела Христова, Павел пишет во всем послании. И это то, чего у нас сегодня мало. Есть крупноформатные общения и богослужения, есть та самая символическая часть, но мало трапез. Думаю, что хорошо, чтобы они случались не только стихийно, но и планировались «сверху» как часть внутрицерковной жизни.

01.01.2019